Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

Амфибия ГАЗ-011 (НАМИ-011) – неудачная модель горьковчан, повлиявшая на историю Минского автозавода

Просмотрено

В 1943 году в Советском Союзе началось серийное производство внедорожника ГАЗ-67Б. Эта машина послужила базой для двух моделей: хорошо известного бронеавтомобиля БА-64Б и менее знакомой амфибии ГАЗ-011 (НАМИ-011).

История ГАЗ-011

В ходе Великой Отечественной войны по программе ленд-лиза союзниками по антигитлеровской коалиции в СССР поставлялось большое количество различной автотехники. В том числе и амфибии  Ford GPA, созданной на шасси модели Ford GPW. В то время автотехнику подобного класса в стране Советов еще не выпускали, поэтому после завершения Второй мировой войны было принято решение о разработке подобной военной техники отечественного производства для последующей ее постановки на вооружение Советской армии.

Амфибия ГАЗ-011
Ford GPА

На тот момент в 1948 году самым подходящим по конструкции автомобилем для решения поставленной задачи оказался полноприводный ГАЗ-67Б.  Но в связи с тем, что Горьковский автомобильный завод был загружен другой работой, создание плавуна поручили Научному автомоторному институту (НАМИ). Планировалось, что грузоподъемность амфибии составит 500 кг, а экипаж – 6 человек. Она предназначалась для перевозки военнослужащих, буксировки катеров, легких прицепов, понтонов и пр. средств.

Амфибия ГАЗ-011
ГАЗ-67Б

Слабыми местами “шестьдесят седьмого” являлись трансмиссия и ходовая часть, не позволявшие обеспечить плавучесть создаваемой модели. Серьезные проблемы возникли с коробкой отбора мощности, необходимой для привода гребного винта и др. В ходе испытаний выявились следующие пороки: перегрев двигателя, нехватка мощности, сложность в управлении и т.д. Тем не менее, военные признали проект успешным. И горьковчанам предписывалось начать серийное производство НАМИ-011, ставшим ГАЗ-011. В документации он так и именовался. А конструкторский коллектив во главе с главным конструктором НАМИ Шишкиным, получил Сталинскую премию 3-й степени “За работу в области машиностроения”.

Горьковские автозаводцы с неохотой взялись за работу. Во-первых, к этому времени у них появился более совершенный автомобиль ГАЗ-69, и они параллельно создавали на его базе свою амфибию МАВ (малый автомобиль водоплавающий) ГАЗ-46 . А во-вторых, газовцы сразу видели проблемы с освоением институтской конструкции. Так в последствии и случилось. Заводчане не смогли наладить серийное производство. Возник большой скандал. Конструкторов-разработчиков лишили полученных наград.

Амфибия ГАЗ-011
ГАЗ-69

Главными же виновниками сделали автозаводцев. Своих должностей лишились руководители завода: директора Г.Веденяпина отправили начальником моторного цеха в Ярославль на ЯАЗ, главного конструктора А.Липгарта понизили и назначили замом по новой технике. А сменившего его Л.Косткина отправили простым конструктором на Минский автозавод.

Амфибия ГАЗ-011
МАВ ГАЗ-46

Всего было собрано 68 экземпляров ГАЗ-011, после чего проект “приказал долго жить”.

Ссылка, ставшая успешной профессиональной карьерой

Наиболее пострадавшим оказался главный конструктор Горьковского автозавода Лев Косткин, которого отправили в ссылку в разрушенный послевоенный Минск простым конструктором на МАЗ. Наверное, сам Лев Васильевич не мог тогда предвидеть, что белорусский период  станет одним из самых успешных в его жизни и профессиональной карьере, а предприятие, главным конструктором которого он со временем станет, под руководством россиянина освоит производство многих интересных моделей автомобилей.

