Перейти к содержимому

Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

Мотоциклу  “Минск” М1А – 65 лет. Немецкие «предки» юбиляра

Мотоциклу  “Минск» М1А – 65 лет. Немецкие «предки» юбиляра

В этом году первый мотоцикл Минского мотоциклетно-велосипедного завода “Минск” М1А отмечает свое 65-летие. Но не все знают, что своим происхождением он обязан немецкому мотопрому. С “предками” юбиляра можно познакомиться на выставке “Следы победы”, проходящей сейчас в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны. Они принадлежат минскому коллекционеру и реставратору – полковнику пограничных войск в запасе Алексею Тикунову.

Мотоциклу  “Минск" М1А – 65 лет. Немецкие «предки» юбиляра

DKW RT 125 n.A WH

“ДЕДУШКА”

“Дедушкой” белорусского первенца стал простой в управлении, надежный и дешевый немецкий мотоцикл DKW RT 125. В 1938 году его сконструировал германский конструктор Герман Вебер для гражданского назначения. Первые три буквы официально означают “Dampf Kraft Wagen” (название предприятия). Но сами немцы называли его “Das Kleine Wunder” (“Маленькое чудо”). А RT – “Reichstyp” (“национальная модель”).

Представленный на выставке экземпляр является представителем первого поколения немецкой мототехники еще с резиновой вилкой. В таком виде его и передали в вермахт.

Данная модель находится в родной комплектации с оригинальными колесами и резиной. Сохранились заводские серая краска и смазка.

Вначале у Алексея появился одноцилиндровый, двухтактный двигатель. “Я считал, что он устанавливался на “Минск” М1А”, – рассказал он. Потом более внимательно присмотревшись к агрегату, коллекционер увидел надписи на немецком языке и дату выпуска 1941 год. Началось изучение исторических документов и выяснилось, что принадлежал мотор немецкому DKW RT 125. Так появилась идея о приобретении такого германского мототранспортного средства передвижения.

Мотоциклу  “Минск" М1А – 65 лет. Немецкие «предки» юбиляра

DKW RT 125

Начались поиски запчастей. Через несколько месяцев наш земляк получил из города Каменец долгожданную раму. Оттуда же прибыли и другие узлы и детали от “немца”.  А собрал полковник свой мотоцикл за пять дней до открытия выставки. “Представитель” германской армии на ходу, его можно завести и поехать.

То, что мототехника принимала участие в реальных боевых действиях, свидетельствуют сохранившиеся  пулевые и осколочные “ранения”. Скорее всего, она наехал на мину и подорвалась. На ней имеются следы белой краски. Возможно, все это произошло зимой, и мототранспорт был брошен. Так данный экземпляр и стал достоянием местного населения.

Сейчас Алексей приступил к поиску запчастей для сборки еще одного мотоцикла данной модели. Раму предоставил его коллега по увлечению – председатель столичной общественной организации “Наша Победа” Василий Терешко.

Кстати, сохранилась редкая фотография. На ней сфотографирован гауляйтер Белоруссии Вильгельм Кубе, едущий по одной из улиц Минска на мотоцикле DKW RT 125. А рядом стоят еще несколько таких мототранспортных средств. Когда и где сделано фото – неизвестно. Историки до сих пор спорят: был ли в годы войны на территории столицы завод по сборке германской мототехники или здесь находились ремонтные мастерские, а, может, что-то другое.

“ОТЕЦ”

Мотоцикл DKW RT 125 недолго эксплуатировался немецкой армией. После нападения на Советский Союз из-за необходимости увеличить производство более тяжелого мотоцикла приспособленного к полевым условиям войны, особенно на наших дорогах, модель сняли с производства. Однако к концу войны, в 1944 году, к ней вновь вернулись. Стала выпускаться модернизированная версия DKW RT 125 n.A WH, отличавшаяся от базовой наличием дополнительных усилителей и креплений для защиты от повреждений, появлением боковых ящиков и пр.изменениями. А главное – в связи с отсутствием алюминия немцам пришлось оснащать мототехнику чугунными двигателями. Масса машины выросла на 20 кг. Эта модификация и послужила прообразом советских мотоциклов М1А и К-125, а двигатель без изменений только в алюминиевом исполнении устанавливался на советские “малокубовики” до 1966 года (модель М-104).

На выставке представлен мотоцикл DKW RT 125 n.A WH, собранный Алексеем из запчастей, принадлежавших его другу.

После завершения войны и подписания Германией акта о полной капитуляции оборудование завода было смонтировано и привезено в Москву. Вместе со станками в советскую столицу приехали немецкие специалисты и главный конструктор Герман Вебер. В СССР началось изготовление аналогичных двухколесных машин под маркой “Москва” М1А. Она являлась точной копией DKW RT 125 n.A WH. В 1951 году производство передали в Минск. Так появился “Минск” М1А.

“БЛИЗКИЕ РОДСТВЕННИКИ”

Наверное, не все знают, что модель DKW RT 125 n.A WH послужила базой и для мотоциклов еще нескольких стран. Такая возможность появилась после того, как патентное бюро Германии перестало существовать, и авторское право уже никто не мог защитить. Благодаря “немцу” появились на свет японский Yamaha YA-1, итальянский 125 Turismo, американский Harley-Davidson “Hummer”, индийский Rajdoot, польский RT 175 др.

Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото автора и А.Тикунова

Добавить комментарий

0
Вот это цифра