Интервью с Александром Стефановичем.
Несмотря на молодость, Александр Стефанович успел стать двукратным чемпионом Беларуси по трековым автогонкам и прочно прописаться в рядах наиболее перспективных белорусских автогонщиков.

Александр Стефанович стал обладателем Кубка Бош в 2008 году
Александру всего 22 года и основные достижения, надо полагать, еще впереди. Как и его отец – Сергей Стефанович, Александр приобрел известность, побеждая в треке, однако своей любимой дисциплиной он считает… Но не будем торопить события, а лучше предоставим слово самому герою интервью.
— Александр, с чего началось твое увлечение автоспортом?
— Началось мое увлечение автоспортом с картинга. Первый раз за руль карта я сел в пять лет. Правда, произошло это, можно сказать, случайно. Как-то отец привел меня в гараж знакомых механиков, где хранился карт. Видимо этот аппарат там простаивал, поскольку был весь покрыт пылью. Но, несмотря на это, картинг оказался в рабочем состоянии. Мне предложили на нем прокатиться, но я еще не доставал до педалей. Тогда педали мне перенесли поближе, и я поехал. Ощущения были непередаваемые. С этого момента я, можно сказать, и заболел автоспортом. Когда мне исполнилось 10 лет, на картинге я начал кататься регулярно, правда, не в соревнованиях, а для своего удовольствия. Это стало хорошей базой для занятий автоспортом в будущем.
— С какого возраста ты принимаешь участие в профессиональном спорте?
— В профессиональном спорте я с 14 лет. Сначала это был картинг, в нем я отъездил два года. Скажу, что к моменту дебюта в гонках я уже был хорошо знаком с техникой и обладал некоторыми навыками езды.

Александр Стефанович на открытии чемпионата 2008 года
— Первую гонку помнишь?
— Ну, конечно. Считаю, что для меня она сложилась успешно, тогда я приехал в первой десятке из 30 стартовавших.
— Успехи в картинге были?
— Я не считаю, что достиг здесь каких-то серьезных успехов. Хотя были здесь и победы, и призовые места. Дело в том, что картинг не сильно меня привлекал, и я не ставил конкретной цели оставаться там надолго.

Александр Стефанович лидирует в заезде
— А что больше привлекало?
— Мне всегда больше нравились кузовные гонки, тот же трек, ралли.
— И на чем же остановился?
— На треке. В нем я выступаю с 2003 года. Первые два года я учился, да и автомобиль у меня тогда был не самый лучший – старенький Ford Escort.
— Когда понял, что ты сможешь претендовать на серьезные результаты?
— В 2004 году после матчевой встречи по летнему треку в Украине. Там выступали гонщики из России, Украины, Латвии и, естественно, Беларуси. Наша команда тогда заняла второе место. Причем, из всех белорусских спортсменов на моем счету было больше всех очков. В этот момент для себя определил, что уже могу бороться за высокие результаты.
— И долго ли победы заставили себя ждать?
— Первые победы в треке ко мне пришли в 2005 году, а спустя год я завоевал свой первый чемпионский титул.

Александр Стефанович выступает за сборною Беларуси в Ровно
— А поподробнее здесь можно?
— Это был чемпионат по летнему треку. Помимо наших гонщиков, в нем участвовали латвийские спортсмены. В частности Сергей Блажевич, который к этому моменту уже становился чемпионом Латвии. Он и стал моим основным соперником в борьбе за чемпионство. Классы подготовки наших автомобилей, мягко говоря, отличались, у машины Сергея был большой перевес в мощности, к тому же она была легче. Чтобы компенсировать этот разрыв, часто приходилось идти на риск, но он себя оправдал, я стал чемпионом.
— Что скажешь о своей победе в нынешнем чемпионате?
— Об его проведении, как ни странно, я узнал из интернета. Искал для себя информацию и случайно на сайте БАФа увидел анонс предстоящей гонки. Конечно, я не мог пропустить это событие. Тогда самым большим желанием у меня было доказать, что мой первый титул не был случайным. Правда, поначалу у меня были опасения по поводу техники, поскольку накануне я повредил свой автомобиль в гонке по ралли-спринту. Однако машину удалось вовремя восстановить. Нынешний сезон для меня трудным не был, первые три этапа я выиграл сравнительно легко, на четвертом подвела техника, но на судьбу чемпионства это обстоятельство уже никакого влияния не оказывало.

