Главная » Журнал Автодайджест » Автоспорт в Беларуси » Анализируем итоги спортивного года

Анализируем итоги спортивного года

Добавлено 12 января 2015

Многие знают Сергея Овчинникова как директора Школы экстремального вождения, а вот в качестве журналиста его мало кто знает. Да, в общем-то, и правильно, ведь написание материалов Сергеем проходит очень редко. В 2014 году он уже дебютировал  в «Автодайджесте» и портале ADT.BY  со своими материалами, посвященными автоспорту. В этот раз предлагаем вниманию его интервью со своим учеником Вадимом Гитлиным.

( Редакция)

автоспорт,Вадим Гитлин, интервьюСегодня я снова встречаюсь с Вадимом Гитлиным после завершения чемпионата Ferrari Challenge. Какие результаты участия, что еще происходило на этапах соревнований?

Если коротко, то по итогам участия в Ferrari Challenge я занял пятое место в зачете Trofeo Pirelli категории AM. При этом, у меня две победы в абсолютном зачете на этапах в Брно и в Стамбуле.  Этому результату я рад, поскольку это мой первый год участия как в гонках вообще, так и в этом чемпионате в частности.

Про гонку в Брно мы писали раньше. Расскажите про эту гонку в Стамбуле, как это было?

Эти выходные были необычными. Дело в том, что на этом треке никто из участников чемпионата никогда не ездил. Ни одного этапа Ferrari Challenge там не проводилось.

Получается, что это уравнивало шансы?

Да, мы так и шутили, что посмотрим теперь, кто есть кто на незнакомой трассе. Перед Стамбулом я две тренировки провел на симуляторе, по 600 километров накатывал в день. И эти тренировки мне очень помогли, потому что я уже понимал, как примерно мне ехать те повороты, которые надо знать. Я практически знал трек и знал уже основные приемы прохождения особенно сложных поворотов. Но это, конечно, все на симуляторе. В реальности надо было понять и почувствовать трассу. В пятницу я понял, что симулятор в этот раз довольно точно передал конфигурацию и характер трека. Фактически, все те навыки, которые я приобрел в тренировках на симуляторе, мне пригодились.

Как прошла квалификация?

По прогнозу гонка планировалась дождевой. С ночи c пятницы  на субботу шли дожди, потом выглядывало солнце. Особенность Стамбульского трека в том, что там финишная прямая находится в тени и сохнет в последнюю очередь. Когда она мокрая, кажется, что весь трек мокрый, а на самом деле он начинает подсыхать.

В пятницу два часа тренировок мы ездили на дождевой резине, только на третий час поставили слики. По результатам первых двух часов сессии у меня было лучшее время среди «любителей» и третье «в абсолюте».

Трек в субботу с утра был мокрый, но когда наша квалификация началась, выглянуло солнце. На дождевой резине я показал третье время. В конце квалификации некоторые гонщики рискнули и поставили слики. И это дало результат, их времена значительно улучшились. Мы уже не успели этого сделать, и по итогам квалификации я стал восьмым в абсолютном зачете и четвертым среди любителей. Несмотря на это, сильно не горевал, потому что чувствовал себя на этом треке уверенно.

автоспорт,Вадим Гитлин, интервьюКак сложилась гонка?

На стартовой решетке у меня было 7 место за счет пенализации одного гонщика. При старте машина передо мной притормозила, и две машины меня обошли справа и слева. Но в первом повороте после прямика есть перепад вниз, и внутри поворота он значительно круче, чем снаружи. Получается, что первый поворот закручен винтом вниз и влево. Машину, которая ехала внутри поворота, сильно разгрузило, он не смог достаточно эффективно затормозить, столкнулся со вторым в пелотоне, пересек всем траекторию и устроил завал. Из этого завала я вышел четвертым. Передо мной была машина, которая, я знал, была медленнее в квалификации, поэтому я постарался побыстрее ее атаковать и в первом же круге обогнал.

После этого я оказался в относительно спокойной обстановке: впереди меня на довольно значительном удалении ехали два быстрых пилота, позади также довольно далеко шли преследователи, которых должен был сдерживать соперник, которого я обогнал. Поэтому я слегка успокоился, и концентрация снизилась, стал ошибаться. Два-три круга ехал с ошибками и обнаружил, что начинаю отставать от лидеров, а преследователи приближаются. Пришлось найти в себе силы собраться, отбросить ненужные мысли и ехать грамотно и без ошибок. По крайней мере, начал делать все от меня зависящее.

Ближе к середине гонки мне по рации сообщили, что я иду быстрее впереди идущих машин и если сохраню темп, то могу их догнать. Действительно, вскоре после этого сообщения я и сам увидел, что догоняю.

