Советский автоспорт в миниатюре

0

Несколько лет назад в нашей стране появились первые номера журнала “Автолегенды СССР”. Вместе с печатным изданием в комплект входила и модель автомобиля советского автопрома, выполненная в масштабе 1 : 43. Это издание способствовало популяризации в Республике Беларусь коллекционирования масштабных моделей автомобилей. Можно сказать, что сейчас пошла “вторая волна” этого движения. Первая проходила в 80-90 годы прошлого столетия. После развала СССР по различным причинам произошел спад интереса к подобным миниатюрам. Благодаря “Автолегендам” многие отечественные коллекционеры вернулись в свою молодость и вновь стали собирать микромодели. Большинство из них не просто покупают модели, а занимаются их конверсиями.

Детская мечта.

Одним из руководителей вновь возрожденного в Минске клуба белорусских коллекционеров масштабных копий автомобилей является Вадим Покровский. Свою первую модель он приобрел еще в 1977 году. Во время туристической поездки на теплоходе от Москвы до Астрахани в городе Саратове в местном универмаге мама ему купила “Москвич-408”. Несмотря на то, что прошло уже немало времени, этот экземпляр до сих пор сохранился и занимает  одно из почетных мест в коллекции минчанина. А всего таких миниатюр у него сейчас насчитывается несколько сотен. Изготовлены они не только в Советском Союзе, но и за рубежом.

Активно занимается Вадим переделками. Особый интерес у него вызывает создание точных копий советских спортивных автомобилей. И этот интерес не случаен.

Переделки из покупных ВАЗов

В детстве Вадим жил в Вильнюсе. Как известно, этот литовский город был одним из центров СССР по автоспорту. Литовцы побеждали на многих всесоюзных и даже международных соревнованиях.  Отец будущего коллекционера занимался ремонтом автотехники и был знаком с некоторыми известными автоспортсменами. Мальчик часто вместе с отцом ездил на различные автоспортивные соревнования. И с  того времени у него появилась мечта – собрать модели спортивных машин, которые принимали участие в этих соревнованиях.

Воплощение мечты.

С появлением “Автолегенд СССР” Вадим Покровский понял, что у него появилась возможность осуществить свою  мечту. И поставить на полку среди прочих моделей копийные спортивные машины, изготовленные собственными руками.

И моделист приступил к делу. В настоящее время в его коллекции уже имеется более десятка таких автомобилей, переделанных из стандартных “Жигулей”, “Лад” и “Москвичей”.  Основой для переделки служат многочисленные фотографии, взятые из интернета, семейного архива, а также зрительная память.

Точные копии спортивных москвичей

Процесс изготовления будущей миниатюры начинаетcя с разборки купленного экземпляра. С него снимается старая краска и внутри прорабатываются мельчайшие детали, вплоть до ремней безопасности, огнетушителей и т.д.. При необходимости снимаются ненужные элементы конструкции, которые заменяются другими. Для такой замены порой приходится разбирать дорогие зарубежные минимодели и использовать детали от них. Например, колеса, спортивные сидения и прочее. В дело идут различные материалы – банковские карточки, скрепки и др. Многое приходится делать своими руками. Для этого Вадим в одной из комнат оборудовал мастерскую, а окончательную покраску готового изделия он производит на балконе.

Очень важно на модель правильно наклеить специальные надписи на кузовах (деколи).  В основном,  их делают на Украине и в России, и немного у нас в республике частным образом.

На изготовление одной масштабной копии у коллекционера порой уходит от нескольких дней до 3-4 месяцев. Все зависит от сложности работы и вдохновения.

Минчанину много раз предлагали продать свои модели, но Вадим отказывается от таких предложений. В ближайших планах, или как говорит он сам: “Первое – это  создание “автоспортсменов”, переделанных из “Волг” и “Запорожцев”. А за ними последует ЗИЛ-130 для автокросса.

 Кстати, еще один белорусский коллекционер и постоянный читатель “Автодайджеста” Владимир Саркисов сделал модель спортивного автомобиля, переделанного из  стандартного ВАЗ-2108, по фотографиям, представленным  в нашей газете.

ВАЗ-2108 и его спортивная модификация

Юрий Влодавский

Фото автора и В. Саркисова