После вынужденного пропуска этапа в Имоле все команды привезли в Монте-Карло массу новинок. Их эффективность можно будет оценить только после испанской гонки, ибо в Монако уж больно специфическая трасса. И, тем не менее, прибавили почти все. Заметнее всех пилоты команд Mercedes и Alpine.
Гран-при Монако всегда занимал особое место в чемпионате «Формулы-1». Жаль, что с каждым годом обгонов на этой городской трассе становится все меньше и меньше. Борьбы много, напряжения много, но реальных обгонов почти нет. Первая тройка на старте осталась такой же и на финише. Поэтому главное событие этапа – это квалификация, которая определяет стратегию и характер всей гонки. Современные болиды «Формулы-1» стали более широкими и тяжелыми. И на узких улочках Монте-Карло им трудно преследовать соперников вплотную и атаковать их на прямой. И как сказал руководитель Red Bull Кристиан Хорнер: «Если бы кто-то сейчас придумал такую трассу и представил ее, мы бы ни за что не стали на ней гоняться. Да, сегодняшние боксы больше и удобнее тех, в которых команды работали десять или двадцать лет назад. Единственное, что почти не изменилось – сама трасса, а машины стали гораздо больше, так что обгонять сейчас практически невозможно. Думаю, ради долгосрочных перспектив этого этапа нужно что-то придумать. Ничто не стоит на месте вечно, все должно развиваться. Было бы отлично создать здесь реальную возможность для обгона, адаптировать трассу к современным машинам «Формулы-1». В квалификации произошла маленькая драма. Серхио Перес ошибся и выбыл из борьбы в первом же сегменте. И если бы это была обычная трасса, то он мог бы стартовать последним, но приехать на подиум. Но в Монте-Карло такой фокус не проходит. И мексиканец вынужден был бороться в гонке только в конце пелетона. В итоге Перес проиграл своему напарнику по команде 2 круга! И это на болиде, который был способен бороться за победу. Зато неудачей Серхио сполна воспользовался Фернандо Алонсо. Ветеран выдал в финале квалификации феноменальный круг и до последних секунд сессии оставался претендентом на «поул». Но квалификационный круг Макса Ферстаппена был просто идеален. И он влял «поул-позишн». Чемпион мира 2009 года Дженсон Баттон так прокомментировал квалификацию Гран-при Монако-2023: «Это потрясающе. Лучшая квалификация из всех, какие я когда-либо наблюдал. Четыре пилота из четырех команд расположились в пределах двух десятых. И вы знаете, что они выкладываются на полную катушку. Ферстаппен выдал невероятный последний сектор, это было похоже на компьютерную игру». Макс Ферстаппен показал первое время в квалификации, второй результат показал Фернандо Алонсо, третий – Шарль Леклер, четвертый – Окон. Но Шарль получил штраф +3 позиции на старте из-за блокировки Норриса. Поэтому третьим в гонке старт принял Эстебан Окон из Alpine.
Так на финиш первая тройка и приехала. Особой борьбы за победу не было. Ферстаппен располагал свежими комплектами шин на гонку, а у Алонсо на выбор оставались только прикатанные шины. Но Фернандо выбрал старт на более жестких покрышках, надеясь пересидеть на трассе Макса, стартовавшего на Medium. Но Макс, отлично понимая для себя эту перспективу, оставался на трассе максимально долго. И трюк испанца не удался. Более того, на пит-стопе Фернандо поставили Medium, но в этот момент в Монте-Карло пошел сильный дождь. И Алонсо спустя круг снова пришлось заехать на пит-стоп за промежуточными шинами. А Макс пусть и терял на последних кругах перед своим пит-стопом время, но получил сразу промежуточные покрышки. И остался лидером гонки. Можно сказать, что своим неудачным первым пит-стопом и крайне медленным кругом до второй остановки в боксах, Алонсо упустил шанс на победу. В какой-то степени это действительно так. Ведь в Монте-Карло заезд на пит-стоп, обслуживание и выезд с пит-лайн занимают около 20 секунд. Плюс целый круг на неподходящей и непрогретой резине. Это колоссальная потеря времени. Поговаривают, что это главный механик команды Aston Martin ошибся и отдал распоряжение поставить не те шины. Но Алонсо, как реальный лидер команды, взял всю вину на себя: «Гонка получилась сложной. Я стартовал на шинах Hard, отказавшись от возможности побороться в первом повороте. Мы надеялись отыграться за счет стратегии, но Макс блестяще пилотировал на шинах Medium и смог проехать длинный первый отрезок. У меня не было шансов, а ближе к финишу дождь усложнил ситуацию – было непросто оставаться на трассе. Я не думаю, что дополнительный пит-стоп с переходом сначала на Medium, потом на промежуточную резину, повлиял на результат. Сложно оценить ход гонки из кокпита, но на круге, когда я остановился, трасса была абсолютно сухой, за исключением седьмого и восьмого поворотов – не было смысла ставить промежуточную резину, к тому же позади меня был комфортный отрыв. Но через полторы минуты ситуация изменилась и мне пришлось снова ехать в боксы. Сегодня у меня не было шансов на победу – ни на мокрой, ни на сухой трассе, хотя мы действовали агрессивно и пытались победить».
