Чтобы успешно бороться с различными стихийными бедствиями, техногенными катастрофами и их последствиями сотрудникам республиканского МЧС надо иметь самую современную автотехнику. Для этого в стране разработаны и успешно реализуются различные специальные Государственные научно-технические программы. Одна из них “Разработка и внедрение средств и технологий для развития Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций” включена в Перечень на 2011 – 2015 годы и на период до 2020 года и утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь. Ее целью является совершенствование функционирования Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет разработки и внедрения информационно-аналитического обеспечения нормативно-технической базы, средств и технологий для мониторинга, прогнозирования, предупреждения и ликвидации пожаров, аварий и катастроф, подготовки специалистов аварийно-спасательных служб. В ее рамках созданы и новые модели автотранспортных средств различного назначения.
Уже прошли те времена, когда 95% автотранспорта республиканского министерства составляли машины зарубежного производства. Сейчас и отечественные предприятия занимаются изготовлением подобных автомобилей. Базой для них служит продукция Минского автозавода. А одним из разработчиков спецнадстроек для них стало борисовское ООО “Пожснаб”.
Министерство по чрезвычайным ситуациями является главным потребителем продукции борисовчан. Вот и по заказу данного ведомства в Борисове изготовили новые модели автоцистерн. В прошлом году на вооружение столичных пожарных и их коллег из Могилева поступили новые автоцистерны АЦ-10 и АЦ-11, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья и доставки к месту пожара боевого расчета, пожарно-технического вооружения, запаса огнетушащих средств. Они созданы на 3-осном полноприводном автошасси МАЗ-631708, колесной формулы 6х6, и имеют цистерны для воды увеличенного объема соответственно 10000 и 11000 л и баков для пенообразователя 600 л. Оснащенная стационарными лафетными стволами водопенного тушения, такая спецтехника по своим возможностям заменяет работу трех – пяти “коллег” предыдущих поколений с емкостями меньшей вместимости.
Уже в начале нынешнего года в рамках этой же программы автопарк Минского управления МЧС пополнился еще одной автоцистерной АЦ-5,0-50 с двухрядной кабиной, созданной на автомобиле МАЗ-5334, оснащенной цистерной для воды на 5000 литров.
Еще одним направлением совместной деятельности ОАО “МАЗ” и Министерства по чрезвычайным ситуациям стала сборка автолестниц и автомобильных коленчатых подъемников на филиале автозавода “Могилевтрансмаш”. Проводятся испытания и дорабатываются их конструкции.
“Уже есть позитивный опыт сборки такой спецавтотехники. Очень мы надеемся на это направление. Подобные машины сложно приобретать за границей. Поэтому мы с большой надеждой смотрим на этот совместный проект”, – сказал пресс-секретарь республиканского МЧС Виталий Новицкий.
К сожалению, остаются проблемы с гидравлическим и пневматическим оборудованием.
“У нас не очень большой рынок производителей такой техники и ее заказчиков. Мы ведем работу в данном направлении, но обстановка остается сложной”, – добавил руководитель пресс-службы.
Отечественная спецавтотехника вызывает большой интерес у российских пожарных, у которых с белорусскими коллегами схожие проблемы и потребности.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Автор выражает благодарность за предоставленные материалы пресс-службе МЧС Республики Беларусь и ее руководителю Виталию Новицкому.
Фото автора