Как не стать жертвой тюнинга

3
Акция 2012 Витебск 104
разлом литого диска

Поводом для данной публикации стало обращение к нам нашего постоянного участника соревнований. Ситуация, возникшая во время проведения одного из этапов акции, меня, как организатора, здорово потрясла. Ведь я несу ответственность за любое ЧП, произошедшее во время проведения соревнований. Тогда на месте мы не смогли все оценить в полной мере и  выяснить причины. Теперь у нас на руках есть заключение экспертизы и считаю своим долгом довести до сведения автомобилистов, что покраска дисков не такой уж и безобидный тюнинг!  Для того, чтобы понять суть произошедшего мы обратимся к документам, которые представил нам непосредственный участник данного происшествия- Дмитрий Бруцкий.

  В общество «Защита потребителя» он обратился с  заявлением  после одного из этапов проведения акции «Спортсмены – за безопасность дорожного движения» в городе Витебске, где во время выполнения заезда у него вдруг выломало середину колесного диска, а  машину развернуло поперек  дороги. Дмитрия и окружающих спасло то, что он выполнял разворот на торможении, и скорость была не высокой.  При других обстоятельствах последствия могли оказаться гораздо плачевнее – ведь машина была без каркаса безопасности, а недалеко стояли зрители.

Ну, а теперь обратимся к документу, поступившему в общество «Защита потребителя»:

«В процессе эксплуатации моего автомобиля Mazda MX-5гос.номер 2727 МК-7 для нанесения полимерного состава(покрытия)на оригинальные диски (установленные данное т/с по заводу)обратился в организацию ЧП «Функциональные покрытия», находящееся производство по адресу ул. Платонова, 12а. Весь комплект дисков(4шт.) подвергся технологическому процессу дважды, т.к. после первого раза качество работ было неудовлетворительным, исполнитель это подтвердил и согласился все исправить в течение недели. После повторной покраски дисков я установил на них четыре абсолютно новые покрышки размерности 195/50 R15 и начал эксплуатацию. За три месяца эксплуатации диски не подвергались ремонту,  на них и покрышках не было механических повреждений, но в один день при повороте направо левый передний диск сломался при скорости 20 км/ч на идеально ровном асфальте. Средняя часть диска полностью отделилась от обода, при этом автомобиль получил значительные повреждения: из внешних  – было деформировано левое переднее крыло, деформирован левый подкрылок, поцарапан передний бампер, повреждена подвеска переднего левого колеса. При рассмотрении остальных дисков были обнаружены трещины в идентичных местах, в которых сломался первый диск».

От себя хочу дополнить, что Дмитрий представил на экспертизу 4 колеса, чтобы была возможность исследовать проблему наиболее полно. Далее  обратимся к отдельным выводам заключения экспертизы: «Известно, что к дискам колес предъявляются повышенные требования по ударной прочности. В первую очередь это относится к ступичной части диска и спицам. Именно здесь возникают сильнейшие нагрузки при движении. В этой связи пригодность марки сплава для конкретной конструкции дисков, а также качество их термической и других видов обработки должны оцениваться с учетом способности изделий работать в различных условиях эксплуатации. Термическая обработка литых дисков является основным средством воздействия на их структуру и свойства. При покраске дисков для удаления старого лакокрасочного покрытия и нанесения нового используется общий или локальный нагрев дисков до нескольких сот градусов. В случае нагрева алюминиевых дисков с целью «обжига» ЛКП долговечность и надежность может оказаться непредсказуемой, поскольку механические и технологические свойства ( в том числе скорость фазовых превращений в материале диска)установленные производителем в таком процессе будут нарушены. Незнание точных сведений о составе сплава и особенностей термической обработки для конкретного диска при повторном нагреве приводит к необратимым последствиям – разупрочнению материала и снижению конструктивной прочности диска в целом.

Ассоциация Европейских Производителей Дисков(EUWA) утвердила нормативный документ по безопасности использования и  обслуживания колес. Инструкция запрещает проводить ремонт легкосплавных дисков, поскольку вмешательство в материал колесного диска(нагрев, сварка, пайка, прокатка и т.д.) приводит к изменению его механических свойств».

На основании выше изложенного и других документов, которыми руководствовались  эксперты общества, было  сделано заключение: «…ремонт литых дисков, которые подвергались нагреву и струйной обработке абразивными материалами в части обода, спиц или центральной части абсолютно не приемлем. Такого рода ремонт приводит к разупрочнению материала и концентрации напряжений и без того в критических областях диска. Представленные для исследования дисковые колеса  не пригодны для дальнейшей эксплуатации – имеются радиальные трещины, расположенные на спицах. Изменение материала дискового колеса произошло в результате технологии нанесения полимерного покрытия на дисковое колесо».

Теперь основная сложность у Дмитрия Бруцкого в возврате суммы, потраченной на полимерное покрытие. Он даже не требует моральной компенсации! Но  из – за  отсутствия чека (расчет проводился наличными) теперь нужно доказать, что эту «медвежью услугу» оказала организация ЧП «Функциональные покрытия», находящаяся по адресу ул. Платонова, 12а. Пока сотрудники данной организации не спешат вернуть деньги Дмитрию. Расставаться с деньгами всегда сложно и, наверное, найти крайнего даже в этой организации будет  не просто. Но ведь совесть то должна быть!  Это просто счастье, что ЧП на трассе не повлекло трагических событий, иначе проведением экспертизы занималась бы уже совсем другая организация…  И выводы были бы более радикальными. После прокурорской проверки вряд ли  ЧП «Функциональные покрытия» продолжало бы свою деятельность по нанесению полимерного покрытия. История на этом пока не заканчивается и точку пока ставить рано.

Сумеет ли Дмитрий стать победителем на этой, не совсем спортивной трассе, мы узнаем несколько позже.  Но, на что хочу обратить внимание автомобилистов –  если вы все же решились тюнинговать таким образом диски своего авто, то хотя бы потребуйте чек. Но стоит ли рисковать? Подумайте…

Шевченко Анатолий

3 КОММЕНТАРИИ

  1. на полимер насильно ни кто не звал?сам решил делать?надо было разузнать,могут ли сток диски выдержать такую нагрузку (про соревнования ) и еще сколько лет дискам?сколько зим они проехали?и наконец как долго они ипользовались в таком виде соревнований?с уважением Сергей Поплавский.