В гостях у Bosch или сон наяву

0

Взору открывается современный испытательный полигон, расположенный в живописных окрестностях западногерманского города Боксберг, а на нем собран едва ли не весь цвет современного автопрома. Может это сон? Нет, что ни на есть реальность. Просто я оказался в числе тех журналистов, которых компания Bosch собрала со всего мира на 62-ю пресс-конференцию по автомобильным технологиям.

Системы Bosch можно встретить на автомобилях самого разного типа
Системы Bosch можно встретить на автомобилях самого разного типа

КРАСНОРЕЧИВАЯ СТАТИСТИКА

Немецкий промышленный гигант, как всегда, пребывает в чемпионской форме. Даже с учетом колебаний валютных курсов, в первом квартале нынешнего года концерн продемонстрировал 7%-й рост продаж. Номинальный же рост составил 13%. Спрос на продукцию бизнес сектора мобильных решений Bosch растет во всем мире, особенно на фоне повсеместно ужесточающихся норм по безопасности и экологии, а также стремительного развития автоматизации вождения. Так, по итогам 2014 года объем бизнеса этого направления вырос на 8,9%, почти в два раза превысив темпы роста мирового авторынка. Количество проданных программ электронной стабилизации (ESP), бензиновых и дизельных систем с прямым впрыском возросло почти на 20%. В области технологий автоматизации вождения ежегодный прирост продуктов Bosch и вовсе достиг одной трети.

Топ-менеджеры  Bosch довольны результатами компании
Топ-менеджеры Bosch довольны результатами компании

АВТОПИЛОТ — ВРАГ ДТП

Будучи мировым лидером на рынке радарных датчиков, компания готовится выпустить в текущем году ряд новых систем помощи водителю, упрощающих движение в пробках, маневрирование и парковку, а ориентировочно на 2020 год намечен запуск в производство автопилота для езды по автострадам. К слову, прототипы «бошевских» беспилотников уже как два года проходят тесты на общественных дорогах Германии и США. По мнению принимавшего участие в пресс-конференции члена правления Bosch Дирка Хоайзеля, появление подобной системы на автомобилях ознаменует собой переход от частичной автоматизации вождения к полной, когда водители станут пассажирами. Главная цель, которая мотивирует Bosch развивать идею автоматизированного вождения,  состоит в повышении безопасности на дорогах. Только вдумайтесь в такие цифры — ежегодно в мире около 1,3 млн. человек, по оценкам ООН, становятся жертвами дорожно-транспортных происшествий и в 90% случаев по вине водителей. Не слишком ли велика цена ошибкам? Хоазель уверен, что благодаря росту автоматизации, к примеру, в Германии удастся сократить количество ДТП на 37%. Однако, насколько бы далеко не продвинулись технологии в данной области, человек все же останется в центре процесса. По крайней мере, в обозримом будущем. Иными словами, за водителем пока еще останется выбор взять управление автомобилем на себя или довериться автопилоту.

Оснащение Tesla Model S системой автономного вождения заняло 1400 человеко-часов и обошлось в 200 тыс. евро
Оснащение Tesla Model S системой автономного вождения заняло 1400 человеко-часов и обошлось в 200 тыс. евро

ЛУЧШИЙ АВТОМОБИЛЬ — ИНТЕРНЕТОМОБИЛЬ

Неотъемлемой частью системы автоматизированного вождения является интернет.  Более того, представитель топ-менеджмента Bosch Маркус Хейм считает глобальную  сеть ее ключевым элементом. Он заявляет: «Подключенный к интернету автомобиль — это всегда лучший автомобиль». С помощью всемирной паутины водитель может в реальном времени получать  информацию о пробках, дорожных условиях, ДТП, заправках и т.д. Уже сейчас для немецких владельцев электрокаров Mercedes-Benz доступно приложение Charge&Pay, посредством которого можно оплатить услуги электрозаправочной станции через интернет. На базе сетевых решений Bosch планирует существенно расширить спектр предоставляемых услуг. К примеру, через платформу Bosch Drivelog водители могут воспользоваться  сервисом, передающим данные блока управления двигателем, которые могут использоваться для превентивного техобслуживания. Согласно прогнозам, количество автомобилей с поддержкой веб-служб в скором времени достигнет порядка 200 тысяч. Но Bosch идет еще дальше и работает над созданием системы, объединяющей различные виды транспорта. Примером такой технологии служит программное решение, разработанное Bosch для проекта Stuttgart Services. Оно позволяет использовать одну сим-карту для аренды автомобилей и велосипедов, оплаты проезда в общественном транспорте, посещения развлекательных заведений. Более того, специалисты Bosch приступили к работе по объединению интеллектуальных систем автомобилей и домов. Так, навигационная система машины сможет передавать сигнал системе управления отоплением о необходимости поднять температуру в помещениях до приезда водителя.