Первый опыт в ралли с отцом закончился вылетом
— А когда ты обратил взор на раллийные гонки?
— Поскольку в прошлом году летний трек не проводился, я решил попробовать силы в ралли-спринте. Несмотря на то, что в первой гонке наш экипаж ехал на трековой машине, мы заняли в своем классе второе место. После ралли спринта захотелось поучаствовать в ралли. В этом году в чемпионате по ралли я провел полный сезон.
— В каких дисциплинах ты еще принимал участие?
— Был опыт участия в , правда, в общей сложности проехал в нем 6 гонок. Самое большое достижение здесь – третье место по итогам чемпионата по зимнему кроссу 2004 года.
— А почему сейчас не ездишь в кроссе?
— Некоторые кроссовые гонки я посещаю в качестве зрителя, и у меня они оставляют неоднозначное впечатление. О какой борьбе здесь можно говорить, если до финиша порой доезжают только два спортсмена из десяти? Получается, для того чтобы попасть на подиум, достаточно просто спокойно проехать дистанцию. Если говорить о себе, то вне зависимости от ситуации я предпочитаю ехать быстро. Не могу ехать просто на результат, поэтому, если бы я выступал в кроссе, то, наверное, постоянно ломал бы машины.
— Какая из дисциплин тебя привлекает больше всех?
— Моя любимая дисциплина – ралли. Участие в раллийных гонках дает бесценный опыт, который не получишь ни в треке, ни в кроссе.

Олег Вабищевич, Александр Стефанович и его отец- Сергей Стефанович
— Какую роль сыграл в твоей спортивной карьере отец?
— Отец послужил для меня примером. Он всегда помогает советом, участвует в подготовке машины. Конечно, поначалу я испытывал определенное давление, поскольку знал, что меня будут с ним сравнивать. Но сейчас этого нет, накопленный опыт уже позволяет мне выступать в гонках, не оглядываясь на его авторитет.
— Есть ли какие-то задумки на следующий сезон?
— С планами пока не определился, поэтому ничего конкретного по этому поводу сказать не могу.
— Как оцениваешь нынешнее состояние белорусского автоспорта?
— Ситуация в нашем автоспорте меняется. Взять, к примеру, тот же трек. Раньше там не было четкой трактовки технических правил, много разбирательств было в плане судейства, постоянно возникали какие-то споры на уровне руководства. Все это привело к тому, что в прошлом году летний трек вообще не проводился. Но в этом году трек испытал сильный подъем. Нынешний сезон прошел на достаточно высоком уровне, без серьезных конфликтов, по-моему, все остались довольны. Сейчас важно, чтобы опять в федерации не начались политические разборки, из-за которых в конечном итоге страдают спортсмены.
— Что на твой взгляд мешает отечественному автоспорту стать более массовым?
— Одна причин – это недостаток внимания со стороны СМИ. В то время как местный хоккей и футбол освещаются во всех подробностях, информации о белорусском автоспорте в газетах и на телевидении проходит немного.
— Ты суеверный человек?
— Нет. Думаю, что лучший способ добиться успеха – настроить себя на нужный лад.
— На чем ты ездишь в «обычной» жизни?
— Daihatsu Charade.
— Какие международные автоспортивные соревнования тебе наиболее интересны?
«Формула-1», чемпионаты мира по ралли и кольцевым мотогонкам «Мото GP».
— А любимые гонщики есть?
— В «Формуле» – это Кимми Райконен, в ралли – Себастьян Лоеб, в «Мото GP» – Валентино Росси.
— Чем для тебя является автоспорт?
— Автоспорт – это своеобразный наркотик, к которому быстро привыкаешь. Если я долгое время не участвую в гонках, то чувствую себя неуютно. Кроме того, автоспорт дает прекрасную возможность постоянно совершенствовать свои водительские навыки. В жизни у меня было немало ситуаций, когда полученный в спорте водительский опыт помогал избегать серьезных аварий. Можно сказать, что приобретенные за время занятий автоспортом навыки служат своеобразной страховкой от многих неприятностей на дороге.
Денис АЛЕКСАНДРОВ