Мотоцикл из прошлого

0

Сейчас мотоциклы Минского мотовелозавода хорошо известны за пределами нашей страны. Их производство началось в 50-е годы прошлого века. Но оказывается, что еще в досоветское время на территории нынешней Республики Беларусь выпускалась мототехника, которая была известна за пределами своей Родины.

ИСТОРИЯ МАРКИ

Niemen

Одним из самых известных предприятий Республики Беларусь является гродненский завод “Радиоприбор”. Именно на его территории в 30-е прошлого века производились мотоциклы марки “Niemen” 3 типов – с двигателями объемом 98, 125 и 150 куб.см.  Комплектующие для них производились не только в Гродно, но и покупались за границей. После прихода сюда в 1939 году Красной Армии и Советской власти предприятие было национализировано. Всего гродненчане изготовили несколько сот единиц мототехники различного класса.

“НЕМАН” ВАСИЛИЯ ТЕРЕШКО

Имя минчанина Василия Терешко хорошо известно автомобильным реставраторам Республики Беларусь  и ряда зарубежных стран. Являясь председателем столичной общественной организации “Наша Победа”, он собрал большую коллекцию раритетных авто и мототехники. Историю каждого из своих транспортных средств он знает очень хорошо. Но вот однажды хороший знакомый предложили ему оптом приобрести три старых мотоцикла. Два он сразу опознал, а с третьим вышла заминка. Дело в том, что такую модель он раньше не встречал.

Вначале коллекционер попытался определить по двигателю. Его производителем оказалась фирма “Villers “.  Но она, в основном, занималась производством моторов, а мотоциклы выпускала в ограниченных количествах, и класса 125 куб.см, к которому относилось приобретение, в ее модельном ряду не было.

В прошлом году Василий прочитал в интернете статью “Гісторыя матацыкла”, в которой рассказывалось об истории фирмы “Неман”, выпускавшей в 30-е годы прошлого века в Гродно свои мотоциклы и велосипеды.  Сравнив опубликованные фото со своим мотоциклом, он понял, что стал хозяином редкой, можно сказать уникальной модели “Niemen 125 DV”. Мототехника сохранилась практически в родной комплектации. На ней установлены двигатель английского производства “Villers Mark-9D”, фара и бензобак, немецкие колеса “Sachs”, шины марки “Stomil” 3,0 x 19 дюймов, изготовленные в польском городе Познани. А вот раму мототехники сделали непосредственно на самом гродненском предприятии.

После небольшого ремонта и реставрации мотоцикл сейчас на ходу. Возможно, скоро его можно будет увидеть в одном из теле или кинофильмах. Василий Терешко является сотрудником киностудии “Беларусьфильм”, где занимается подготовкой транспорта к съемкам.

Юрий ВЛОДАВСКИЙ