Исследования автомобильных историков можно сравнить с творчеством мастеров-моделистов, изготавливающих масштабные копии автомобилей. И те, и другие, порой, открывают для широкой общественности новые страницы автопрома, связанные с производством ранее неизвестных моделей автотранспортных средств. И если первые из них результаты своей работы оставляют в научных статьях, книгах и в др. источниках, то вторые воплощают в реальные изделия – уменьшенные в несколько раз точные копии настоящих грузовиков, автобусов и т.д.
Так, благодаря деятельности гродненчанина Сергея Дорофея коллекционеры смогли дополнить личные собрания миниатюрным пожарным спецавтомобилем АБЕ – автомобилем большой емкости.
История АБЕ
Несколько лет назад Сергей Дорофей увидел фотографии пожарной автоцистерны, созданной на базе 2-осного полноприводного лесовоза МАЗ-501 колесной формулы 4х4. А еще через некоторое время белорус нашел книгу, где рассказывалось об этой модели, и где было размещено ее маленькое фото. Как выяснилось, автоцистерну изготовили в единственном экземпляре пожарные рационализаторы города Томска в конце 60-х годов XX в. Потом они создали еще целый ряд автомобильной специализированной техники на других автошасси, но данная самоделка оказалась первой в этом многочисленном модельном ряду.
Сотрудники пожарной части, находящейся на территории местного лесообрабатывающего комбината, взяли списанный грузовик производства Минского автозавода и установили на него цистерну емкостью 4000 л и насос серии НШН-600, смонтированный на бампере. Затем томские огнеборцы придумали и общее название для всей своей выпускаемой самодельной автотехники АБЕ – автоцистерны большой емкости.
К сожалению, осталось неизвестным, сколько эксплуатировался первенец томичей, но мастеру-моделисту захотелось изготовить копию уникальной машины – предмета творчества пожарных, которые самостоятельно сделали этот автомобиль.
Создание модельной копии
Работы над созданием будущей уменьшенной в 43 раза по сравнению оригиналом модели начались в 2017 году. К этому времени у моделиста уже были подготовлены чертежи и оснастка для изготовления кабины, рамы, трансмиссии и др. Но возникли сложности с документацией на конструкцию цистерны.
“У меня возникли трудности с бочкой. Не удалось найти ее серийных аналогов, выпускаемых промышленностью, поэтому пришлось чертеж разрабатывать самому, исходя из имеющихся подробных фотографий автоцистерны с соблюдением точных пропорций”, – объяснил Сергей Дорофей.
На весь процесс – от задумки до ее реализации ушло около месяца. Была создана 3D-модель миниатюры и подготовлена вся необходимая оснастка на более чем 100 миникомплектующих. Основным материалом для них послужил литьевой пластик. Поручни выполнены из металлической проволоки, а дворники методом фототравления.
С течением времени ряд деталей претерпел незначительные изменения, связанные с улучшением их конструкции и внешнего вида.
P.S. Производство масштабной копии автомобиля большой емкости на шасси лесовоза МАЗ-501 продолжается и сейчас. На данный момент мастер-моделист изготовил их порядка 10 штук. Все они отправились в Россию.
“Небольшое количество изготовленных миниатюр можно объяснить тем, что эта модель не такая популярная у коллекционеров в отличие от аналогичных серийных автомобилей. Она довольно специфическая и интересует больше историков и любителей пожарной техники”, – подчеркнул Сергей Дорофей.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото С.Дорофея
Автор выражает благодарность за предоставленные материалы С.Дорофею
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Миниатюрный автопром Сергея Дорофея и его коллег