Крупные суммы денег исчезают со счетов белорусских перевозчиков

0

Белтол, Beltoll, амнистия, штрафы“Как работать?! Все, что было на счету, без предупреждения уходит. Чем платить налоги? Зарплату?” – недоумевают руководители транспортных фирм, которые должны государству по несколько десятков тысяч евро и до последнего надеялись, что обещанная им штрафная амнистия все же произойдет.

Но этого не случилось.

Система электронной оплаты дорог BelToll начала работать в Беларуси 1 августа 2013 года.

– Еще когда только заходила речь о том, что в стране будут платные дороги, президент говорил: пусть это не коснется белорусов. А коснулось-то только и исключительно нас, белорусских перевозчиков. Сейчас нас “раздевают до нитки” – и все, бизнесу большинства транспортных компаний пришел конец, – эмоционально рассказывает один из инициативных перевозчиков, руководитель небольшой транспортной компании, которая должна бюджету 80 тыс. евро за нарушения, совершенные в относительно небольшой, около 2 месяцев, период работы BelToll на белорусских дорогах, Сергей Штода.

Напомним, в октябре 2013 года на белорусских перевозчиков посыпался шквал штрафов от BelToll за августовские и сентябрьские нарушения. Стороны долго выясняли, кто виноват и что делать, в итоге Минтранс, который курирует платные дороги, внес в Совет министров предложение об уменьшении платы за проезд в увеличенном размере (здесь и далее – так называемых штрафов. – прим. ред.) по отдельным видам нарушений, допущенных перевозчиками, за период август-сентябрь 2013 года (первые месяцы коммерческой эксплуатации системы BelToll. – прим. ред.) Речь шла о нарушениях 1-го типа: о неоплате или частичной оплате проезда по платным дорогам Беларуси; такие могут возникнуть по причине отсутствия бортового устройства, эксплуатации неисправного или некорректно установленного бортового устройства.

 Перевозчикам тогда пообещали в самое ближайшее время рассмотреть возможность амнистии. Это было почти полтора года назад.

Сегодня они с удивлением узнают, что в отношении многих из них начата процедура принудительного взыскания штрафов. При том, что об амнистии до сих пор ни одного официального заявления не было: рассмотрели ли, приняли ли положительное или отрицательное решение – неизвестно.

“Работать, пока у меня со счета будут вытягивать 10 тыс. евро, я не смогу”

– Никто меня не предупреждал, просто в какой-то момент бухгалтер сообщила, что со счета куда-то уходят деньги. Выяснилось, что в банк от нотариуса пришли инициированные Транспортной инспекцией платежные требования, – рассказывает директор ЧТУП “Ворлдтранс” Сергей Горленко. Пока со счета компании принудительно отправили в бюджет два раза по 1,7 млн (по актуальному на тот момент курсу – по 130 евро)

У этой компании-перевозчика за месяц проезда по платным дорогам Минской области скопилось почти 10 тыс. евро штрафов: 74 акта по 130 евро каждый. Все – на одну машину.Белтол, Beltoll, амнистия, штрафы

– Мы установили бортовой прибор на этот самосвал заранее – и с 1 по 5 августа 2013 года проблем не было, средства со счета списывались корректно. 5 августа мы пополнили счет – и кто же знал, что при этом самопроизвольно сбиваются оси! До 9 сентября наш грузовой автомобиль ездил в карьер по логойской трассе, мы были уверены, что все в порядке. 9 сентября, при следующем пополнении счета, оператор рассказала, что нужно перенастроить оси. С той даты по сегодняшний день ни одного нарушения на нашу компанию не оформлено.

А потом на перевозчика посыпались акты о нарушениях. По словам Сергея, он “не сидел на месте, бегал, выяснял, обещали разобраться, советовали обжаловать”. Позже, узнав о том, что государство планирует войти в положение перевозчиков, стал ждать.

– Сейчас у меня на счету ноль. Я из оставшейся суммы заплатил налоги и сказал всем своим дебиторам, чтобы ничего мне не платили и на счет не переводили. Как дальше платить налоги и зарплату – я, если честно, без понятия! Но и работать так, чтобы не задолжать государству по другим позициям, пока у меня со счета будут вытягивать 10 тыс. евро, я не смогу.

Сергей Горленко был и в Транспортной инспекции. Говорит, по словам сотрудников, “их тоже напрягли, чтобы срочно взыскивали [штрафы]”.

