Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

Подарок старшего брата или нужен ли белорусам утилизационный збор?

Просмотрено

Подарок старшего брата или нужен ли белорусам утилизационный сбор?Уже скоро куранты пробьют новогоднюю полночь, а Указа о введении утилизационного сбора на ввозимые (производимые) колесные  транспортные средства все нет. Как впрочем, и нет внятной позиции правительства по данному вопросу.

Забыты нормы Директивы Президента №4 о заблаговременном введении в действие норм законодательства, отречены от процесса общественные, они же  консультативные,  Советы при министерствах и ведомствах и не исполняется даже постановление  самого правительства от 20.03.2012г №  247 об обязательном общественном обсуждении проектов нормативных правовых актов, которые могут оказать существенное влияние на осуществление предпринимательской деятельности.

Не разделяю точку зрения специалистов, в том числе представителей автодилеров, о необходимости введения утилизационного сбора, да еще и на уровне российских ставок. Не поможет утилизационный сбор расчистить дворы от автохлама, так как изначально является мерой не экологической, а протекционистской, направленной на защиту экономических интересов группы неконкурентоспособных производителей транспортных средств. Мы будем спотыкаться о его противоестественную природу на каждом шагу: от реализации мер по снижению доли «теневого» бизнеса  до вступления в ВТО.

Напомним, Россия и Беларусь намерены с 1 января 2014 года облагать утилизационным сбором  колесные транспортные средства категорий М и N, в том числе ввозимые с территории «соседа». Но если российская сторона планирует взимать утилизационный сбор лишь с ввезенных (произведенных) после первого января автомобилей, то белорусы намерены взимать сбор с 1 января 2014 года, независимо от даты ввоза автомобиля  Другими словами, «их» складские запасы на нашем рынке сразу подорожают, а «наши» на рынке России можно будет продавать «по старым ценам», что, на мой взгляд, противоречит принципу создания равных условий хозяйствования в рамках ЕЭП.

Полагаю, если позиция Министерства промышленности – разработчика проекта Указа Президента Республики Беларусь «Об утилизационном сборе в отношении отдельных видов колесных транспортных средств» – не будет изменена, то потенциальным покупателям автомобилей стоит поторопиться приобрести и поставить на учет в ГАИ транспортное средство до конца текущего года.

Пока российское правительство не планирует снижение размера утилизационного сбора. На мой взгляд, слепое копирование российских ставок нам ни к чему.

В случае введения  для граждан  ставок утилизационного сбора на новые автомобили в размере всего 2000 российских рублей, а на подержанные 3000 российских рублей,  не поздоровится не только автодилерам, но и отечественным производителям легковых автомобилей. Если о первой категории никто в стране не прольет скупую слезу, то за сбыт производимых СЗАО «БелДжи» и СЗАО «Юнисон» автомобилей правительство отвечает головой. А каковы могут быть перспективы увеличения сбыта, если только за девять месяцев 2013 года неорганизованный ввоз автомобилей гражданами вырос по отношению к соответствующему периоду прошлого года с 42594 до 57188  штук?

Смею также предположить, что  небольшой ручеек белорусских покупателей новых автомобилей в автосалоны Российской Федерации (по данным БАА – около 4000 за 10 мес. 2013г.)  превратится в полноводный поток валюты из ЗВР страны в торговые точки соседей. Вместе с валютой утекают доходы, налоги, рабочие места.

А каковы последствия увеличения неорганизованного ввоза автомобилей гражданами, точнее сказать  «перекупами», для развития «серого» рынка запасных частей и «гаражного» сервиса – специалистам хорошо известно. Я – за дешевые автомобили и автосервис для граждан, но снижение цен должно быть реализовано через снижение налогов и административной нагрузки, а не развитие «теневого» сектора экономики

Введение утилизационного сбора в той или иной мере повлияет на цены на всех сегментах автомобильного рынка. Более всего пострадают покупатели автомобилей, производимых в зоне свободной торговли СНГ, в том числе России, Казахстане, Украине, Узбекистане, при их приобретении в белорусских автосалонах. Для чистого импорта, ввозимого с уплатой таможенной пошлины, ее снижение будет частично или полностью компенсировать ставку утилизационного сбора. Снижение ставок таможенных пошлин для граждан не предполагается, а сбор, пусть не большой, увеличит стоимость покупки. И, наконец, утилизационный сбор не должен повлиять на цены производимых в Беларуси автомобилей, так как для отечественных автопроизводителей предусмотрен механизм предоставления гарантий об уплате за утилизацию потом, в будущем.

Не лучше ли пойти своим путем и не вводить утилизационный сбор? А если уж так хочется, то посмотреть чуть шире интересов пары-тройки промышленных предприятий и:

  1.       Ввести сбор не ранее 3 месяцев после официального опубликования Указа Президента;
  2.       Ввести равные для юридических и физических лиц ставки утилизационного сбора;
  3.       Распространять требование об уплате утилизационного сбора на транспортные средства, ввезенные после вступления в силу соответствующего нормативного акта;
  4.       Снизить ставки таможенного тарифа на ввозимые автомобили до уровня, установленного в Российской Федерации.

Кстати, введение Беларусью утилизационного сбора с подачи «старшего брата» не будет на руку и России. Ведь ценовая конкурентоспособность произведенных в России и ввозимых в Беларусь без уплаты таможенных пошлин автомобилей снизится по отношению к чистому импорту (при снижении ставки таможенного тарифа).

Очевидно, что Россия не может себе позволить особых условий администрирования утилизационного сбора для Беларуси и Казахстана в рамках ВТО. Но что мешает подписать с соседями по Таможенному союзу соответствующие международные соглашения о взаимном зачете встречных обязательств платежа? Уплата утилизационного сбора не импортером белорусского МАЗа в России, а самим МАЗом не искажает принципы свободной торговли ВТО.

Общеизвестно, что самое эффективное решение – это, как правило, решение самое простое. И оно на поверхности: российскому правительству утилизационный сбор в Российской Федерации отменить. А планируемые меры бюджетной поддержки своих автопроизводителей  направить по назначению, а не на компенсацию утилизационного сбора.

Да и белорусам стоит еще раз взвесить все плюсы и минусы получения у себя такого «подарка», как утилизационный сбор. Или  от подарка старшего брата  не принято отказываться?!

Председатель Совета директоров  ГК «Интеллект»,

Заместитель Председателя РОО «БНПА», член Правления «БАА»

С.М. Варивода

Share on facebook
Share on twitter
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on odnoklassniki
Share on vk

Добавить комментарий

Популярное