Первый БЕЛАЗ

0

Свою производственную деятельность Белорусский автомобильный завод начал с изготовления моделей грузовиков, конструкции которых разработали на Минском автозаводе. Но пришло время, и они морально устарели.  Поэтому жодинцы решили создать собственный автомобиль.  Правда, не все сразу поддержали эту идею.  Некоторые специалисты считали, что в ходе модернизации выпускавшимся на автопредприятии карьерным самосвалам МАЗ-525 можно было продлить “жизнь”. И все же в ходе обсуждения победила первая точка зрения.

БелАЗ 540, автосамосвалПредложение автозаводцев поддержали в высших инстанциях. И появилось соответствующее постановление СНХ N 85 от 10 мая 1960 года. А уже 1 октября конструкторы разработали технический проект первого 2-осного карьерного самосвала марки БелАЗ,  который должен был стать  базовой моделью для целого семейства.

Автосамосвал, получивший индекс БелАЗ-540, отличался от своего предшественника. Главной новинкой  стала впервые  установленная на отечественном грузовике одноместная кабина. Она располагалась рядом с двигателем.  Это позволило не только улучшить обзорность, но и снизить собственный вес.

В конструкции  автомобиля  использовались и другие нововведения: вальная трехступенчатая гидромеханическая коробка передач, пневмогидравлическая подвеска, объединенная система гидравлического привода рулевого управления и цилиндров опрокидывающего механизма и др. На свои разработки белазовцы получили целый ряд разрешений на внедрение изобретений.

БелАЗ-540 также отличался от предшественника сокращенными базой и общей длиной соответственно на 1230 и 1050 мм. Использовались шины меньшего диаметра, у кузова отсутствовал задний скос, что значительно снижало намерзание и прилипание грунтов.

Как писалось в журнале “Автомобильная промышленность” в 1963: “В результате всех конструктивных улучшений самосвал БелАЗ-540 будет на 30-35 % производительнее самосвала МАЗ-525”.

Сборка первого опытного образца автомобиля собственной разработки началась в Жодино в августе 1961 года, а завершилась 14 сентября. Он имел полную массу 48 тонн и был рассчитан на перевозку 27 тонн грузов.  На модели устанавливался 375-сильный дизельный 12-цилиндровый V-образный мотор Д-12А . Автотехника развивала скорость до 55 км/ч.

Собранный автосамосвал жодинские автозаводцы отправили в Москву специально к открытию XXIII съезда КПСС.

В дальнейшем  белорусский подарок в течение двух месяцев демонстрировался на Всесоюзной выставке достижений народного хозяйства СССР.

В 1962-1963 годах на автозаводе изготовили еще несколько экземпляров таких карьерных самосвалов. Потом их отправили на испытания на Раздольский серный комбинат, где “при испытаниях на уклоне 6 % они развивали скорость 13-15 км/ч”, – (журнал “АП” N2 1963 г).

Они прошли большой испытательный процесс.

Серийное производство БелАЗ-540 началось в 1965 г.  В этом же году на выставке-ярмарке, проходившей в Лейпциге,”540-й” получил золотую медаль.  На смену ему, спустя два года, пришел модернизированный вариант – БелАЗ-540А, оснащенный 360-сильным дизелем ЯМЗ-240 V12. Эта модель карьерного самосвала была отмечена Знаком качества СССР.

Юрий ВЛОДАВСКИЙ

В материале использованы материалы из архива автора, периодической печати и Жодинского автозавода

Фото автора