Электрическая «душа»

0

Тест-драйв Kia Soul EV.

Компания Kia известна смелой маркетинговой политикой, что и стало одной из главных составляющих ее успеха. И вот в нынешнем году корейцы выдали по конкурентам очередной залп, начав глобальные продажи электрической модификации кроссовера Soul — Soul EV. Для Kia это, безусловно, знаковое событие, ведь пока что продвигать электрокары на мировом рынке отваживаются лишь немногие автопроизводители. Но лично на меня куда больший эффект произвел тот факт, что Soul EV будет продаваться в Беларуси!
тест Kia Soul

Чем обусловлен такой шаг Kia: стремлением повысить имидж (как ни крути, а электрокар является вершиной современного автомобилестроения) или же у нас действительно появились предпосылки для распространения подобного типа машин? Такими были первые вопросы, которые напрашивались сами собой после получения приглашения на тест-драйв электрического «Соула».

ДИЗАЙН И ВНУТРЕННЕЕ СОДЕРЖАНИЕ

тест Kia Soul
Хорошо иметь такой электроавтомобиль, если есть свой дом

Внешне Soul EV мало чем отличается от базовой модели. У электрокара установлены другие бамперы, иная фальшрадиаторная решетка, в которой разместился лючок системы бортовой зарядки, модифицированные задние фонари и оригинальные колесные диски. Но есть еще пара существенных различий, которые в глаза не бросаются. «Зеленый» «Соул» лишен выхлопной трубы и имеет более низкий дорожный просвет. Салон «электроника» оформлен в приятных светлых тонах, создающих атмосферу чистоты и уюта. Приятно и то, что в отделке использованы экологичные материалы, как указывает производитель, из них сделано более 20% деталей. Главные элементы интерьера: диодная приборная панель и центральный 8-дюймовый сенсорный дисплей, на которые выводится всевозможная информация о работе систем автомобиля. Еще одна особенность салона Soul EV — расположенные над центральной консолью три светодиодных индикатора запаса энергии батарей. По мере снижения уровня заряда секции поочередно гаснут. Также можно отметить электрический стояночный тормоз (у бензиновой версии он традиционной конструкции) и наличие в коробке передач (ее функции выполняет одноступенчатый редуктор) дополнительного режима B, но об этом позже. Размещение тяговых батарей под полом пассажирского отсека привело к сокращению свободного места в области ног сзадисидящих пассажиров, хотя критичными эти потери не назовешь. Ужался и багажник, который у электрокара на 73 литра меньше по сравнению с базовой моделью (281 л против 354 л). Зато секции заднего дивана по-прежнему можно трансформировать, а в подполье грузового отсека, как и раньше, предусмотрен органайзер. Правда, одну из его половин занимает кабель зарядки.

КОМПЛЕКТАЦИЯ

KIA Soul EV- тест
Типично городской автомобиль

Корейский электропаркетник еще не продается в нашей стране, но можно предположить, что по оснащению «белорусский» Soul EV не будет серьезно отличаться от версии, ориентированной на другие европейские страны. А она в «базе», среди прочего имеет шесть подушек безопасности, антиблокировочную систему тормозов, усилитель экстренного торможения (BAS), систему динамической стабилизации (ESC), систему помощи при старте на подъеме (HAC), камеру заднего вида, круиз-контроль с ограничителем скорости, климат-контроль, мультимедийную систему, обогрев руля, датчик света, датчики давления в шинах, литые диски на 16 дюймов. Так что набор оборудования у машины не бедный.

НА ХОДУ

Тест KIA Soul EV
Даже на зимних шинах и отключенной системой стабилизации Soul EV проходит скоростной слалом с завидной прилежностью

