Эра автомобилей с традиционными двигателями близится к закату. На смену им приходят гибриды и электрокары.
И если первые уже получили довольно широкое распространение на европейских дорогах, то вторые все еще остаются предметом внимания со стороны энтузиастов. Хотя и очевидно, что машины на электротяге рано или поздно заполонят наши города. Лучше всех это понимают ведущие мировые автопроизводители, которые все активнее включаются в борьбу за место под электрическим солнцем. В их числе BMW, выпустивший сенсационный ситикар i3. Пользуясь случаем, эксперты «Автострады» организовали немецкому электромобилю дуэль-тест с признанным лидером сегмента Nissan Leaf.
ИНТЕРЬЕР И ЭКСТЕРЬЕР
В ореоле своего футуристичного дизайна «БМВ» воспринимается как пришелец из будущего, в отличие от Nissan, чей стайлинг вполне традиционный.
Но примечателен «баварец» не только стилистическими изысками вроде ломанной подоконной линии, а еще и инженерными решениями. Изготовленный из композитных материалов кузов «ай-третьего» получился настолько жестким, что позволил конструкторам отказаться от центральных стоек.
Отсутствие последних вкупе с распашными задними боковыми дверями сделало доступ в салон максимально удобным. К слову, внутренняя компоновка у «БМВ» продумана отлично, и несмотря на скромные размеры, автомобиль предлагает достаточно места для четверых человек. Однако по внутреннему комфорту выходец из Лейпцига (в этом городе расположен завод, где выпускается i3) уступает японскому сопернику. «Ниссан» располагает более широким салоном (138/132 см против 136/123 см), его колесная база длиннее (2,700 м против 2,570 м), а сиденья комфортнее. При этом во втором ряду «Лифа» смогут поместиться и три пассажира. Стационарный объем багажника у «японца» на уровне обычного хэтчбека «гольф-класса» — 400 литров (согласно опытным замерам), тогда как в немецком электрокаре отсек почти в два раза меньше — 230 л.
ОСНАЩЕНИЕ
Как i3, так и Leaf имеют хороший уровень базового оснащения. «БМВ» по умолчанию комплектуется шестью подушками безопасности, ABS, системой помощи при экстренном торможении BA, системой динамической стабилизации DSC, системой контроля торможения в поворотах CBC, трекшен-контролем DTC, противооткатной системой HSA. Стандартный набор оборудования «Ниссана» включает шесть воздушных подушек, ABS, систему распределения тормозных усилий EBD, усилитель экстренного торможения EBA, систему динамической стабилизации ESP, систему помощи при старте на подъеме HSA, систему звукового оповещения при приближении к пешеходу AVSP.
ХОДОВЫЕ КАЧЕСТВА И КОМФОРТ
Силовыми установками участникам испытаний служили электрические агрегаты, состыкованные с 1-скоростными автоматическими коробками передач и питающиеся от литий-ионных аккумуляторов. Мотор «БМВ» развивал 170 л.с./250 Нм, двигатель «японца» реализовывал 109 л.с./259 Нм. Если брать во внимание меньшую массу «баварца» (1245 кг против 1534 кг), то получается, что тот заметно выигрывал у «Лифа» в энерговооруженности (137 л.с./тонна против 71 л.с./тонна). Не удивительно, что по итогам динамометрических замеров немецкий автомобиль вышел абсолютным победителем. «Ай-третий» оказался быстрее (к примеру, на разгон до 100 км/ч он затратил 6,86 секунды против 11,03 с, на ускорение от 60 до 120 км/ч — 6,7 с против 11,6 с, а на набор скорости от 80 до 120 км/ч — 5,3 с против 9 с) и продемонстрировал более эффективное торможение со скорости 60/80/100/120/140 км/ч — 14/24/38/55/73 метра против 15/26/41/59/80 м.
Любопытно было сравнить показатели автономности поездки. Согласно паспортным данным бОльшим запасом хода располагал «Ниссан» — 199 км против 160 км у «БМВ», однако на деле картина получилась иной. Немецкий автомобиль исчерпал энергетический ресурс батарей после 158 км пути, тогда как аккумуляторы «Лифа» разрядились, когда одометр отсчитал 142 км. Восполнять запас энергии в обоих электрокарах можно как на специализированных заправках, так и посредством бытовой сети. В последнем случае процесс зарядки растянется на восемь часов.
