Из истории отечественного автомобилестроения: белорусско-литовский экскаватор

0

Экскаватор ЭО 4431, автомобилестроение, МАЗ3 и 4 октября 1996 года на столичном автомобильном заводе проходила Международная выставка-семинар “Минский автозавод  для стран СНГ”. Ее составной частью стала автовыставка. Впервые минчане и гости нашей столицы увидели обширную экспозицию автотехники различного назначения.  Вдоль всей территории, прилегающей к центральной проходной предприятия, расположились машины, изготовленные на самом автопредприятии или базирующиеся на шасси МАЗ.

Свою продукцию представил и Минский завод колесных тягачей. Одним из его представителей  на данном мероприятии стало 3-осное почти 9,5-метровое 25-тонное полноприводное специальное автошасси повышенной проходимости МЗКТ-8007, колесной формулы 6х6 с первыми двумя управляемыми осями. Оно предназначалось  для монтажа телескопического экскаватора-планировщика с ковшом вместимостью до 1 куб.м или другого оборудования, массой до 11,3 т. На нем были  установлены цельнометаллическая стандартная малая двухместная кабина производства Минского автозавода, оборудованная системами вентиляции и отопления, и 240-сильный двигатель ЯМЗ-238М2,  созданный на Ярославском моторном заводе.  В качестве альтернативы в своем рекламном проспекте создатели предлагали также еще два мотора  Daimler-Benz OM 441 LA и Deutz BF6M1015, мощностью соответственно 340 и 326 “лошадок”. Оба немецкого происхождения.

Прошло несколько лет, и в конце января 1999 года на выставке, посвященной Дню белорусской науки, проходившей на открытой площадке около центральной проходной Минского тракторного завода,  был впервые показан экскаватор,  получивший индекс ЭО-4431, эксплуатационной массой 24,8 т, созданный на базе МЗКТ-8007 совместным белорусско-литовским предприятием “Святовит”.  Его основным агрегатом стал экскавационный ковш, номинальной вместимостью  0,8 или 0,63 куб м и массой 440 или 415 кг.  Он располагался на конце телескопической стрелы.

Производителем основного специализированного оборудования стало белорусское ОАО  “Кохановский экскаваторный завод” из городского поселка Коханово.

Данная автотехника обладала большой скоростью передвижения –  до 60 км/ч, имела высокую маневренность и проходимость и использовалась для производства земляных работ в условиях промышленного, городского и сельского строительства.

Еще дважды в 1999 году, 28 апреля и 21 мая, на выставках, проходивших в рамках очередной мазовской конференции возле стадиона “Динамо” и возле Дома культуры МАЗа  во время празднования 40-летия Минского завода колесных тягачей, экскаватор демонстрировался в Минске.

Согласно официальной истории Минского завода колесных тягачей автошасси МЗКТ-8007 было снято с производства на автопредприятии в 2013 году.

Юрий ВЛОДАВСКИЙ

Фото автора