«Трудная была гонка! Сначала мы ехали на шинах Medium, а Фернандо Алонсо – на жесткой резине, и мы не хотели так долго оставаться на трассе, но пришлось! Приближался дождь, и мы не знали, что происходит, при этом шины начинали гранулироваться. Когда такое происходит, эта фаза длится несколько кругов, но потом темп стал немного лучше, хотя пилотировать по-прежнему было непросто, – заявил Макс Ферстаппен. – А потом начался дождь, он усиливался, и в какой-то момент нам пришлось переходить на промежуточные шины. Трасса была невероятно скользкой, но когда ты лидируешь с таким преимуществом, рисковать не хочется, но при этом не хочется и терять слишком много времени, так что сложностей хватало. Несколько раз я цеплял барьеры, и удерживать машину на трассе было очень тяжело. Но это Монако! В какой-то момент перед туннелем я заблокировал задние колеса и уже ничего не мог сделать, поэтому оставалось только контролировать скольжение, но, к счастью, оно прекратилось именно благодаря контакту с отбойником. Мы сохраняли спокойствие, смогли доехать до финиша и заработать для команды много очков».
Больше всех радовался подиуму Эстебан Окон: «Мы сделали это! Команда провела потрясающий уик-энд! Мы с самого начала улучшали машину и ни разу не допустили ошибку. Даже круг, на котором я перешел на промежуточные шины, получился идеальным. Прошло довольно много времени с тех пор, как я поднимался на подиум. Надеюсь, сегодняшний – первый из многих».
Карлос Сайнс в начале гонки был одним из претендентов на подиум, но он слишком агрессивно действовал и неуклюже атаковал. Что привело к потере темпа из-за поврежденного переднего антикрыла. Потом Карлос долго дискутировал с командой по радио о проведении пит-стопа. В итоге провел его в не самое подходящее время и обвинил в этом команду. Все идет к тому, что пути Сайнса и Ferrari могут разойтись.
Вечером в воскресенье завершилась еще одна знаковая для мира автоспорта гонка – Инди-500. И снова сравнение накала борьбы и зрелищности сыграло не в пользу «Формулы-1». Кстати, второй год подряд гонку чуть не выиграл экс-пилот «Формулы-1» Маркус Эриксон (Chip Ganassi), но он уступил лидерство за два поворота до финиша Джозефу Ньюгардену (Team Penske), двукратному чемпиону IndyCar. Третье место у Сантино Ферруччи (AJ Foyt Enterprises). Между прочим, на победу в этой престижной и 107-й по счету гонке претендовали сразу четыре пилота команды Arrow McLaren. И Зак Браун лично присутствовал в Индианаполисе, предпочтя гонку в США этапу «Формулы-1» в Монако. Но у подопечных Зака Брауна в этом году не получилось испить молока на подиуме, хотя шансы действительно были. Но в Инди-500 много контактной борьбы на очень высоких скоростях (под 400 км/ч). И пилотам Arrow McLaren просто не повезло.