Амфибия ГАЗ-011
Л.Косткин

Вот как описана встреча знакомства новичка с трудовым коллективом в историческом очерке о Минском автозаводе “Рожденный в прошлом тысячелетии”, написанном бывшим главным редактром заводской газеты “Автозаводец” Георгием Филончиком:

“Весной 1952 года в конструкторском отделе Минского автозавода появился новый сотрудник. Новичка определили в группу, которую возглавлял Бабаев Иван Николаевич… Нового сотрудника представил сам Георгий Михайлович (Г.М.Кокин – на тот момент главный конструктор МАЗа).

– Вот, ребята, вам пополнение. Принимайте, Иван Николаевич. товарища Косткина Льва Васильевича под свое начало. А я ухожу на срочное совещание к директору.

О достижениях и званиях своего нового коллеги в группе не знали. О перемещениях кадров обычно в печати не сообщалось. И такое скромное представление без пожеланий успешной работы очень удивило руководителя конструкторской группы. Он не знал, что такова была просьба самого бывшего работника ГАЗа, чтобы его представление было скромным. без сообщения о наградах и званиях.

Спустя два года после перехода Кокина на преподавательскую деятельность присланный горьковчанин возглавил весь конструкторский отдел УГК МАЗа. С 1961 по 1962 гг Лев Косткин был главным инженером нынешнего ОАО “МАЗ”. После ухода с автопредприятия работал на руководящих постах в СНХ “БССР” и в Минавтопроме СССР.

Амфибия ГАЗ-011
Карточка-персоналия на Л.Косткина
Амфибия ГАЗ-011
Лист из личного листка по учету кадров Л.Косткина
Амфибия ГАЗ-011
Лист из личного листка по учету кадров Л.Косткина

ГАЗ-011 в нашей республике

На сегодняшний день сохранилось всего несколько экземпляров ГАЗ-011. и один из них находится в нашей стране. Принадлежит автомобиль слуцкому коллекционеру и реставратору Владимиру Протасене.

Амфибия ГАЗ-011
ГАЗ-011 В.Протасени

“Когда я учился, у нас в школе в качестве учебного использовался малый водоплавающий автомобиль ГАЗ-46. Потом его отдали и его дальнейшая судьба мне неизвестна”, – рассказал Владимир Протасеня.

Амфибия ГАЗ-011
В.Протасеня с юными помощниками

Фотографии, на которых мальчик изображен с уникальной машиной, до сих пор сохранились в архиве семьи Протасени.

Прошло много лет, Владимир Адамович стал коллекционером ретро автотехники. Ему очень хотелось приобрести для своей коллекции машину из детства . Но пока найти не удалось. По счастливому стечению обстоятельств десять лет назад в Могилевской области удалось купить ГАЗ-011. Прежний владелец выкупил амфибию у военных. Автотехника сохранилась в хорошем состоянии и почти в заводской комплектации. На ней стоит не родной двигатель, а от “Волги” ГАЗ-21. Несмотря на возраст, машина по-прежнему на ходу и легко управляема. Тем не менее, ей требуется реставрация.  Уже собран необходимый комплект запчастей, и даже имеется оригинальный мотор.

P.S. “Реставрация будет включать в себя полную разборку, ремонт и сборку всех агрегатов и всех механизмов. Могут возникнуть проблемы с раздаткой, я ее пока не разбирал”, – поделился планами слуцкий коллекционер и реставратор. А потом добавил: “ГАЗ-011 был создан настолько плохо, что не плавал. Поэтому сделать его плавающим будет нереально”.

Амфибия ГАЗ-011 постоянно принимает участие в различных республиканских выставках и фестивалях.

Амфибия ГАЗ-011
ГАЗ-011 готовят к очередному мероприятию

Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото автора, В.Протасени, А.Трохачева и музея ОАО “МАЗ”

 Автор выражает благодарность за предоставленны материалы сотружникам Музеем истории трудовой славы МАЗа  

Share on facebook
Share on twitter
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on odnoklassniki
Share on vk

Добавить комментарий

Популярное