Вскоре вторая машина, которая была впереди меня, догнала первую и уперлась в нее, и дистанция между мной и ближайшим соперником начала сокращаться еще быстрее. При этом вторая машина все же не приближалась к первой на расстояние атаки и не пыталась обгонять. Круг мне понадобился для того, чтобы понять, что соперники едут довольно медленно по сравнению с моим темпом. Я изучил, как едет гонщик впереди меня, и там, где он широко зашел, перед последним прямиком, я срезал траекторию и очень чисто вписался перед ним. После этого стало ясно, что первого тоже обгоню, потому что он сдерживал второго. Понадобился круг на то, чтобы его догнать, и еще круг, чтобы попытаться совершить обгон. После нескольких попыток я в том же самом месте и его обогнал. После этого, через два круга, гонка кончилась. За эти два круга я создал разрыв между нами 2,5 секунды.

Поздравляли меня бурно, причем не только наша команда. Никто такого результата не ждал. Дело в том, что оба гонщика, которых я обогнал, считались самыми быстрыми в чемпионате, и в этой гонке они шли каждый на первом месте: один среди любителей, другой среди профессионалов. Оба своих обгона я совершил на последних семи минутах гонки. На сайте Феррари написали, что удивил всех и был неудержим.

Как оцениваете свое мастерство?

Думаю, что я заслуженно нахожусь в пятерке сильнейших. Конечно, теперь я лучше понимаю, насколько далек от реального мастерства, но при этом также вижу, насколько мой уровень гонщика возрос по сравнению с началом сезона.

Я научился вести себя в гонке, бороться за позицию, оборонять ее и улучшать. Понимаю, как обгонять, как себя вести в колонне машин, если впереди медленная машина и не пускают. На каждом новом этапе соревнований я лучше чувствовал машину. К концу сезона, наверное, все это начало собираться воедино и давать плоды. И самое важное – теперь я лучше знаю и понимаю, чего не нужно делать.

Какая у Вас тактика участия в соревнованиях?

Всего не расскажешь, в каждой гонке – своя ситуация. Однако одно правило я для себя вывел: избегать ударов и контактов. Феррари – хрупкая машина, и удары легко приводят к поломкам и сходу. Как минимум меняются углы установки подвески. Например, если руль повернут и удар приходится на переднее колесо, то меняется схождение, и машина может становиться нервной. И потом в гонке с этим сложно справляться. Но сейчас мои навыки вождения позволяют и с этим ехать.

Вторая часть

Последний этап Ferrari Challenge проводился в Абу-Даби. Как сложилась гонка?

Старт автомобилей

После старта

В этот раз в гонке было очень много машин, потому что объединили участников чемпионата Азии, Европы и Америки. Приехали также и неизвестные мне соперники.

В первой гонке я стартовал с 12-й позиции в абсолюте и 5-м среди любителей, но во втором повороте был «завал» и я выехал из этого поворота 28-м в абсолюте и 8-м среди любителей. Была интересная борьба, много обгонов, и финишировал я 15-м в абсолюте и 4-м среди АМ. Хорошая гонка была, боевая…

Во второй гонке я стартовал с 11 позиции 8-м в абсолюте (3-м среди АМ). Тоже себя нормально чувствовал, но произошла странная ситуация. По радио я получил сообщение «сейфти кар», после этого чуть сбросил скорость, чтобы поберечь шины, но одна машина меня обогнала, а еще две приблизились тоже с явным намерением обогнать. При этом никаких дополнительных сигналов и флагов не было, только один желтый возле стоящей машины. Я начал разгоняться, но в шпильке почувствовал удар сзади. После этого стало ясно, что подвеска повреждена, и продолжить гонку я не смогу. Принимая вправо в зоне безопасности, я получил еще один сильный удар сзади, после чего машина врезалась снова в отбойник. Так эта гонка и закончилась.

автоспорт,Вадим Гитлин, интервьюОбидно, что гонка не закончена, не получилось доехать?

Да, есть немного. Хотя я после первой гонки перебрался на 5 место в итоговом протоколе чемпионата в зачете Trofeo Pirelli категории AM, и этот сход ничего не решил. Жаль, что разбили машину, причем довольно сильно и в очень глупой ситуации – при попытке обгона, когда обгоны запрещены.

На финальном этапе проводится три гонки, третья – финальная, где собираются гонщики соответствующей категории со всего мира, из всех трех серий. На эту гонку мне дали подменную машину, тоже белую, и оклеили ее так же. Так как у меня была подменная машина, я стартовал последним, 28-м в абсолюте и 20-м среди АМ. Приехал 12-м в абсолюте и 7-м среди АМ. Вот это было действительно очень интересно!