Несмотря на игрушечные габариты и неказистые шины размерности 155/70, R19, «aй-третий» по своей сути есть настоящий BMW. Быстрые реакции, острый руль и хваткие тормоза способны зажечь искорки в глазах активного драйвера. По городским улицам тевтонский электрокар носится как пуля, только успевай проверять уровень заряда бортовых аккумуляторов. Nissan Leaf более скуп на драйверские эмоции и своими повадками напоминает семейный автомобиль. Длинная рулевая рейка (от упора до упора «баранка» совершает 3,3 оборота против 2,5 у BMW) и вялые тормоза напрочь отбивают желание растопить асфальт. Вместе с тем выходец из Страны восходящего солнца обеспечивает хорошее чувство руля и легок в управлении. Ездовой комфорт «Лифа» неплох благодаря энергоемким подвескам и хорошей звукоизоляции. У «немца» подвески сродни спорткаровским — жесткие и короткоходные, что выливается в соответствующий уровень плавности хода, хотя салон «ай-третьего» от посторонних шумов защищен лишь немногим хуже, чем у японского конкурента.
ВЕРДИКТ
Единственная проблема, которая пока мешает электромобилям стать по-настоящему массовыми, — скромный запас автономной езды. Пока что такую машину имеет смысл покупать в качестве второй или даже третьей и использовать как генератор новых эмоций. А с этой задачей лучше справляется BMW i3.
По материалам «Автострада» (Испания)
Данные, полученные во время теста
Параметр | BMW i3 | Nissan Leaf |
Разгон от 0 до 100 км/ч, с | 6,86 | 11,03 |
Время проезда с места 1000 м, с | 30,12 | 33,21 |
Разгон от 60 до 120 км/ч, с | 6,7 | 11,6 |
Разгон от 80 до 120 км/ч, с | 5,3 | 9,0 |
Время проезда дистанции 1000 м со старта на скорости 40/50, с | 28,2/27,8 | 30,7/30,2 |
Тормозной путь со скорости 60/80/100/120/140 км/ч, м | 14/24/38/55/73 | 15/26/41/59/80 |
Запас хода на одной зарядке, км | 158 | 142 |
Уровень шума в салоне на скорости 100/120/140 kм/ч, дБ | 66/68/72 | 63/68/71 |
Ширина салона в области передних/задних сидений, см | 136/123 | 138/132 |
Минимальная/максимальнаявысота от подушки водительского сиденья до потолка, см | 91/97 | 98/101 |
Высота от подушки заднего сиденья до потолка, см | 89 | 90 |
Объем багажника, л | 230 | 400 |
Заводские характеристики
Параметр | BMW i3 | Nissan Leaf |
Цена*, евро | 35 500 | 30 200 |
Тип | хэтчбек | хэтчбек |
Кол-во дверей/мест | 5/4 | 5/5 |
Длина/ширина/высота, м | 3,999/1,775/1,578 | 4,445/1,770/1,550 |
Колесная база, мм | 2,570 | 2,700 |
Снаряженная масса, кг | 1245 | 1534 |
Объем багажного отделения, л | 260-1100 | 370-680 |
Тип двигателя | электрический | электрический |
Расположение | над задней осью | спереди |
Номинальное напряжение, B | 360 | 360 |
Максимальная мощность, л.с. | 170 | 109 |
Максимальный крутящий момент, Нм | 250 | 259 |
Тип аккумуляторной батареи | литий-ионная | литий-ионная |
Емкость, кВт ч | 22 | 24 |
Время заряда от бытовой сети (230 В), ч | 8 | 8 |
Время заряда от сети 400 В, ч | 1 | н.д. |
Привод | на задние колеса | на передние колеса |
Коробка передач | автоматическая, 1-ступенчатая | автоматическая, 1-ступенчатая |
Число оборотов руля от упора до упора | 2,5 | 3,3 |
Передняя подвеска | пружинная, McPherson | пружинная, McPherson |
Задняя подвеска | пружинная, многорычажная | пружинная, скручивающаяся балка с торсионными элементами |
Передние/задние тормоза | вентилируемый диск/ диск | вентилируемый диск/ вентилируемый диск |
Подушки безопасности, шт | 6 | 6 |
Системы безопасности | ABS, BA, DSC, CBC, DTC, HSA | ABS, EBD, EBA, ESP, HSA, AVSP |
Шины | 155/70 R19 | 205/55 R16 |
Максимальная скорость, км/ч | 150 | 144 |
Разгон от 0 до 100 км/ч, с | 7,2 | 11,5 |
Запас хода, км | 160 | 199 |
* – цена в Испании