Не верь глазам своим

0

Не верь глазам своимВ процессе движения зрительный анализатор (глаза водителя) является
основным источником информации об окружающей обста-новке. Реальная
ситуация на дороге не обязательно во всем совпадает с картинкой, которую
передали нам наши собственные глаза, потому что человек «видит мозгом»,
то есть наше зрение порой «дорисовывает» некоторые детали создаваемого
зрительного образа. Дорога обозначает для нас себя зрительными образами –
дорожными знаками, разметкой, воображаемой траекторией движения и
дистанцией до видимой помехи на пути. 


 

Помимо этого, перед нашим уже «промысленным» взором появляются несуществующие элементы. В этом каждый мог убедиться, когда в жаркий солнечный день замечал впереди на дороге миражи и фантомы – лужи с плещущейся водой, где ас-фальт был совершенно сух, расплывающиеся очертания дорожных знаков и так вплоть до изменения цвета на светофоре, когда нарушитель на все сто процентов убежден, что поехал на зеленый.
На зрительное восприятие влияют погодные условия, освещенность дороги, скорость движения и даже самочувствие водителя. Людям за рулем следует повнимательнее относится к своему  зрительному восприятию. Плохое зрение снижает возможность следить за дорогой, что влечет за собой неизбежный рост дорожно-транспортных происшествий.

Если природное зрение отличается от нормы, человек восста-навливает его с помощью оптической коррекции. А когда  водитель с плохим зрением не носит ни очков, ни контактных линз, он тем самым подвергает себя и окружающих нешуточной опасности, потому что несовершенное зрение нарисует не совсем точную картину действительности.

Что снижает остроту зрения? Даже самые безобидные сульфаниламиды, которые мы принимаем при лечении инфекционных заболеваний, вызывают светобоязнь, затуманенность и нарушение цветового зрения, снижая его остроту. Практически каждому знаком конъюнктивит – ощущение рези как будто бы от «песка в глазах», аллергические воспаления конъюнктивы, перенапряжение глазных мышц. Конъюнктивит провоцируют мелькание света и тени, а также всевозможных побрякушек на зеркале, сильно тонированные стёкла, табачный дым, пыль, выхлопные газы, едкие пары от некачественного омы-вателя стёкол.

В темное время суток нагрузка на глаза водителя значительно увеличивается. Ночное вождение заставляет водителя напрягать зрение. Ночью в человеческом организме вырабатывается «гормон сна» (мелатонин) именно благодаря ему человек может быстро заснуть и спать крепким сном. Избыток света снижает образование гормона, а снижение освещенности, наоборот, повышает синтез и секрецию мелатонина. Соответственно, чем темнее вокруг, тем больше мелатонина вырабатывается – повышается вялость и сонливость, что недопустимо при езде за рулем, а включать освещение салона или кабины нельзя.

В темноте и в глубоких сумерках преобладает периферическое зрение – вы пристально вглядываетесь вперёд, но при этом резче различаете предметы, находящиеся по бокам. Контролируйте себя, не поддавайтесь соблазну вильнуть в сторону, где, как вам кажется, видимость лучше. Будьте особенно бдительны с 2 до 4 часов ночи, когда у водителя значительно снижаются не только острота зрения, но и внимание, память, реакция и мышечная сила.

Дневное вождение, на первый взгляд, не требует особого напряжения глаз – днем и так все хорошо видно, но на самом деле слишком яркое солнце не повышает остроту зрения, а снижает, так как угнетает наш зрительный анализатор интенсивным ультрафиолетовым излучением. Водить машину в яркий летний день лучше всего в солнцезащитных очках, они уберегут ваше зрение от слепящего солнца. Но подбор очков – всегда строго индивидуальная процедура. Общим может быть лишь утверждение, что совсем темные очки с маленькой пропускной способностью категорически не подходят тем, кто за рулем, зато зеркальное покрытие на не слишком темных линзах – оптимальный выбор для водителя.

Очки с ГРАДИЕНТНЫМ ПОКРЫТИЕМ (верхняя половина стекла темнее нижней) очень удобны для водителей – темный верх обеспечивает хорошую защиту глаз, когда взгляд направлен на дорогу, а светлый низ – хороший обзор панели приборной доски.

ПОЛЯРИЗОВАННЫЕ очки тоже часто используются водителями как солнцезащитные. Для тех, кому часто приходится находиться за рулем автомобиля, они позволяют защитить глаза от ослепляющего света фар встречных автомобилей. С помощью современных технологий на линзы наносятся поляроидные пленки, устраняющие блики (например, на воде). Антибликовое покрытие устраняет и "зайчиков", возникающих на линзах – очки перестают отсвечивать. Мультипокрытие способно одновременно создать комплексную защиту: водоотталкивающую, антибликовую и от цара-пин. Тёмные поляризующие линзы, пропускают достаточно света, но в то же время отражают ультрафиолетовые лучи. Об этом говорят и наклейки с надписью «UV 400», что означает стопроцентную защиту.

Для тех водителей, кто носит очки постоянно, лучше всего по-дойдут очки-"хамелеоны". Но при езде с закрытыми стеклами очки "хамелеоны" практически не годятся: затемнение линз происходит под действием ультрафиолетовых лучей, а стекло автомобиля их поглощает.

КРАСНЫЕ солнцезащитные очки раздражают нервную систему, человек  быстрее утомляется.

ЖЕЛТЫЕ очки делают мир ярче, особенно в пасмурные дни. Как и розовые, они уменьшают зрительное напряжение глаз, повышают качество изображения, улучшают зрительные реакции, увеличивают восприятие пространства по глубине.

ОРАНЖЕВЫЕ – предназначены только для снижения ослеп-ляющего действия источников света на глаза человека – от фар встречного транспорта и прожекторов. Оранжевые, как и красные и ярко-желтые стекла, вызывают нервозность, повышенную возбуди-мость, нарушение сна.

ЗЕЛЕНЫЕ – хороши для отдыха на природе, занятий теннисом, рыбной ловли и вождения автомобиля в яркий солнечный день. Зеленый цвет успокаивающе действует на рецепторы глаза.

ГОЛУБЫЕ – красивы, но их нельзя надевать за рулем, так как они нарушают цветопередачу, снижают чёткость изображения, отрицательно влияют на сетчатку глаза.

СИРЕНЕВЫЕ – дают наибольший комфорт глазу, если они с легким коричневатым оттенком.

ЧЁРНЫЕ линзы уместны в солнечный полдень на белых пляжах и горных заснеженных курортах. В остальных случаях при постоянном ношении повышают внутриглазное давление.

СЕРЫЙ цвет линз нейтрален, не наносит вреда глазам, но такие очки очень редки. В нейтральности серому вторит и коричневый, подходящий для ежедневного пользования.

Кстати, многие профессионалы-автогонщики обходятся без оч-ков именно благодаря тренировке глаз в пути.

На остроту зрения влияет и питание. Для улучшения зрения рекомендуем любой поливитаминный комплекс, который всегда можно купить в аптеке. Чаще включайте в рацион бобовые, орехи, сыр, морковь, помидоры – продукты, богатые витаминами А и В2. Так вы повысите остроту зрения, способность различать цвета и хорошо видеть ночью. Нездоровое питание с недостаточным количеством витаминов и полноценных белков, а также увлечение быстрым перекусом на ходу в различных точках «фаст-фуда» может привести к «куриной слепоте» – временной неспособности различать очертания предметов в сумерках. Это очень опасно, потому что от ночной езды глаза утомляются сильнее, чем днем.

Наталья АБРАМОВИЧ, зав. отделом общественного здоровья ГУ «МОЦГЭОЗ».