Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

25 лет автобусному заводу ОАО “МАЗ”

Просмотрено

 

Жителям Республики Беларусь, родившимся уже после распада СССР, трудно поверить, что было время, когда на Минском автомобильном заводе еще не выпускались автобусы. Да и старшие поколения сейчас вспоминают об этом с трудом

25 лет назад, 4 июня 1992 года, руководство автозавода заключило лицензионный договор с фирмой “Neoplan” по НОУ-ХАУ о начале производства такой новой автомобильной техники по немецкой технологии.  А спустя 11 дней вышел приказ генерального директора объединения БелавтоМАЗ, куда в качестве головного предприятия входил МАЗ, Михаила Лавриновича “О создании в структуре МАЗ автобусного производства”. В документе было написано:

  1. Cоздать в структуре Минского автомобильного завода автобусное производство, специализирующееся на производстве автобусов.
  2. Назначить Гребеня Александра Владимировича заместителем технического директора – директором автобусного производства.
  3. Первому заместителю генерального директора т.Левданскому, заместителю генерального директора т.Бабарыкину В.И. и директору автобусного производства т.Гребеню А.В. представить мне на утверждение структуру созданного производства и штатное расписание. Срок 25.06.92г.

Так начиналась история производства автобусов марки МАЗ в белорусской столице.

ИСТОРИЯ  ПРОЕКТА

Первоначально, весной и летом 1992 г, все решалось  на уровне Министерства промышленности и руководства Минского автозавода. Ближе к концу года начались первые конструкторские работы. Идея состояла в том, что в связи с распадом Советского Союза появились большие проблемы с приобретением автобусов. В советские времена автобусные парки, примерно раз в 4 года, получали новые машины.  На тот момент их износ составил 75%, а пробег 700000 км. Поэтому такое решение было связано с необходимостью пополнения подвижного состава. Идея изготовления принадлежала тогдашнему министру промышленности Республики Беларусь В.И.Куренкову. Благодаря его энергии, идея получила свою практическую реализацию.

25 лет автобусному заводу ОАО “МАЗ”
“МАЗ-101”

Никакого опыта у автозаводцев по изготовлению автобусов еще не было. Поэтому решили заимствовать зарубежный опыт. Руководители предприятия и представители Министерства промышленности совершили несколько командировок в Италию и Германию. Смотрели, изучали и выбрали “Neoplan”. Он обладал самой дешевой технологией, самой универсальной и малозатратной. На Mercedes, на MAN и у итальянцев были огромные прессовые производства и окрасочные комплексы, большие сборочные конвейеры и пр. На строительство всего этого потребовались бы значительные капитальные затраты. Пришлось бы построить новый завод. Но государственные органы не обещали материальную поддержку . А сами заводчане такую роскошь не могли себе позволить. Поэтому с этим германским производителем и заключили соглашение.  

НАЧАЛО ПРОИЗВОДСТВА

В Минск немцы  передали права на владение технологией  изготовления кузова и внешнего вида городской модели 4014 и туристической 316SHD. Их прислали как прототипы вместе со сборочными приспособлениями и технической документацией. Ее объем был минимален.  В ней оговаривались только те процессы, которые непосредственно оказались связаны с экономическими расчетами – ценами, трудоемкостью и нормами времени.  А вот по конструкторской  части данных не хватало. 90% составляли рекламные проспекты и каталоги. На Neoplan в основном все покупное. Лишь незначительная доля деталей собственного производства.

25 лет автобусному заводу ОАО “МАЗ”
Туристический автобус Neoplan, собранный на МАЗе

Уже первые автобусы показали неадоптированность к нашим условиям эксплуатации, к перегруженности и к дорогам. Начались частые выходы из строя  машин по ходовой части, подвеске, шарнирам, рулевому управлению. Поэтому уже по ходу сборки пришлось вносить корректировки в немецкую автотехнику и заказывать оригинальные экземпляры в Германии.  Появилась совместная модель с измененными габаритами и базой. Так из зарубежных машинокомплектов минчане собрали пять машин: четыре для работы на городских маршрутах и одну туристическую. Параллельно началась разработка автотранспортного средства собственной конструкции. В 1993 году появился первый белорусский городской автоперевозчик, получивший название МАЗ-101.  Он напоминал зарубежного прародителя,  но его узлы и агрегаты, двигатель, рулевое управление и подвеска были белорусского производства.

Первым главным конструктором по автобусам  стал Геннадий Синеговский. На определенном этапе в 1996 году на автозаводе пришли к выводу, что один человек должен совмещать два поста – главного конструктора и директора производства.  И это принесло свои плоды. По окончании переходного периода  должности разделили. Руководителем конструкторской службы стал Александр Мышко, а Геннадий Синеговский остался только директором.

Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото автора и музея ОАО “МАЗ”

Share on facebook
Share on twitter
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on odnoklassniki
Share on vk

Добавить комментарий

Узнавайте о самых горячих новостях первыми в нашем Telegram