Событие, о котором говорили ранее, свершилось. 22 апреля в торговом центре “Скала”, расположенном недалеко от станции метро “Спортивная”, открылась выставка ретро мототехники. Последний раз собранные вместе такие двух- и трехколесные машины демонстрировались в Республике Беларусь в конце XX века. И вот спустя два десятилетия минчане и гости белорусской столицы имеют возможность вновь встретиться с уникальной техникой.
Организаторы данного мероприятия – минчане, братья Гапановичи, назвали выставку “Матацыкл на вуліцах Мінска. Гісторыя пра людзей і для людзей”. Такое название было выбрано неслучайно. Как рассказал корреспонденту “АД” Олег Гапанович, все представленные модели, а есть здесь и конкретные экземпляры, которые, действительно, в разное время ездили по улицам Минска.
“Во время проведения выставки мы будем в популярной форме рассказывать посетителям об истории создания и развития мототранспорта в нашей стране. А раз в неделю будем проводить встречи с коллекционерами и реставраторами, которые вкладывают свои душу и материальные средства для сохранения мото ретро”, – сказал г. Гапанович.
В настоящее время в Республике Беларусь существуют два направления сохранения мототранспортных средств. Сторонники первого из них считают, что ценность представляют машины, сохраненные в заводской комплектации и родной краске. А второго просто собирают, реставрируют и красят их. На выставке представлены оба направления.
Участниками данного мероприятия стали около сорока мотоциклов, мотороллеров и других представителей мототехники, выпускавшихся в разное время в СССР и за его пределами.
Старейшим экспонатом является немецкий мотоцикл “Wanderer 1SP” 1938 года выпуска. Сейчас невозможно установить, как он попал в нашу страну. То ли данный экземпляр остался у нас со времен Второй мировой войны, то ли был привезен уже после ее окончания. Главное, что эта модель, оснащенная 2-тактным 98-кубовым двигателем “Sachs 98”, мощностью 2,3 л.с., сохранилась практически в родной комплектации благодаря стараниям ее бывшего владельца. После его смерти внук продал мотораритет организаторам выставки.
Уникальным можно назвать и “представителя” отечественного (советского) мотопрома мотоцикл “ИЖ-350” 1947 г.в. Он принадлежит минчанину Викентию Луцевичу, который занимается реставрацией старых мотоциклов. Интересна судьба экземпляра. Все началось с мотоциклетной вилки, которая была куплена за кругленькую сумму. Потом последовал долгий поиск родных узлов и агрегатов для него. 2,5 года было потрачено на приведение транспорта в рабочее состояние. На данный момент эта 2-колесная машина с мотором, рабочим объемом 346 куб.м и мощностью 10,5 л.с., на 90% состоит из оригинальных деталей. Только две из них – новодел, изготовленные самим реставратором по реальным чертежам. В настоящее время в Республике Беларусь остался только один “350-й”.
Впервые посетители имеют возможность увидеть “вживую” велосипед с мотором “Niemen” , созданный в 30-е годы прошлого века на одноименном предприятии, находившемся до прихода Красной Армии в Гродно.
Для минчан и гостей столицы станет интересным знакомство и с французским мотоциклом 30-х годов XX века “Jonghi” и его более “молодым коллегой” времен минувшей войны “Harley”.
Сложно описать все представленные на выставке экспонаты. Ведь за каждым из них стоит своя история. Приходите и знакомьтесь с ними.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото автора