Только раз в году проходит ретро автопраздник

0

Только раз в году в белорусской столице проходит ретро автопраздник. Вот уже на протяжении восьми лет в Минск для участия в Международном фестивале “Ретро-Минск” прибывает ретро автотехника из  разных европейских стран. На этот раз, кроме отечественных автолюбителей, в нем приняли участие представители двух прибалтийских государств – Литвы и Латвии, а также еще россияне.

Только раз в году проходит ретро автопраздник
Возле Дворца Спорта

По подсчетам организаторов, Общественного объединения  “Автоамерика”, в состав нынешнего автокаравана входили более семидесяти машин. По улицам города проехала автотехника, созданная в разное время в Европе и США. Но все же его основу составила продукция советского автопрома. Люди разного возраста и пола, несмотря на все сложности, уже по традиции приезжают в мае в столицу Республики Беларусь на несколько дней, а в этом году мероприятие проводилось с 15 по 17. Меняется их состав, но популярность данного события среди минчан остается прежней. Где бы ни останавливались автомобили, они везде оказывались в плотном кольце горожан и зарубежных гостей.

Только раз в году проходит ретро автопраздник
На проспекте Независимости

Многие участники, посетив минский ретрофест, стремятся на следующий год вновь попасть на него. Одни меняют свой автотранспорт, другие приезжают на уже знакомом.

К сожалению, по ряду объективных и субъективных причин изначальную программу ретро автопраздника пришлось сильно изменить. Были отменены популярные у зрителей автобои и другие зрелищные мероприятия. Вместо них  на ратушной площади состоялся большой концерт.

Только раз в году проходит ретро автопраздник
Возле ратуши

И все ограничилось традиционным автопарадом по улицам белорусской столицы 16 мая с остановками  возле городской ратуши, у Дворцов Республики и Спорта, проезда вокруг Площади Победы с кругом почета со звуковыми сигналами в память о погибших в Великой Отечественной войне. А завершилось все стоянкой на Боровой, возле Музея авиационной техники.

На каждом ретро автофестивале есть свои звезды.  Думаю, что по мнению большинства собравшихся, наибольший интерес вызвал автомобиль Mercedes-Benz Simplex, что в переводе означает “цепная передача задних колес”, 1903 года выпуска, приехавший к нам из Риги. Даже несмотря на то, что это не оригинал, а его репликар.Основой для автотранспортного средства послужила деревянная карета 1903 года, найденная в старом замке. Ее отреставрировали и покрасили почти в цвета национального флага. Конструкцию установили на раму от немецкого “Horch”, подобрали подходящие двигатель и коробку передач от Mercedes, выпущенного в 70-х годах прошлого века. И поставили все на колеса. На все работы у создателя автотехники Бориса Пориетиса ушло двадцать лет. Правда, параллельно он успел отреставрировать шесть автомобилей по заказам  “за деньги” и сделать два для себя.

Репликар Mercedes-Benz Simplex
Михаил Юдов и Борис Пориетис и Репликар Mercedes-Benz Simplex

В Минск Борис приехал вместе со своим другом и коллегой по увлечению Михаилом Юдовым.   “Мы доехали своим ходом, а не на трейлере. Ведь у нас установлены “современные” агрегаты. Например, переднему мосту – семьдесят лет, а задний – на десять лет его “моложе”, – сказал с улыбкой латвийский автомастер».

“А еще мы хотим выразить свою благодарность вашим таможенникам, которые не только разрешили нам проехать границу, но и помогли оформить все необходимые документы”, – рассказал Михаил Юдов.

Кстати, Михаил у нас уже не первый раз, а Борис – впервые.

Старожилом таких встреч можно назвать Альфредаса Зигмунтаса. Коллекционер и автореставратор из литовского города Паневежис вот уже в седьмой раз приезжает к нам. “Мы с Александром Шуриным (председатель ОО “Америка”) – друзья. Он приезжает на наши мероприятия, а я – на ваши. У вас хорошая организация и замечательные люди, с которыми можно поговорить и обсудить различные проблемы, связанные с ретро автомобилями”, – объяснил цель своего приезда литовский автолюбитель. Сейчас в его  частной коллекции находится более тридцати ретро автомобилей, выпущенных в разных странах, в том числе и в СССР.

