Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

Александр Метла и его автомобили

Просмотрено

Почти десять лет назад в Заславле появился один из крупнейших военных музеев на территории бывшего СССР – Историко-культурный комплекс под открытым небом “Линия Сталина”. Здесь демонстрируется авто и бронетехника, вертолеты и самолеты, а также другие виды армейского вооружения. Ежедневно его посещают туристы из нашей страны и зарубежных государств. Инициатором столь масштабной экспозиции стал Благотворительный фонд “Память Афгана”. Немало сил к этому приложил и его директор – полковник запаса А.М.Метла. Стараниями воина-афганца удалось не только реализовать этот грандиозный проект, но и сохранить в Республике Беларусь много ценных, уникальных экспонатов. Сейчас Александр Михайлович планирует поставить на территории ИКК еще два автотранспортных средства .Созданные в единичных экземплярах, они хорошо проявили себя во время войны в Афганистане. Идея их создания, собственно, и принадлежит самому директору фонда. Он же в ходе несения боевой службы в Афганистане и занимался ее практической реализацией.

Военная биография

Военная судьба Александра Метлы практически ничем не отличается от его коллег. После окончания Львовского высшего военно-политического училища будущий офицер-афганец служил политработником в различных подразделениях Советской Армии на территории СССР. Пять лет своей армейской службы он провел в Группе Советских войск в Германии, продолжал службу в Беларуси в Бресте.

Первая разработка

В Германии старший лейтенант Метла приобрел свой первый опыт изобретателя. Многое из того, чему удалось научиться в мирное время, было потом успешно применено в ходе боевых действий на афганской земле. Александр занимал должность зам.командира отдельного десантно-штурмового батальона в 1-й гвардейской танковой армии. Тогда молодой офицер предложил модернизацию 82-мм миномета, стоявшего на вооружении подразделения, поставив его на колесный ход. Раньше его переносили вручную 4 военнослужащих. В результате облегчился труд солдат и увеличилась скорострельность. К сожалению, при всех очевидных плюсах, идея рационализатора не была использована в других частях. Миномет кочевал по выставкам, но дальше этого дело не пошло.

“Метла”

Во время войны в Афганистане Советская Армия использовала самую современную технику – бронетранспортеры, БМП, БМД, установки залпового огня и др. Но далеко не всегда ее применение оказывалось эффективным. Этому мешали особенности местного рельефа.

Александр Михайлович прибыл в Афганистан в 1987 году и стал воевать в составе 56-й отдельной десантно-штурмовой бригады. Здесь ему нередко приходилось выезжать в составе военных колонн на боевые задания. Он обратил внимание на такую закономерность, что их колонна подвергалась нападению противника в одном и том же месте. С моджахедами пытались бороться различными стандартными средствами. В основном, с помощью установок залпового огня “Град”. Но успеха это не приносило. Из-за узкого ущелья снаряды либо не долетали до врага, либо перелетали его позиции. В обоих случаях, не причиняя ему больших потерь. И тогда Александр, находившийся тогда уже в звании майора, предложил сделать передвижной миномет. В качестве базы для него взяли находившийся на вооружении подразделения грузовой автомобиль Урал-4320Н, в кузове которого разместили станок от 2-ствольной зенитной установки ЗУ-23. А уже на него смонтировали 82-мм миномет 2Б9М “Василек”, снятый с лафета. Не сразу все получилось. На все работы ушло две недели. Нужно было провести испытания. Многие высшие командиры отнеслись с недоверием к этому изобретению. Благодаря поддержке комбрига полковника В.Раевского удалось не только произвести показательные стрельбы, но и использовать арткомплекс в боевых действиях.

Уже в ходе первых боев машина показала свою высокую эффективность. Банда была практически полностью уничтожена, как метлой сметена. И после этого нападения здесь на советских солдат прекратились.
Новое оружие и в дальнейшем использовалось в ходе различных боевых операциях. В честь своего изобретателя оно получила название “Метла”.

Моджахеды стали охотиться за передвижной минометной установкой. Вскоре они подстерегли ее и расстреляли из гранатомета. В результате расчет, в том числе и сам изобретатель, получили серьезные ранения.

“Метла-2”

Спустя некоторое время подразделение пополнилась еще одним видом оружия –реактивной установкой залпового огня – “Метла-2”. Базой для нее послужил еще один “фронтовой трудяга” Урал-4320Н. На этот раз в кузове машины установили срезанную башню от подбитого БРДМ-2 с пулеметом. На нее наварили станину, которая послужила основой для монтажа 32-ствольного блока НУРС, снятого с подбитого вертолета. К ней специально изготовили электронную систему, управляемую с помощью пульта. Новая реактивная установка могла стрелять в различных режимах: из одного ствола, из пяти и из всех стволов сразу. Ее эффективность и разрушительную силу враг почувствовал уже в ходе первых боев.

Судьба машин

Высокую оценку “Метле” и “Метле-2” дал и сам командующий 40-й армией генерал Б.Громов. После окончания военных действий в 1989 году 56-я бригада вместе с другими подразделениями Советской Армии вернулась в Советский Союз. Ее местом расположения стал туркменский город Иолотань. Машины разобрали и сдали на металлолом. Правда, спустя несколько лет бывшие однополчане сообщили А.Метле, что “Метлу-2” восстановили и установили в качестве памятника воинам-афганцам. Находится ли она сейчас на своем месте директор благотворительного фонда “Память Афгана” не знает.

…И изобретателя

Из Афгана А.Метла вернулся в звании подполковника. Его наградили орденом “Красной Звезды” и медалью “За боевые заслуги”. Есть у него и афганские награды.

Юрий Влодавский

Автор выражает благодарность директору благотворительного фонда “Память Афгана” А.М.Метле за оказанную помощь при подготовке данного материала

Share on facebook
Share on twitter
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on odnoklassniki
Share on vk

Добавить комментарий

Узнавайте о самых горячих новостях первыми в нашем Telegram