– Мне прямым текстом сказали: у нас была проверка, проверяющие возмутились: мол, у вас такие долги висят, а вы их не взыскиваете?! Вот и взялись.

“Штрафную амнистию завернули, а Минтрансу было сказано: не выступайте в роли адвокатов”

– В нынешней ситуации из перевозчиков делают нарушителей по всем фронтам, – уверен его коллега Сергей Штода. – Не рассчитаетесь с BelToll – не дадим работать. Рассчитаетесь – станете должниками перед налоговой, сотрудниками, ФСЗН. Замкнутый круг!

Мужчина начал бороться за права перевозчиков – “Не всех – только тех, кто по незнанию, плохой информированности “попал”. И только в первые два месяца! Дальше уж оправданий никому нет, как грянула буря, нам все “разжевали” – еще в конце 2013-го.

 – Тогда, после публикаций на tut.by, мне перевозчики прислали несколько тысяч сообщений, мы создали базу, у кого сколько нарушений и штрафов, и пошли по инстанциям. Перед ЧМ-2014 я ходил к Калинину [вице-премьер Анатолий Калинин], он был готов к разговору, на приеме присутствовали представители профильных ведомств. Мне пообещали разобраться. Мы поверили. Неделю назад [22 января] я был на приеме у Авраменко [заместитель министра транспорта и коммуникаций Алексей Авраменко]. Мне там было прямо сказано: все ваши проекты и вашу [штрафную] амнистию завернули, а самому Минтрансу было сказано: мол, занимайтесь своими делами и не выступайте в роли адвокатов [нарушителей].

По словам Сергея Штоды, в последние дни ему снова звонят коллеги из всех регионов Беларуси – у некоторых, “и их сотни”, по 50 и более тысяч евро штрафов: “Люди в ужасе, что без их ведома с их счетов снимают деньги, счета ставят на картотеку, принудительно все приходящие средства отправляют в бюджет. А никто не может себе позволить остаться без ничего на счету – это крах бизнесу! Что делают? Естественно, обнуляют счета – чтобы только не ушло, вдруг наша проблема все же как-то решится”.

– Мы хотим только, чтобы нас услышали. Мы не сможем выжить, мы будем всем и везде должны. Мы полтора года ждали, пока нам дадут возможность разобраться с ситуацией, которая произошла без нашего злого умысла. Но больше мы ждать не можем.  

Нарушители должны были заплатить штрафы, а потом обжаловать. “А не ждать чего-то”

 – Транспортная инспекция действует в полном соответствии с законодательством, – комментирует ситуацию начальник департамента Транспортной инспекции по контролю за системами оплаты Алексей Куцаев. – Если у конкретного перевозчика есть конкретные проблемы – он имел право на обжалование в течение 30 дней. Срок прошел – и мы имеем полное право начать процедуру принудительного взыскания.

По словам представителя инспекции, принудительные взыскания начались не сейчас – они осуществлялись с момента начала работы системы оплаты, точнее, – с момента, когда прошел срок обжалования у первых нарушителей и они не погасили задолженность перед государством добровольно.

 – Но в сентябре 2013 года за месяц было зафиксировано около 90 тысяч нарушений – теперь за год столько.

Алексей Куцаев не связывает нынешние взыскания с каким-либо решением по штрафной амнистии: у перевозчиков, например, сложилось впечатление, что ее все же решили не проводить.

– Нам ничего не известно о судьбе, как вы говорите, штрафной амнистии. Транспортная инспекция – орган контролирующий. Мы действуем в соответствии с ныне действующим законодательством, а в нем четко прописана как процедура претензионных действий [перевозчиков, не согласных со своими штрафами], так и принудительного взыскания неисполненных обязательств. И в соответствии с законодательством, нарушители должны были вначале произвести оплату в повышенном размере, а потом, если с нарушением не согласен, обратиться с заявлением в РУП “Белавтострада”. А не ждать чего-то.

Предоставить данные о количестве составленных за время работы BelToll исполнительных надписей в отношении беларуских перевозчиков-нарушителей нам в Транспортной инспекции отказались. Прокомментировать судьбу штрафной амнистии за нарушения в августе-сентябре 2013 года, на которую так рассчитывали пользователи платных дорог Беларуси, в Минтрансе – тоже.