В 1943 году в Советском Союзе началось серийное производство внедорожника ГАЗ-67Б. Эта машина послужила базой для двух моделей: хорошо известного бронеавтомобиля БА-64Б и менее знакомой амфибии ГАЗ-011 (НАМИ-011).
История ГАЗ-011
В ходе Великой Отечественной войны по программе ленд-лиза союзниками по антигитлеровской коалиции в СССР поставлялось большое количество различной автотехники. В том числе и амфибии Ford GPA, созданной на шасси модели Ford GPW. В то время автотехнику подобного класса в стране Советов еще не выпускали, поэтому после завершения Второй мировой войны было принято решение о разработке подобной военной техники отечественного производства для последующей ее постановки на вооружение Советской армии.
На тот момент в 1948 году самым подходящим по конструкции автомобилем для решения поставленной задачи оказался полноприводный ГАЗ-67Б. Но в связи с тем, что Горьковский автомобильный завод был загружен другой работой, создание плавуна поручили Научному автомоторному институту (НАМИ). Планировалось, что грузоподъемность амфибии составит 500 кг, а экипаж – 6 человек. Она предназначалась для перевозки военнослужащих, буксировки катеров, легких прицепов, понтонов и пр. средств.
Слабыми местами “шестьдесят седьмого” являлись трансмиссия и ходовая часть, не позволявшие обеспечить плавучесть создаваемой модели. Серьезные проблемы возникли с коробкой отбора мощности, необходимой для привода гребного винта и др. В ходе испытаний выявились следующие пороки: перегрев двигателя, нехватка мощности, сложность в управлении и т.д. Тем не менее, военные признали проект успешным. И горьковчанам предписывалось начать серийное производство НАМИ-011, ставшим ГАЗ-011. В документации он так и именовался. А конструкторский коллектив во главе с главным конструктором НАМИ Шишкиным, получил Сталинскую премию 3-й степени “За работу в области машиностроения”.
Горьковские автозаводцы с неохотой взялись за работу. Во-первых, к этому времени у них появился более совершенный автомобиль ГАЗ-69, и они параллельно создавали на его базе свою амфибию МАВ (малый автомобиль водоплавающий) ГАЗ-46 . А во-вторых, газовцы сразу видели проблемы с освоением институтской конструкции. Так в последствии и случилось. Заводчане не смогли наладить серийное производство. Возник большой скандал. Конструкторов-разработчиков лишили полученных наград.
Главными же виновниками сделали автозаводцев. Своих должностей лишились руководители завода: директора Г.Веденяпина отправили начальником моторного цеха в Ярославль на ЯАЗ, главного конструктора А.Липгарта понизили и назначили замом по новой технике. А сменившего его Л.Косткина отправили простым конструктором на Минский автозавод.
Всего было собрано 68 экземпляров ГАЗ-011, после чего проект “приказал долго жить”.
Ссылка, ставшая успешной профессиональной карьерой
Наиболее пострадавшим оказался главный конструктор Горьковского автозавода Лев Косткин, которого отправили в ссылку в разрушенный послевоенный Минск простым конструктором на МАЗ. Наверное, сам Лев Васильевич не мог тогда предвидеть, что белорусский период станет одним из самых успешных в его жизни и профессиональной карьере, а предприятие, главным конструктором которого он со временем станет, под руководством россиянина освоит производство многих интересных моделей автомобилей.
Вот как описана встреча знакомства новичка с трудовым коллективом в историческом очерке о Минском автозаводе “Рожденный в прошлом тысячелетии”, написанном бывшим главным редактром заводской газеты “Автозаводец” Георгием Филончиком:
“Весной 1952 года в конструкторском отделе Минского автозавода появился новый сотрудник. Новичка определили в группу, которую возглавлял Бабаев Иван Николаевич… Нового сотрудника представил сам Георгий Михайлович (Г.М.Кокин – на тот момент главный конструктор МАЗа).
– Вот, ребята, вам пополнение. Принимайте, Иван Николаевич. товарища Косткина Льва Васильевича под свое начало. А я ухожу на срочное совещание к директору.
О достижениях и званиях своего нового коллеги в группе не знали. О перемещениях кадров обычно в печати не сообщалось. И такое скромное представление без пожеланий успешной работы очень удивило руководителя конструкторской группы. Он не знал, что такова была просьба самого бывшего работника ГАЗа, чтобы его представление было скромным. без сообщения о наградах и званиях.
Спустя два года после перехода Кокина на преподавательскую деятельность присланный горьковчанин возглавил весь конструкторский отдел УГК МАЗа. С 1961 по 1962 гг Лев Косткин был главным инженером нынешнего ОАО “МАЗ”. После ухода с автопредприятия работал на руководящих постах в СНХ “БССР” и в Минавтопроме СССР.
ГАЗ-011 в нашей республике
На сегодняшний день сохранилось всего несколько экземпляров ГАЗ-011. и один из них находится в нашей стране. Принадлежит автомобиль слуцкому коллекционеру и реставратору Владимиру Протасене.
“Когда я учился, у нас в школе в качестве учебного использовался малый водоплавающий автомобиль ГАЗ-46. Потом его отдали и его дальнейшая судьба мне неизвестна”, – рассказал Владимир Протасеня.
Фотографии, на которых мальчик изображен с уникальной машиной, до сих пор сохранились в архиве семьи Протасени.
Прошло много лет, Владимир Адамович стал коллекционером ретро автотехники. Ему очень хотелось приобрести для своей коллекции машину из детства . Но пока найти не удалось. По счастливому стечению обстоятельств десять лет назад в Могилевской области удалось купить ГАЗ-011. Прежний владелец выкупил амфибию у военных. Автотехника сохранилась в хорошем состоянии и почти в заводской комплектации. На ней стоит не родной двигатель, а от “Волги” ГАЗ-21. Несмотря на возраст, машина по-прежнему на ходу и легко управляема. Тем не менее, ей требуется реставрация. Уже собран необходимый комплект запчастей, и даже имеется оригинальный мотор.
P.S. “Реставрация будет включать в себя полную разборку, ремонт и сборку всех агрегатов и всех механизмов. Могут возникнуть проблемы с раздаткой, я ее пока не разбирал”, – поделился планами слуцкий коллекционер и реставратор. А потом добавил: “ГАЗ-011 был создан настолько плохо, что не плавал. Поэтому сделать его плавающим будет нереально”.
Амфибия ГАЗ-011 постоянно принимает участие в различных республиканских выставках и фестивалях.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото автора, В.Протасени, А.Трохачева и музея ОАО “МАЗ”
Автор выражает благодарность за предоставленные материалы сотрудникам Музея истории трудовой славы МАЗа