 Поездку на электрокаре можно сравнить с компьютерной игрой. Причем начинается эта игра еще до начала движения. Главная задача — рассчитать свой маршрут таким образом, чтобы не израсходовать энергию   раньше времени. Декларируемый компанией-производителем запас хода «вольтанутого» «Соула» — 212 км. Но это в идеале. Более правильным было разделить эту цифру на два. Дело в том, что продолжительность поездки машины на электротяге обусловлена самыми различными факторами — температурой воздуха, скоростью движения, интенсивностью торможения, режимом работы климатической установки, громкостью звука аудиосистемы и пр. К чести корейских инженеров, они приложили массу усилий, чтобы снизить энергопотребление своего детища. Вместо электрического обогревателя здесь установлен тепловой насос, который утилизирует тепло от электродвигателя, бортовой электроники и внешней среды для подачи в салон. Экономить заряд позволяет и «умный» климат-контроль, который может только зону водителя. Штатная система рекуперации обеспечивает возврат до 32% энергии при замедлении в городском режиме. Усилить же эффект торможения двигателем призван уже упоминавшийся режим B, при переходе в который машину можно останавливать без касания педали тормоза. Также «зеленому» «Соулу» полагаются шины с пониженным сопротивлением качению, правда, тестовый экземпляр был своевременно переобут в зимнюю резину. В общем, все это замечательно, но с учетом того, что в Минске функционирует всего одна электрозаправка (да и то в тестовом режиме), приходится постоянно отслеживать уровень заряда на дисплее приборной панели. А ведь управлять корейским чудом техники настолько увлекательно, что меньше всего хочется созерцать, как тают драгоценные киловатты. В отличие от машин с традиционными двигателями электромобиль не нужно «кочегарить» — весь крутящий момент в 285 Нм доступен уже с момента нажатия на «гашетку». Поэтому вождение «Соула» на городских улицах вызывает ассоциации с игрой на компьютерном симуляторе. И в этой игре ты находишься в выигрышном положении. Хочешь уйти первым со светофора — пожалуйста! Нужно обогнать зазевавшегося соседа в потоке — никаких проблем. Да и рулится он куда веселее своего бензинового собрата благодаря уменьшенному центру тяжести из-за более жесткого кузова и лучшей развесовки. Даже на зимних шинах и отключенной системой стабилизации Soul EV проходит скоростной слалом с завидной прилежностью. Но здесь-то и таилась «засада» — увлекшись драйверскими экзерсисами на площадке, мы едва не израсходовали весь электрозапас. Бортовой компьютер показывал остаток хода в «тревожные» 24 км. В такой ситуации ничего не оставалось, как отправиться на ту самую единственную в стране специализированную заправку. И здесь нас ждал настоящий сюрприз. Все попытки напитать энергией литий-ионные батареи «паркетника» оказались тщетными — заправочный аппарат все время выдавал ошибку. Ну что же, спишем «трабл» на тестовый режим общественной зарядки, о чем мы, к слову, были предупреждены заранее. Благо, до дилерского центра было недалеко, в противном случае пришлось бы вызывать эвакуатор или искать доступ к бытовой сети. Кстати, от нее машина заряжается без проблем. Проверено.

РЕЗЮМЕ

Как бы консервативные автомобилисты скептически не относились к электрокарам, следует уяснить, что за ними будущее. И приход того времени, когда наши улицы заполнит экологически чистый транспорт, можно только приветствовать. Хотя приходится признать, в силу объективных причин у нас электромобили еще долго будут оставаться экзотикой. Но, честное слово, будь у меня свой загородный дом и энная сумма свободных дензнаков, «электроСоула» купил бы не задумываясь, хотя бы за ту уникальную возможность оказаться в светлом автомобильном завтра, которую он дает своему владельцу.

Мнение эксперта Анатолия Шевченко

Первое, что сразу вгрызается в мозг, когда садишься за баранку этого…электрокара, это доеду ли до нужного пункта назначения? Это свербит мозг практически всю первую часть дня проведения теста и не хочет отпускать. Но потом свыкаешься и даже расслабляешься, не чувствуя такого напряжения. В принципе, наш человек нигде не пропадет! Главное, ему поставить задачу правильно, а решение он и сам найдет. Чего-то подумалось, вот не могу съездить на этом автомобиле далеко, так как пробег лимитирован, а канистру с собой не возьмешь и не дольешь в пути… Но, наверное, если бы прижало, то даже на республиканской трассе всегда можно найти домик и доброго человека, предоставившего нуждающемуся розетку «запитать клеммы»… Главное – захотеть! И проблема ограниченности передвижения будет решена, даже в условиях отсутствующего сервиса.

Шевченко Анатолий на тесте КИА Соул EV
Проверяем возможность заправки прямо из офиса редакции

Садясь в машину, быстро нахожу кнопку включения двигателя и…не понимаю – тишина…Интуитивно нажимаю педаль газа, желая услышать шум двигателя… С трудом, но понимаю, что двигатель работает! Включаю положение D на КПП, где посредством   бесступенчатого редуктора передается крутящий момент на передние колеса, и устремляюсь вперед! До 60 км/ч час ускорение проходит очень быстро, но затем динамика ухудшается и разгон проходит более плавно. Однако, несколько попыток засечь время разгона до 100км/ч показали 11 сек, что является неплохим показателем. Крутящий момент обалденный для такого автомобиля и сравним с некоторыми дизелями! Только интересно, как автомобиль будет трогаться на обледенелой дороге? Насколько эффективна система противобуксовки? Это сможем узнать только после тестов в зимних условиях. Беспокоит, конечно, насколько может уменьшиться емкость батареи в зимних условиях? Ответы на эти вопросы дадут более полное впечатление об этом электрокаре. Приятно удивила шумоизоляция в салоне, дающая ощущение чувства комфорта, как в автомобиле более дорогого класса. Использование эко-материалов в отделке салона говорит о заботе компании- производителя о людях, а это как в поисковиках – если «для людей», то всегда находишься выше рангом. Удобство и простота управления автомобилем находится на очень высоком уровне. Катание по «змейке» с 12- метровым шагом не дало поводов для огорчений – руль без подтормаживаний в крайних положениях, только система курсовой устойчивости слегка вмешивается в траекторию, помогая удерживать автомобиль на безопасной траектории. Ее отключение позволяет несколько резвее проезжать это упражнение, но нужно ли это делать владельцу такого авто? Замена привычной «палки» на электронный кнопочный ручник не дает возможности прохождения поворотов с заносом задней оси, что ограничивает возможности водителя. Автомобиль такого рода – скорее не первый и не единственный в семье, позволяющий экономить при поездках на работу и по городу, учитывая его относительно небольшой пробег на одной зарядке. Проблема с зарядкой, которую мы попробовали сделать на единственной АЗС , где можно было это сделать, показала, что это направление пока не отработано. Этот факт подтвердил и сотрудник АЗС А100, работающий также на электроавтомобиле – иногда удавалось зарядиться только с четвертой попытки! В целом, за счет лучшей развесовки KIA Soul EV по осям и более низкого центра тяжести прохождение поворотов проходит на более высокой скорости и с меньшим уводом на наружный радиус. Тут он больше даст фору своему бензиновому собрату. Тем не менее, считаю, что такой автомобиль массово может пойти у нас в стране не ранее, чем через лет 5, так как инфраструктура раньше не появится. Появление Kia Soul EV- скорее всего лишь демонстрация инновационных возможностей производителя, нежели как свершившийся факт для практического внедрения.

Выражаем благодарность официальному дистрибьютору KIA в Беларуси компании «Автопалас-М» за предоставленный для теста автомобиль.

Денис АЛЕКСАНДРОВ

Краткие технические характеристики

Автомобиль

Kia Soul EV

Длина/ширина/высота, м 4,140/1,800/1,593
Колесная база, м 2,570
Снаряженная масса, кг 1565
Количество дверей/мест 5/5
Полезный объем багажника, л 281—891
Дорожный просвет, мм 121
Тип двигателя электрический
Расположение спереди, поперечно  
Макс. мощность, л.с./об-мин 110/2730
Макс. крут.момент, Нм/об-мин 285/0
Тип батареи литий-ионная полимерная
Емкость 27 кВт
Время зарядки от бытовой сети 16 часов
Время ускоренной зарядки до 80 % постоянным током через порт CHAdeMO 30 минут
Коробка передач одноступенчатый редуктор
Привод на передние колеса
Подвеска передняя независимая, пружинная McPherson
Подвеска задняя полузависимая, скручивающаяся балка с торсионными элементами
Тормоза передние/задние дисковые вентилируемые/ дисковые
Maкс. скорость, км/ч 145
Разгон от 0 до 100 км/ч, с 11,2
Максимальный запас хода на одной зарядке, км 212
Размерность шин 205/60 R16

 

Новости по теме: 

KIA Soul: пора зрелости