Mercedes-Benz и Porsche являются традиционными клиентами Bosch
Mercedes-Benz и Porsche являются традиционными клиентами Bosch

ИСТОРИЯ ДВС ЕЩЕ НЕ ДОПИСАНА

Когда же наконец машины с ДВС станут историей и электрокары заполнят наши города? Несмотря на бурный рост «зеленых» технологий, в течение следующего десятилетия двигатель внутреннего сгорания все еще сохранит главную роль в автомобилестроении. По прогнозам, через пять лет более 90% новых автомобилей будут работать на природном топливе. Особенно это касается рынков США и Китая. Так что потенциал традиционных моторов еще не исчерпан, и Bosch продолжает работу по их совершенствованию. В частности, для улучшения дизельных двигателей коммерческого транспорта компания разработала систему Denoxtronic, позволяющую снизить количество выбросов окиси азота на 95%. «Дизель — ключевая технология для достижения целевых показателей CO2, особенно в Европе», — заключает Рольф Буландер, глава правления бизнес сектора мобильных решений Bosch. Как считают в компании, электрификация не конкурирует с ДВС, а дополняет его. Такой подход выглядит оправданным с учетом того, что по прогнозам в 2025 году в мире около 15% всех новых транспортных средств будут гибридами. В Европейском Союзе, ввиду проводимой политики уменьшения вредных выбросов, к 2021 году все внедорожники станут продаваться с комбинированной силовой установкой. Вместе с тем, ожидается, что через десять лет треть всех новых автомобилей, реализованных на территории стран ЕС, должны быть оснащены электрическим приводом.

В 275-сильном дизельном моторе Maserati Ghibli используется впрыск Bosch
В 275-сильном дизельном моторе Maserati Ghibli используется впрыск Bosch

ОТ ВЕЛОСИПЕДА ДО СУПЕРКАРА

Практическая часть брифинга предполагала полигонные испытания разработок Bosch. Автопарк, который на этот раз подготовили организаторы, был превосходным, словно блюдо из топового  «мишленовского» ресторана. Вот лишь некоторые из тестовых машин:  электрокар BMW i3, гибридное спорткупе BMW i8, cверхэкономичный ситикар Volkswagen XL1, электрический Fiat 500 (продается только в США), новый Ford Mustang, седаны Maserati Ghibli и Mercedes-Benz S500 Plug-in Hybrid, гибридные Porsche Panamera и Сayenne. Особый интерес вызывал экспериментальный Tesla Model S c автопилотом. Настоящей же сенсацией мероприятия стал 887-сильный суперкар Porsche 918 Spyder. Правда, чтобы разгоряченные журналисты не отправили 918-й на околоземную орбиту, его управление было доверено инструктору. Но и поездка в пассажирском кресле этой зверюги, разменивающей первую «сотню» за 2,6 секунды и достигающей «формульных» 345 км/ч, — развлечение не для слабонервных. Сначала ты проваливаешься в карбоновый кокпит, где тебя зажимает гоночное кресло-ковш, а потом мощная волна ускорения и мелькающий за окном в бешеной пляске калейдоскоп из сливающихся красок окружающего пространства… Для 918-го Bosch поставляет электрическую силовую установку, так что его вклад в создание этого инженерного шедевра немалый. Впрочем, сейчас наверняка уже не осталось на земном шаре автостроителей, которые так или иначе не сотрудничали бы с Bosch, будь-то китайские компании или производители суперкаров. Но все же как бы хорош не был Porsche — это автомобиль сегодняшнего дня, а вот оснащенный системой автономного вождения электрокар Tesla Model S приоткрывает дверь в будущее. Визуально «бошевский» прототип почти не отличается от базовой версии модели, за исключением расположенных по бокам датчиков и миниатюрной антенны-тарелки на крышке багажника. Машина способна передвигаться и маневрировать без участия водителя, хотя в любой момент человек может взять управление на себя одновременным  удержанием в течение трех секунд двух кнопок на рулевом колесе. Рабочий диапазон скоростей автопилота — до 96 км/ч. Управлением большинства функций машины заведует 17-дюймовый сенсорный дисплей на центральной консоли. Легким касанием экрана можно задавать параметры автономного движения езды, например, определить оптимальный маршрут к пункту назначения,  запрограммировать расстояние до впереди идущего транспорта и даже выбрать стиль езды. Во время работы автопилота водителю есть чем себя занять — есть возможность подключиться к интернету и отправить сообщение по электронной почте, причем мультимедийная система поддерживает голосовой набор текста.

В недрах Porsche 918 Spyder бьется электрическое сердце Bosch
В недрах Porsche 918 Spyder бьется электрическое сердце Bosch

Технологии Bosch настолько разнообразны, что детально познакомиться с  ними – требуется не один день, ведь на полигоне были представлены помимо  автомобилей еще мототехника и велосипеды. Для последних компания выпускает электродвигатели, аккумуляторы, зарядные устройства и велокомпьютеры. Но об этом (и не только) речь пойдет в отдельном материале, посвященном экскурсии в штаб-квартиру подразделения автомобильной электроники Bosch в городе Ройтлинген.

Гибридный ситикар Volkswagen XL1 с компонентами от Bosch потребляет 1 литр дизтоплива на 100 км
Гибридный ситикар Volkswagen XL1 с компонентами от Bosch потребляет 1 литр дизтоплива на 100 км
Двигатели электрических модификаций Smart и Fiat 500 разработаны Bosch
Двигатели электрических модификаций Smart и Fiat 500 разработаны Bosch
Силовой электрикой Bosch оснащается как электрохэтчбек BMW i3,...
Силовой электрикой Bosch оснащается как электрохэтчбек BMW i3,…
… так и флагманское спорткупе i8
… так и флагманское спорткупе i8
Эти электроскутеры  Bosch выпускает для китайского рынка
Эти электроскутеры Bosch выпускает для китайского рынка
Bosch выступает мировым лидером по электрификации велосипедов
Bosch выступает мировым лидером по электрификации велосипедов

Денис АЛЕКСАНДРОВ
фото автора и компании-производителя