Мотоциклы Второй Мировой

0

Мотоциклы Второй Мировой

Осталось совсем немного времени, и 9 мая мы будем отмечать юбилей – 70-летие Победы над фашистской Германией. Это была не только война людей, но и машин. На вооружение воюющих сторон широко использовалась военная техника различного назначения, в том числе и мотоциклы.  К сожалению, в наших музеях не представлены такие модели. Но с несколькими экземплярами можно познакомиться на выставке “Матацыкл на вуліцах Мінска. Гісторыя пра людзей і для людзей ”, проходящей в настоящее время в торговом центре “Скала”.

М-72

Мотоциклы Второй Мировой

Красную (Советскую) армию представляет на выставке мотоцикл с коляской М-72. Прототипом для этой трехколесной модели послужил немецкий BMW R71. До сих пор точно не известно, то ли его до войны предоставили сами немцы, то ли его выкрали наши спецорганы.  Красной Армии требовалась тяжелая машина с коляской, которую необходимо было создать в короткие сроки.  Первые серийные экземпляры, производство которых освоил Ирбитский завод, появились в феврале 1942 года. Мототехника имела трубчатую раму со свечной задней подвеской , телескопическую переднюю вилку и карданный привод заднего колеса. 2-цилиндровый двигатель,  мощностью 22 л.с., позволял развивать скорость до 95 км/ч.

Мотоцикл являлся носителем стрелкового оружия, поэтому по классификации ГАБТУ РККА он проходиля как “бронетехника”. Мототехника выпускалась  до 1960 года несколькими советскими заводами: ММЗ в Москве, ГМЗ в Горьком (сейчас Нижний Новгород), ИМЗ в Ирбите, “Красный Октябрь” в Ленинграде (сейчас Санкт-Петербург) и КМЗ в Киеве. Всего было изготовлено более 6500 экземпляров с коляской и без нее.

Представленный на выставке экспонат, выпущенный уже после войны,  принадлежит предпринимателю из Минска Валерию Шапчицу. Минчанин приобрел его в хорошем состоянии. Потребовалось только провести некоторые профилактические работы. И еще в ближайшее время владелец планирует заменить изношенные шины на другие.

Совместно с друзьями Валерий хочет 9 мая провести мотопробег по улицам белорусской столицы.

 “HARLEY-DAVIDSON WLA 42”

Мотоциклы Второй Мировой

Наших союзников по антигитлеровской коалиции представляет американский мотоцикл “Harley-Davidson WLA 42” 1943 года выпуска.  Одноименная компания, основателями которой стали Уильям Харли и Артур Дэвидсон, появилась в штате Висконтин, в городе Милуоки. Ее производственная деятельность началась в начале прошлого века.

Модель  “Harley-Davidson WLA  42” – армейская версия гражданского “Harley-Davidson WL”. Серийный номер  42 указывает на год ее массового запуска в производство. Эти 2-осные колесные машины с 25-сильными моторами, с 3-ступенчатой коробкой передач массово поставлялись в годы войны в Советский Союз по программе ленд-лиза. Благодаря своей маневренности, высокой скорости (до 115 км/ч) и удобной конструкции, он использовался в качестве транспортного средства в разведке и подразделениях связи.  Всего в нашу страну американцы отправили более 50000 экземпляров. В СССР модель модернизировали и стали изготавливать ее в трехколесном варианте совместно с коляской от отечественного мотоцикла М-72.

Выпускался “американец” с 1940 по 1947 год, а потом после небольшого перерыва с 1949 по 1952 годы.

Данное средство передвижения принадлежит известным белорусским коллекционерам и реставраторам мотоциклетной техники братьям Дмитрию и Георгию Парникель, которые и восстановили его.

В настоящее время организаторы выставки знают еще  о двух “Harley-Davidson WLA  42”, находящихся сейчас на территории  Республики Беларусь.

“VICTORIA KR 25S AERO”

Мотоциклы Второй Мировой

Представителем военпрома германского  рейха стал мотоцикл “Victoria KR 25S Aero”.  Несколько слов об этой марке. Фирма “Victoria” была создана двумя немецкими велогонщиками  – двумя Максами, Оттенштайном и Франкенбургером в 1896 году. Вначале она занималась торговлей велосипедами и запасными частями.  А первое мототранспортное средство здесь изготовили спустя пять лет. В годы Второй Мировой войны специально для своей армии мотопредприятие выпустило модель   “Victoria KR 25S Aero” с одноцилиндровым двигателем, рабочим объемом 247 см.куб и мощностью 9 л.с.  Данная мототехника имеет трубчатую раму и жесткую заднюю подвеску.

Вместе с еще одной моделью  “KR 35 SN/SS” германские мотопроизводители до 1943 года отправили вермахту  20000 мотоциклов.

Что касается данного экземпляра, то он, как это часто бывает, был обнаружен случайно. Пятнадцать лет назад к мотореставратору Василию Терешко обратился владелец мотоцикла ИЖ-49 с просьбой о ремонте своей машины. После выполнения заказа он подарил мастеру другое моторанспортное средство. Как позже узнал  Василий – “Victoria KR 25S Aero”. Оно сохранилось в хорошем состоянии. Потребовалось только помыть мототехнику и перебрать у нее двигатель.

В настоящее время мотоцикл находится практически в родной комплектации. У него отсутствует только несколько оригинальных деталей.

О других “Victoria KR 25S Aero” в нашей стране ничего неизвестно.

В статье использованы материалы периодической печати и автора.

Юрий ВЛОДАВСКИЙ

Фото автора