День “Немана”

0

29 апреля на проходящей сейчас в торговом центре “Скала” выставке ретро мототехники  “Матацыкл на вуліцах Мінска. Гісторыя  пра людзей і для людзей” состоялся “Дзень матацыкла “Неман”.

“Дзень матацыкла “Неман”

Далеко не все жители нашей страны знают, что на территории нынешней Республики Беларусь, кроме хорошо известного Минского мотовелозавода, аналогичную продукцию выпускало и другое предприятие – “Неман” (“Kresowa Fabryka Roweryw I Motocykli “Nieman”). Оно было создано в 1894 году в Гродно и вначале занималось производством швейных машинок. Со временем, в 30-е годы прошлого века, его владельцы, семья Старовольских, перепрофилировала  свою фабрику  на выпуск мотоциклов и велосипедов (роверов).  Ему и посвятили данное мероприятие организаторы.

“Дзень матацыкла “Неман”Специально на эту презентацию они пригласили известного белорусского историка – кандидата исторических наук Игоря Мельникова,  который много лет занимался изучением  “биографии” данной марки. Об этом он рассказал всем собравшимся. Оказывается, в Польше, куда входила тогда Западная Белоруссия,  гродненская продукция пользовалась  большой популярностью.  Здесь выпускались  модели для польской армии и гражданского населения.  По сравнению с конкурентами, работавшими в других польских городах, “гродненчане” обладали целым рядом преимуществ, главным из которых являлось их сервисное обслуживание.

Мотовелопредприятие выпускало свою продукцию до 1939 года, пока сюда не вошли подразделения Красной Армии. После этого фабрику закрыли. К этому времени она выпустила порядка 10000 велосипедов и несколько тысяч мотоциклов 3-х типов: с объемом двигателей 98, 125 и 250 “кубиков”.

“Дзень матацыкла “Неман”Новая власть приняла решение о конфискации у местных жителей всех имеющихся экземпляров. Кстати, уже во время Великой Отечественной войны аналогично поступили и немцы,  оккупировавшие город в 1941 году.

Игорь Мельников пришел в форме польского полицейского 30-х годов XX века, которую сделал сам.

 “Главными героями” встречи стали велосипед c мотором и мотоцикл, которые были выпущены в 1938 году. Эти модели чудом сохранились в нашей стране в единичных экземплярах. О своих двухколесных машинах рассказали их владельцы Александ Загородний  и Василий Терешко .

Несколько лет назад Александру Загороднему предложили приобрести немецкий мопед. Однако, когда он приехал на место, оказалось, что это другая модель. После долгих поисков удалось установить, что это велосипед марки “Niemen”, на который позже установили подвесной двухтактный мотор “MAW” производства ГДР, мощностью 1,3 л.с. Транспортное средство сохранилось хорошо, пришлось только помыть его и перебрать двигатель. Не хватало сидения и колес, впоследствии они были приобретены. И сегодня мототехника находится практически в родной комплектации.

“Дзень матацыкла “Неман”Случайно обнаружил мотоцикл “Niemen 100 DV” и Василий Терешко и приложил немало усилий, чтобы отреставрировать его. Процесс восстановления продолжается. Совсем недавно он приобрел и установил на свое мотосредство родные колеса.

В настоящий момент машина практически полностью находится в идеальном состоянии. Его двухтактный двигатель, мощностью три “лошадки” и объемом 98 куб.см., тоже на ходу.

Несмотря на то, что  велосипед владелец восстановил два года назад, только сейчас состоялся его первый публичный показ.

“Мы должны быть благодарны этим людям, усилиями и стараниями которых уникальные транспортные средства были сохранены практически в оригинальном состоянии”, – сказал ведущий мероприятия Олег Гапанович.

Данная встреча стала первой из серии мероприятий, которые запланировали провести организаторы в рамках своего мото ретро салона.

Юрий ВЛОДАВСКИЙ

Фото автора