Три года назад наш зарубежный гость побывал в Германии, в городе Штутгарде, где посетил музей компании BMW. Здесь он увидел машину модели BMW-501, и захотелось приобрести такую. Мечта осуществилась, и вот уже на протяжении двух лет г. Зигмунтас ездит на немецком автомобиле. Но для этого пришлось провести большую работу по реставрации и восстановлению, которая длилась на протяжении года.  Приобретенный экземпляр к моменту покупки был перекрашен и не мог самостоятельно “передвигаться”.  Пришлось перебрать и отремонтировать двигатель. Он также перетянул салон и окрасил “501-ю” в родные цвета. Для этого автовладелец  специально обращался к музейным работникам за необходимой информацией. В результате на сегодняшний день изделие германского автопрома имеет первозданный вид.

BMW-501
BMW-501

Еще одну автореплику продемонстрировал руководитель ретро автоклуба владельцев автомобилей ГАЗ-21 и ГАЗ-22 минчанин Олег Володькин. Несколько лет назад из Англии к нам был завезен кабриолет псевдо автомобиля Jaguar 1969 г.в. Базой для него послужил Volkswagen Beetle (“Фольксваген Жук”).  Его специально привезли показать специалистам для решения дальнейшей судьбы “англичанина”.

Олег Володькин и его репликар Jaguar 1969 г. в.
Олег Володькин и его репликар Jaguar 1969 г. в.

Не первый раз приезжают на “Ретро-Минск” витебляне – отец и сын Михаил и Роман Овчинниковы. “Оказаться здесь, где можно увидеть много таких интересных машин, это прикольно”, – считает Овчинников-младший. А старший считает, что это красивое зрелище, участником которого приятно и престижно быть.

Семейный автомобиль Овчиниковых Citroen AC-4 “Grand Lux”
Семейный автомобиль Овчиниковых Citroen AC-4 “Grand Lux”

В качестве средства передвижения на данное мероприятие белорусы выбрали свое новое приобретение – французскую машину модели Citroen AC-4 “Grand Lux”, выпущенную в 1931 году. Выбор оказался неслучайным. Сейчас автотехника используется для катания молодоженов и для съемок в кино.

Интересна история появления “француза” в Республике Беларусь. Несколько лет искал такую машину Михаил. Эта очень редкая модель. Ни в нашей стране, ни в России таких экземпляров нет. Нет ее и в Прибалтике.  Он искал ее во многих европейских странах, но наилучший вариант оказался в Германии.

“Нам повезло, что автомобиль попал к нам в хорошем и комплектном состоянии”, – рассказал автовладелец.  2,5 года назад машину привезли в Витебск. 60 дней ушло на приведение ее в рабочее состояние. Ее полностью разобрали и перебрали. Была проведена перетяжка салона и заменены родные двигатель и коробка передач от Fiat-125. Просто их стало жалко эксплуатировать. Это, пожалуй, единственные не оригинальные агрегаты.  Новые краска и лак.

В связи с тем, что с момента выпуска ретро автотехники прошло много времени и изменились дорожные правила, пришлось на нее установить некоторые дополнительные элементы – поворотники спереди и сзади, а для отопления в зимнее время сделать самодельную печку. А в остальном все внутренности и начинка сохранились со времени ее изготовления.

На ретро автофестивале свою продукцию продемонстрировало столичное Научно-производственное унитарное предприятие “Pro Car Engineering”, занимающееся ремонтом и реставрацией ретро автотехники. Оно представило модель ГАЗ-69. Он был собран из запчастей, сохранившихся от разных экземпляров 69-й модели, поэтому он не имеет “возраста”. В его техпаспорте не проставлена дата выпуска.  “ГАЗик” собрали 9 мая, а на следующий день он принимал участие в мероприятиях, проходивших на “Линии Сталина”. Данный показ стал вторым официальным выездом для него.

ГАЗ-69
ГАЗ-69

17 ноября для всех участников было организовано катание на корабле по Минскому морю. А вечером ретро автослет завершился. Участники тепло попрощались друг с другом и договорились встретиться в Минске в следующем году.

Большую помощь в организации “Ретро-Минск-2015” оказали  Общественному объединению “Автоамерика” сотрудники Государственной автоинспекции, руководство БРСМ, столичные власти и другие организации.

Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото автора