Нужно отметить, что я рассматривал финальный этап соревнований Ferrari Challenge еще и как тренировку перед гонкой «12 часов Абу-Даби» в классе Pro-Am на Феррари 458 GT3. Эта гонка у меня планировалась на следующих выходных, причем на машине GT3 я никогда не ездил. Поэтому этот этап я спокойно воспринял и откатался с удовольствием, без большого психологического напряжения.

Какие еще ощущения от этой гонки?

Эта гонка была более продолжительная. Она проходила 40 минут, а не полчаса, и многие уставали. Эти дополнительные 10 минут многое, оказывается, решали. Я нормально проехал, с удовольствием, особенно вторую половину. У меня уже был опыт и более длительных заездов – на один час.

Какие еще требуются качества для гонщика?

В гонке важно не позволить вывести тебя из равновесия. Нельзя огорчаться или радоваться. Нельзя себе ставить какие-то цели или отказываться от каких-то целей, потому что гонка непредсказуема. Нужно просто быть здесь и сейчас. Вот в этот момент делать то, что от тебя требуется. Просто ехать. Не уходить из точки, где ты находишься. Нельзя категорично разделять соперников на сильных и слабых. Например, по результатам квалификации не всегда понятно, кто из гонщиков действительно быстрый или медленный. Может неудачная настройка автомобиля была или какие-то неисправности. Нельзя недооценивать соперника. И нужно всегда помнить, что гонка идет ради удовольствия, а не ради результата.

Многие гонщики, с которыми я ехал, в конце гонки замедлялись. Думаю, причина в том, что не все тренируются постоянно, а это необходимо. Я поддерживаю физическую форму – бегаю, выносливость тренирую, в зал тренажерный хожу, обязательно делаю упражнения для шеи. Сейчас легко выдерживаю всю 30-40-минутную гонку.

Какие треки больше понравились?

Конечно, больше всего запомнились и понравились Брно и Стамбул, где я выиграл. Мне не нравятся треки, где, чтобы быстро ехать, нужно бить машину, жестко ездить по поребрикам или по траве.  Например, в Монце, в повороте Аскари, есть «лежачий полицейский» на внутреннем поребрике. Однако, чтобы хорошо пройти Аскари, нужно по нему ехать, хотя это приводит к удару. Страдает и колесо, и подвеска. На первой гонке в Монце очень много задних левых колес пробитых было. Я этого не люблю. Мюджелло и Брно хорошие треки. В Портимао хороший трек, хотя покрытие волнистое. Никогда не поймешь, как будет работать АБС. Из-за этого очень много аварий было на торможении.

Сильверстоун – интересный трек. Он очень плоский, и там воображение должно работать. Но в одной связке поворотов нужно так атаковать поребрик, чтобы уходить на траву. При возврате легко можно покрышку пробить.

В Стамбуле, на мой взгляд, правильный трек, как и в Брно, и в Мюджелло. Поребрики глубоко атаковать нет смысла, можно шины порвать об острые края, и машину подбрасывает, теряешь время на выходе из поворота.

В Абу-Даби – великолепный трек. Лучший из всех, на которых я бывал. Единственный недочет – это не слишком большие зоны безопасности в некоторых местах.

 автоспорт,Вадим Гитлин, интервью

Абу-Даби 12-часовая гонка

Трек в Абу Даби

В этой гонке мы ехали втроем – я, любитель и два профессиональных гонщика – Исаак Тутумлу и Марко Фрецца. В квалификации я ехал на 3,5 секунды медленнее лучшего абсолютного времени. Машина была для меня новая, неизвестная. Сразу понял, что давить на тормоз надо изо всех сил.  Нагрузка большая, потому что нет вакуумного усилителя тормозов и колодки жесткие, для долгих гонок. Зато машина развивает очень большое замедление. Впереди стоят шины шириной 300 мм, сзади – 310мм. Получается, кто сильнее давит, тот лучше едет.

На тренировки было отведено три часа, из которых я ехал два. Квалификацию проехали хорошо, были вторые в своем классе и шестые в абсолютном зачете.

В субботу с утра началась гонка. Первым стартовал Марко Фрецца, а следующий заезд был моим. Утром  вроде бы не жарко. Только через полчаса после старта обнаружил, что не включен кондиционер, включил. Трубка с питьем не очень удобно была настроена, к тому же непривычно было мне пить во время гонки. Я пару раз отхлебнул и все. Полчаса проехал и чувствую, что устаю. Незадолго до финиша моей сессии я потерял контроль, и машину развернуло в простом повороте, что меня очень удивило. Когда финишировал и ехал по питлейну, обнаружил, что не могу ремни отстегнуть. Потом справился, выхожу из машины, чувствую – сознание теряю. Меня подхватили, отнесли. Оказалось, сильное обезвоживание. Меня час откачивали, в чувство приводили.

