Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

“25.25” – новый автомобильный проект Республики Беларусь

Просмотрено

”25.25” – так называется новый автомобильный проект, работа над которым завершается на Минском автомобильном заводе в рамках государственной научной программы «Машиностроение». 

“25.25” – новый автомобильный проект Республики Беларусь
Капотник МАЗ-6440РА N2

Цифры ”25.25” означают габаритную длину автопоезда –  25 метров, 25 сантиметров. Такую длину в ближайшей перспективе будут иметь автопоезда, предназначенные  для международных перевозок.

В настоящее время мировые производители автотехники ведут работы по двум направлениям: снижение токсичности выхлопных газов и сокращение эксплуатационных затрат на перевозку грузов.  Так, помимо снижения снаряженной массы автомобиля/автопоезда и понижения погрузочной высоты с целью перевозки большего объема и массы груза, существует еще один способ увеличения грузовместимости без существенных затрат, связанных с изменением инфраструктуры дорог. Это увеличение длины автопоезда,  при условии его вписываемости в коридор шириной 7,2 м ограничены двумя окружностями с радиусом 12,5 м и 5,3 м. Другие ограничения, связанные с высотой  автотранспортных средств и  полной массой автопоездов, потребуют серьезных финансовых и материальных затрат. Поэтому единственной возможностью для производителей в нынешних условиях осталось только увеличение длины. Это не значит, что традиционные модели уйдут в прошлое.  Они и дальше будут эксплуатироваться автоперевозчиками, но рентабельность использования 3-звенных автопоездов выше, чем  у предшественников. И они должны стать альтернативой железнодорожному транспорту.

Первопроходцами в разработке длинномерных автомобильных конструкций стали шведы, которые впервые стали применять их в лесном хозяйстве в качестве автомобилей-сортиментовозов для перевозки древесины. Потом они появились и на обычных дорогах и сейчас успешно  работают не только в скандинавских странах, но и во Франции и Германии.

Европейская тенденция развития современного автомобилестроения дошла до нашей страны. И вот весной  прошлого года на Минском автозаводе изготовили первый белорусский подобный автопоезд. На разработку его конструкторской документации совместно с ГНУ ОИМ РБ ушло несколько месяцев. Автотранспортное средство представляет собой 3-звенный автопоезд, в качестве тягача используется бортовой автомобиль МАЗ-6312В9, колесной формулы 6х4, оснащенный 412-сильным двигателем ЯМЗ-651.10 (Евро 4).  Данная модификация автомобиля отличается от базовой увеличенным объемом платформы, увеличенным объемом топливных баков.  В качестве полуприцепа выбран 3-осный полуприцеп МАЗ-975830 с электронной тормозной системой TEBS. В качестве третьего звена используется подкатная тележка МАЗ-842500, у которой используется передняя поворотная ось.  Грузоподъемность автотранспортного средства составляет 41,5 тонну, а полезный объем – 146 куб.м.

“25.25” – новый автомобильный проект Республики Беларусь
Автопоезд МАЗ-6440РА+МАЗ-975830

“Вариантов таких автосцепок несколько. Это может быть седельный тягач с полуприцепом плюс тандемный прицеп или бортовой автомобиль с подкатной тележкой и полуприцепом.  Автопоезд сделан таким образом, что отдельные его звенья  можно стыковать с другими серийными автомобилями или прицепами. В этом его универсальность”, – рассказал корреспонденту “АД” заместитель главного конструктора ОАО “МАЗ” Николай Лакотко.

В настоящее время продолжаются эксплуатационные испытания.  Совместно с автозаводцами их проводят специалисты Государственного научного учреждения “Объединенный институт машиностроения Национальной академии наук Беларуси”.  Идет отработка движения автопоезда в общем потоке автомобилей на автомагистралях, отработка движения в пунктах погрузки – разгрузки, логистических центрах, на развязках дорог и путепроводах.

“25.25” – новый автомобильный проект Республики Беларусь
3-звенный автопоезд

“Пока мы не завершили весь комплекс испытаний, мы не можем передать этот автопоезд потребителю. Кроме того, еще предстоит оценить экономический эффект в реальных условиях эксплуатации”, – сказал заместитель главного конструктора.

Одним из сдерживающих факторов окончания всех работ является белорусское законодательство, ограничивающее длину автопоезда не более 20 м. Тем не менее, на автомобильном заводе планируют завершить все испытания и отдать автотехнику автоперевозчикам  в первой половине следующего года.

Сейчас строится много современных скоростных магистралей, соединяющих Европу с Азией. На таких трассах и должны эксплуатироваться данные автотранспортные средства. Основными заказчиками на них, по мнению разработчиков, должны стать компании из Республики Беларусь, России, Узбекистана и других стран на постсоветском пространстве.

Первый показ многозвенного автопоезда состоялся на автозаводе МАЗ в апреле месяце 2016 года на выставке, организованной к приезду Главы государства Республики Беларусь. А широкая общественность впервые увидела его в мае на выставочном мероприятии “БАМАП-2016”, проходившем территории Национальной библиотеки Республики Беларусь.

Новый автопоезд Минского автозавода в какой-то степени является дальнейшим развитием конструкции многозвенного автопоезда МАЗ-2010, разработанного под руководством академика М.С. Высоцкого. Но вышерассматриваемый автопоезд – это ближайшая перспектива, а его предшественник – более отдаленная.

“25.25” – новый автомобильный проект Республики Беларусь
Многозвенный автопоезд МАЗ-2010

И О ДРУГИХ МОДЕЛЯХ ДЛЯ АВТОПЕРЕВОЗЧИКОВ

Касательно многозвенного автопоезда МАЗ-2010 академика М.С. Высоцкого: его испытания завершены. Согласно этапов государственной программы  “Машиностроение” на нем отработаны основные перспективные конструктивные решения, которые нашли свое применение в новой 3-звенной модели. За время проведения предварительных испытаний “многозвенника” удалось упростить и усовершенствовать его конструкцию. В настоящее время продолжается отработка систем курсовой устойчивости, противоопрокидывания и других электронных систем активной безопасности.

“В конструкции нового многозвенного автопоезда заложено много иновационных решений. Для их отработки требуется значительное время”, – отметил Николай Лакотко.

Изготовление седельных тягачей “капотной компоновки” МАЗ-6440РА пока не планируется.  На них нет необходимого количества заказов, чтобы начать их производство.  Данные тягачи были изготовлены для поиска и отработки перспективных конструктивных решений и завоевания новых рынков для реализации автотехники.

Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото автора

Share on facebook
Share on twitter
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on odnoklassniki
Share on vk

Добавить комментарий

Узнавайте о самых горячих новостях первыми в нашем Telegram