Будем надеяться, что борьбы и в «Формуле-1» на ближайших этапах заметно прибавиться. Тем более что впереди нас ждут гонки в Испании и Канаде, где есть место для обгонов. Многие команды, после внедрения новинок, заметно прибавят и доминирование Red Bull в чемпионате до конца сезона не гарантировано.
Следующая гонка сезона – Гран-при Испании (Барселона) – пройдет в ближайший уик-энд, 2-4 июня. Не пропустите!
“Формула-1”. Результаты гонки Гран-при Монако-2023
№ | Старт | Пилот | Страна | Команда | Время/отставание | Питы |
1 | 1 | Макс Ферстаппен | Нидерланды | Red Bull | 1:48:51.980 | 1 |
2 | 2 | Фернандо Алонсо | Испания | Aston Martin | +27.921 | 2 |
3 | 3 | Эстебан Окон | Франция | Alpine | +36.990 | 2 |
4 | 5 | Льюис Хэмильтон | Великобритания | Mercedes | +39.062 | 2 |
5** | 8 | Джордж Расселл | Великобритания | Mercedes | +56.284 | 1 |
6 | 6* | Шарль Леклер | Монако | Ferrari | +1:01.890 | 2 |
7 | 7 | Пьер Гасли | Франция | Alpine | +1:02.362 | 2 |
8 | 4 | Карлос Сайнс | Испания | Ferrari | +1:03.391 | 2 |
9 | 10 | Ландо Норрис | Великобритания | McLaren | +1 круг | 2 |
10 | 11 | Оскар Пиастри | Австралия | McLaren | +1 круг | 1 |
11 | 15 | Валттери Боттас | Финляндия | Alfa Romeo | +1 круг | 1 |
12 | 12 | Ник де Вриз | Нидерланды | AlphaTauri | +1 круг | 1 |
13 | 19 | Гуаньюй Чжоу | Китай | Alfa Romeo | +1 круг | 2 |
14 | 13 | Алекс Элбон | Тайланд | Williams | +1 круг | 2 |
15 | 9 | Юки Цунода | Япония | AlphaTauri | +2 круга | 1 |
16 | 20 | Серхио Перес | Мексика | Red Bull | +2 круга | 5 |
17*** | 18 | Нико Хюлькенберг | Германия | Haas | +2 круга | 3 |
18**** | 16 | Логан Сарджент | США | Williams | +2 круга | 3 |
19 | 17 | Кевин Магнуссен | Дания | Haas | Сход | 2 |
– | 14 | Лэнс Стролл | Канада | Aston Martin | Авария | |
Лучший круг: Льюис Хэмильтон (Mercedes) – 1:15.650 (33-й круг, 158,799 км/ ч) | ||||||
* – Штраф +3 места на старте за блокировку Норриса в квалификации; ** – Штраф +5 секунд за небезопасное возвращение на трассу; *** – Штраф +10 секунд за неправильное отбытие штрафа; **** – Штраф +5 секунд за превышение скорости на пит-лайн. |
«Формула-1». Личный зачет
Место | Пилот | Очки |
1 | Макс Ферстаппен | 144 |
2 | Серхио Перес | 105 |
3 | Фернандо Алонсо | 93 |
4 | Льюис Хэмильтон | 69 |
5 | Джордж Расселл | 50 |
6 | Карлос Сайнс | 48 |
7 | Шарль Леклер | 42 |
8 | Лэнс Стролл | 27 |
9 | Эстебан Окон | 21 |
10 | Пьер Гасли | 14 |
11 | Ландо Норрис | 12 |
12 | Нико Хюлькенберг | 6 |
13 | Оскар Пиастри | 5 |
14 | Валттери Боттас | 4 |
15 | Гуаньюй Чжоу | 2 |
16 | Юки Цунода | 2 |
17 | Кевин Магнуссен | 2 |
18 | Алекс Элбон | 1 |
«Формула-1». Кубок конструкторов
Место | Команда | Очки |
1 | Red Bull | 249 |
2 | Aston Martin | 120 |
3 | Mercedes | 119 |
4 | Ferrari | 90 |
5 | Alpine | 35 |
6 | McLaren | 17 |
7 | Haas | 8 |
8 | Alfa Romeo | 6 |
9 | AlphaTauri | 2 |
10 | Williams | 1 |
Материал подготовил Николай Ковалевский