Гонки в Абу- Даби

Несмотря на результат первого заезда, второй заезд я проехал неплохо, и мы остались на 2 месте в нашем зачете ПРО-АМ. Дело в том, что гонка идет 6 часов, потом 3 часа перерыв, и затем еще 6 часов, и отставание после первых 6 часов считается в кругах, все секунды обнуляются. Поэтому было важно не отстать от лидера в нашем классе больше, чем на круг, и с этой задачей мы, в том числе и я, справились.

В перерыве отправили меня поспать. Вначале планировалось, что я поеду во втором заезде после старта и буду финишировать, но потом переиграли, пока я спал. Поэтому меня разбудили раньше, и я не успел достаточно отдохнуть. В результате свою сессию ехал не особенно быстро, последствия обезвоживания все еще сказывались, полностью не восстановился. Однако, как впоследствии оказалось, не это нам повредило.

С начала сессии не работала подача напитка, это меня напугало. К счастью, затем все наладилось. Потом я почувствовал появление постороннего звука. Звук был такой, как будто прокладку коллектора пробило, и он стал усиливаться. Я по радио сообщил об этом, и меня на 2-3 круга раньше в боксы пригласили. Мы поменялись, мой коллега проехал один круг, чтобы убедиться в том, что неисправность действительно присутствует, и вернулся в боксы. Оказалось, прогорел выпускной коллектор. Меняли 22 минуты и переместились на 7 место в своем зачете. Так мы и финишировали. Зато в четвертой своей заключительной сессии я, наконец, начал лучше понимать возможности автомобиля и больше доверять машине. В результате показал лучшие свои времена и в целом проехал очень хорошо среди любителей, реабилитировался в глазах команды.

Для обычного человека особенности питания автогонщиков совершенно не понятны. Порой даже для тех, кто у нас занимается автоспортом.

Вы знаете, в первом заезде я пить особо не хотел. Обезвоживание чувствуется, только когда ты вылезаешь из машины. Но если бы я еще некоторое время ехал, то мог потерять сознание прямо в автомобиле, такие случаи бывали. Каждый круг нужно пить несколько глотков, даже если не хочется. Обязательно.

Я видел весь путь совершенствования автогонщика, и меня порадовала Ваша системность и целеустремленность.

Гитлин после гонки с соперниками

Знаете, я серьезно отнесся к участию в автогонках. Мне это, действительно, нравится. Относился бы несерьезно, не было бы результата. Я думаю, что если бы я только половину этапов проехал, то не достиг бы таких результатов. Я сознательно этот год посвятил своему увлечению, чтобы лучше все понять и насытиться.

И еще удивительно, что как я планировал, так все и получилось, и даже лучше. Я еще в начале сезона осторожно думал о том, что неплохо было бы попасть в пятерку сильнейших. И я закончил на 5 месте в чемпионате, причем перебрался на него в предпоследней зачетной гонке.

Вадим Гитлин

О том же, чтобы подняться на подиум, тем более на первое место, тем более в абсолютном зачете, после первой гонки в Монце я даже и не мечтал. Однако по окончании сезона у меня в активе две победы в гонках, причем в абсолютном зачете. Это Брно и Стамбул. И если на 3-м этапе в Брно моя победа была результатом в том числе стечения обстоятельств, так как это была победа без обгонов, с поула, то на 6-м этапе в Стамбуле я стартовал с 7-го места и доказал, что могу побеждать и в борьбе.

И еще многое мне дали гонки в плане психологическом. Я другим человеком выхожу из этого сезона, очень изменился внутренне. Надеюсь, к лучшему.

Традиционный вопрос – Ваши планы

Веселый год получился. Однако получилось так, что я мало занимался делами. Гонки настолько меня увлекли, что обошлись гораздо дороже, чем кажется. Поэтому я понимаю, то мне надо сделать перерыв.

Задачу минимум я перевыполнил. Я хотел понять, на что я способен. Оказалось, что могу добиться неплохого уровня. По крайней мере, имею две победы в абсолюте. И еще я втайне радуюсь, что у меня нет кубков за второе и третье место!

Планирую тренировки на симуляторе оставить. Периодически, чтобы сохранять бодрость духа. Вернусь я в автоспорт или нет – не знаю.

Опыт гоночного сезона подтвердил сказку про лягушку и молоко. Нужно шевелиться, просто целенаправленно работать. Может быть, не всегда ясно понимая эффективность усилий, но улучшать обстановку вокруг себя. Ставить ближайшие цели и достигать, шаг за шагом. Тогда будет результат.

В этом году планирую сосредоточиться на работе.

Сергей Овчинников

Новости по теме:

Вадим Гитлин: «Я займу то место, которое мне положено»

Просмотров: 566 Рубрики: Автоспорт в Беларуси

Комментарии к "Анализируем итоги спортивного года"

К этой статье уже 2 комментариев.

Оставить комментарий

Вы должны войти на сайт или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии.