Главные герои – мотоциклы “ЯВА” (“JAWA”)

0
Главные герои - мотоциклы “ЯВА” (“JAWA”)
На переднем плане “JAWA” – 353

В торговом центре “Скала”, где сейчас проходит выставка ретро мототехники, состоялось еще одно интересное мероприятие. Его “главными героями” стали мотоциклы чехословацкой марки “Jawa”. Модели этой фирмы на протяжении многих лет пользовались большой популярностью у жителей Советского Союза. Кстати, далеко не все знают о том, как появилось это название. Об этом и о других интересных фактах из истории мотопредприятия рассказал на открытии встречи один из ее организаторов, Виталий Гапанович.

Jawa-354

 Оказывается, в 1929 году предприниматель Франтишек Юнычек из Праги приобрел у немецкого мотопроизводителя “Wanderer” лицензию на производство 500-кубового  мотоцикла и стал его изготавливать на своей фабрике. Так появилась хорошо известная марка,  название которой получилось путем слияния первых букв  фамилии Янычек (Janecek) и фирмы  “Wanderer”.

Jawa-360

Первые поставки мототранспортных средств из ЧССР в нашу страну начались в 50-е годы прошлого века, когда компания выиграла тендер. А уже спустя двадцать лет чехословацкий мотопарк в СССР составлял более двух миллионов экземпляров. После распада Советского Союза и образования Республики Беларусь продукция зарубежного производства перестала к нам централизованно поступать. Но до сих пор такие модели, выпущенные в разные годы, можно увидеть на улицах белорусских городов и других населенных пунктов республики или найти в гаражах отечественных мотолюбителей.

Александр БаровскийВ мире проживает много поклонников марки “Jawa”. Они создали свои клубы, проводят слеты “Друзей “Явы”.  Об одном из них всем присутствующим был показан специальный фильм.  Еще они смогли с помощью онлайн-разговора пообщаться с президентом клуба  “”RETRO JAWA klubs” из Латвии Гергием Трифоновым и известным мотопутешественником из Чехии Войцехом Гласным. Он является коллекционером, в собрании которого находится 100 таких  мотоциклов.

Почитатели теперь уже чешского бренда живут и в нашей республике. Трое из них продемонстрировали свою мототехнику на данном мероприятии.

Александр Боровский по профессии врач.  А все свое свободное время уделяет восстановлению мотоциклов. Этим он занимается  в своей мастерской.  Недавно мотореставратор закончил работы по ремонту модели “Jawa-354”.  Чтобы изготовить данный экземпляр, Александру пришлось приобрести два мототранспортных средства и съездить в Чехию за недостающими деталями. Они не оригинальные, а сделанные по старой технологии в наше время. На сегодняшний день двухколесная машина на 80 % находится в родной комплектации. Владелец помыл ее, перекрасил из традиционного вишневого в белый цвет и перебрал 2-тактный 18-сильный двигатель. Он несколько  модернизировал “железного друга”. Вместо 16-дюймового колеса установил 18-дюймовое, на место, где ранее находился замок зажигания, вставил швейцарские часы. В общей сложности весь ремонтный процесс занял три месяца.

Сергей ДемицкийА вот история одной из представленных моделей – “Jawa-353”, оснащенной 16-сильным одноцилиндровым 2-тактным мотором , объемом 250 см.куб, интересна и удивительна. Она окрашена в белые и синие цвета, характерные для мотоциклов, поставляемых не в СССР, а в скандинавские страны.  Существует легенда, что во время одной из поставок, которая проводилась железной дорогой через Ленинград, местные железнодорожники десять таких аппаратов выгрузили и оставили у себя. Со временем один из них оказался в Республике Беларусь. Правда это или нет – точно неизвестно. Известно точно, что его владельцем сейчас является Виктор Соколик.

Третьим презентуемым экземпляром стал мотоцикл с коляской “Jawa -360” 1973 года выпуска, принадлежащий Виталию Гапановичу.  Два года потратил он на восстановление мототехники. За прошедшее время мототехника уже стала участницей нескольких выставок, где демонстрировались мототранспортные средства.

О качестве агрегатов, которые в разное время ставились на “Явы”, рассказал мотолюбитель Сергей Демицкий. К сожалению, констатировал он, со временем в угоду массовому производству для удешевления продукции качество комплектующих ухудшилось.

Юрий ВЛОДАВСКИЙ

Фото автора