Александр Метла и его автомобили

0
Всего просмотров:

Почти десять лет назад в Заславле появился один из крупнейших военных музеев на территории бывшего СССР – Историко-культурный комплекс под открытым небом “Линия Сталина”. Здесь демонстрируется авто и бронетехника, вертолеты и самолеты, а также другие виды армейского вооружения. Ежедневно его посещают туристы из нашей страны и зарубежных государств. Инициатором столь масштабной экспозиции стал Благотворительный фонд “Память Афгана”. Немало сил к этому приложил и его директор – полковник запаса А.М.Метла. Стараниями воина-афганца удалось не только реализовать этот грандиозный проект, но и сохранить в Республике Беларусь много ценных, уникальных экспонатов. Сейчас Александр Михайлович планирует поставить на территории ИКК еще два автотранспортных средства .Созданные в единичных экземплярах, они хорошо проявили себя во время войны в Афганистане. Идея их создания, собственно, и принадлежит самому директору фонда. Он же в ходе несения боевой службы в Афганистане и занимался ее практической реализацией.

Военная биография

Военная судьба Александра Метлы практически ничем не отличается от его коллег. После окончания Львовского высшего военно-политического училища будущий офицер-афганец служил политработником в различных подразделениях Советской Армии на территории СССР. Пять лет своей армейской службы он провел в Группе Советских войск в Германии, продолжал службу в Беларуси в Бресте.

Первая разработка

В Германии старший лейтенант Метла приобрел свой первый опыт изобретателя. Многое из того, чему удалось научиться в мирное время, было потом успешно применено в ходе боевых действий на афганской земле. Александр занимал должность зам.командира отдельного десантно-штурмового батальона в 1-й гвардейской танковой армии. Тогда молодой офицер предложил модернизацию 82-мм миномета, стоявшего на вооружении подразделения, поставив его на колесный ход. Раньше его переносили вручную 4 военнослужащих. В результате облегчился труд солдат и увеличилась скорострельность. К сожалению, при всех очевидных плюсах, идея рационализатора не была использована в других частях. Миномет кочевал по выставкам, но дальше этого дело не пошло.

“Метла”

Во время войны в Афганистане Советская Армия использовала самую современную технику – бронетранспортеры, БМП, БМД, установки залпового огня и др. Но далеко не всегда ее применение оказывалось эффективным. Этому мешали особенности местного рельефа.

Александр Михайлович прибыл в Афганистан в 1987 году и стал воевать в составе 56-й отдельной десантно-штурмовой бригады. Здесь ему нередко приходилось выезжать в составе военных колонн на боевые задания. Он обратил внимание на такую закономерность, что их колонна подвергалась нападению противника в одном и том же месте. С моджахедами пытались бороться различными стандартными средствами. В основном, с помощью установок залпового огня “Град”. Но успеха это не приносило. Из-за узкого ущелья снаряды либо не долетали до врага, либо перелетали его позиции. В обоих случаях, не причиняя ему больших потерь. И тогда Александр, находившийся тогда уже в звании майора, предложил сделать передвижной миномет. В качестве базы для него взяли находившийся на вооружении подразделения грузовой автомобиль Урал-4320Н, в кузове которого разместили станок от 2-ствольной зенитной установки ЗУ-23. А уже на него смонтировали 82-мм миномет 2Б9М “Василек”, снятый с лафета. Не сразу все получилось. На все работы ушло две недели. Нужно было провести испытания. Многие высшие командиры отнеслись с недоверием к этому изобретению. Благодаря поддержке комбрига полковника В.Раевского удалось не только произвести показательные стрельбы, но и использовать арткомплекс в боевых действиях.

Уже в ходе первых боев машина показала свою высокую эффективность. Банда была практически полностью уничтожена, как метлой сметена. И после этого нападения здесь на советских солдат прекратились.
Новое оружие и в дальнейшем использовалось в ходе различных боевых операциях. В честь своего изобретателя оно получила название “Метла”.

Моджахеды стали охотиться за передвижной минометной установкой. Вскоре они подстерегли ее и расстреляли из гранатомета. В результате расчет, в том числе и сам изобретатель, получили серьезные ранения.

“Метла-2”

Спустя некоторое время подразделение пополнилась еще одним видом оружия –реактивной установкой залпового огня – “Метла-2”. Базой для нее послужил еще один “фронтовой трудяга” Урал-4320Н. На этот раз в кузове машины установили срезанную башню от подбитого БРДМ-2 с пулеметом. На нее наварили станину, которая послужила основой для монтажа 32-ствольного блока НУРС, снятого с подбитого вертолета. К ней специально изготовили электронную систему, управляемую с помощью пульта. Новая реактивная установка могла стрелять в различных режимах: из одного ствола, из пяти и из всех стволов сразу. Ее эффективность и разрушительную силу враг почувствовал уже в ходе первых боев.

Судьба машин

Высокую оценку “Метле” и “Метле-2” дал и сам командующий 40-й армией генерал Б.Громов. После окончания военных действий в 1989 году 56-я бригада вместе с другими подразделениями Советской Армии вернулась в Советский Союз. Ее местом расположения стал туркменский город Иолотань. Машины разобрали и сдали на металлолом. Правда, спустя несколько лет бывшие однополчане сообщили А.Метле, что “Метлу-2” восстановили и установили в качестве памятника воинам-афганцам. Находится ли она сейчас на своем месте директор благотворительного фонда “Память Афгана” не знает.

…И изобретателя

Из Афгана А.Метла вернулся в звании подполковника. Его наградили орденом “Красной Звезды” и медалью “За боевые заслуги”. Есть у него и афганские награды.

Юрий Влодавский

Автор выражает благодарность директору благотворительного фонда “Память Афгана” А.М.Метле за оказанную помощь при подготовке данного материала