Перейти к содержимому

Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

Артиллерийский тягач: знакомый и незнакомый АТ-П

Артиллерийский тягач: знакомый и незнакомый АТ-П

В большой коллекции историко-культурного комплекса “Линия Сталина” посетители могут увидеть многие модели военной техники. Одни из них хорошо знакомы по многочисленным публикациям и участиям в парадах, а о других известно только специалистам. К числу таких “незнакомцев” относится и гусеничный артиллерийский тягач полубронированный  (АТ-П), который в отличие от большинства представителей советского военпрома не поставлялся в зарубежные страны. О его существовании знают немногие.

ИСТОРИЯ И БИОГРАФИЯ АТ-П

Артиллерийский тягач: знакомый и незнакомый АТ-П

АТ-П на Линии Сталина

Артиллерийский тягач полубронированный с противопульной защитой выпускался советским военпромом с 1954 по 1962 годы. Его конструкцию разработали в ОКБ Мытищинского машиностроительного завода.  В передней части корпуса размещался экипаж (механик-водитель, стрелок и командир расчета), в средней – рядный 6-цилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения ЗИС-123Ф, мощностью 110-117 л.с., а в кормовой закрытая тентованная грузовая платформа, где находились 6 десантников.  Вооружение АТП состояло из 7,62-мм пулемета СГМ с боекомплектом 1000 патронов.

В Советской Армии артягач, в основном, использовался как быстроходное транспортное средство переднего края для буксировки 100-мм полевой пушки БС-3 и орудий дивизионной артиллерии. Данная техника была снята с вооружения в 1998 году. На его базе выпускались различные модификации спецмашин.

АТ-П В ЭКСПОЗИЦИИ ИКК “ЛИНИЯ СТАЛИНА”

В экспозицию историко-культурного комплекса “Линия Сталина” артиллерийские тягачи попали одними из первых в 2007 году с киностудии “Беларусьфильм”, но в несколько измененном виде. Дело в том, что в в 1975 г., к тридцатилетию победы на Германией, белорусские кинематографисты  по произведениям Василия Быкова сняли многосерийный фильм “Долгие версты войны”.  Для съемок им потребовалась гусеничная техника немецкого производства. Так  как  оригиналов не сохранилось, пришлось переделать  отечественные машины. Ими и оказались три АТ-П. Правда, они мало походили на бронетехнику вермахта. Но это несоответствие не имело значения в те времена. На двух экземплярах установили бутафорские башни, а третий сделали безбашенным . Увы, но после завершения киносъемочного процесса о “немцах” на долгое время забыли. Поэтому в ИКК “бывшие актеры” прибыли в ржавом и нерабочем  состоянии. Внутри все было разбито.

Артиллерийский тягач: знакомый и незнакомый АТ-П

Безбашенный АТ-П в 2007 году

Музейным работникам пришлось  в гусеничных машинах все почистить и перебрать. В дело пошли запчасти, полученные от военных.

Артиллерийский тягач: знакомый и незнакомый АТ-П

Переделанные АТ-П в 2007 году

“В АТ-П самое сложное и самое дорогое коробка переключения передач. Она была специально сделана для этого арттягача. И если ее нет, восстановить данную военную технику невозможно”, – рассказал заместитель директора историко-культурного комплекса  “Линия Сталина” Александр Метла.

На данный момент удалось поставить на ход только два артиллерийских тягача – один с башней и безбашенный. Сейчас они принимают участие в военно-исторических реконструкциях, проходящих на ИКК, изображая германские танк и бронетранспортер.

Артиллерийский тягач: знакомый и незнакомый АТ-П

Так сейчас выглядят бывшие актеры

Третий же экземпляр восстановить до ходового состояния не удалось, и он служит в качестве мишени для стрельбы по нему холостыми патронами посетителями комплекса.

БУДУЩИЕ ПЕРЕДЕЛКИ

В ближайшее время сотрудники историко-культурного комплекса  планируют свою экспозицию репликами целого ряда моделей военной техники, которая, к сожалению, в нашей стране не сохранилась. В качестве базы для этого новодела послужат АТ-П. Эта модель оказалась весьма удачной для подобных переделок.

Первым уже в нынешнем году должна появиться самоходная установка СУ-76.

Следующим станет легкий советский танк Т-26.

“Для такой переделки придется сделать перекомпановку АТ-П.  Двигатель переместить назад, поставить дополнительный вал и маленькие катки. Подобный опыт уже есть. Нужно будет провести и другие изменения”, – отметил один из руководителей ИКК “Линия Сталина”.

Планируется пополнить комплекс и новоделом еще одной модели отечественной бронетехники – танка Т-70.

“Компоновку не надо будет менять. У обеих машин они совпадают. Также расположены двигатель и место механика-водителя. Есть и другие совпадения. Надо только правильно установить броневые листы”, – отметил Александр Метла.

Новые машины не будут стоять мертвым грузом среди других экспонатов, а станут принимать участие в военно-исторических реконструкциях, а возможно, и сниматься в кино.

Юрий ВЛОДАВСКИЙ
В статье использованы материалы периодической печати и автора
Фото автора и ИКК “Линия Сталина”

Добавить комментарий

0
Вот это цифра