На сей раз поговорим об автомобилях, чей возраст уже может достигать почтенных двух десятков лет. Но спрос на них практически не уменьшается, а порой даже растет.
КУЗОВ И САЛОН
Audi 80
Первое поколение Audi 80/90 выпускалось c 1986 по 1991 год, а затем появился модернизированный автомобиль с кузовом, получившим обозначение В4 (его делали до 1994 года). Рестайлинг 1991 года был достаточно серьезным, однако в общем и целом модель осталась той же самой.
Audi 80 выпускалась в нескольких вариантах кузовного исполнения: седан, универсал, купе и кабриолет. Нередко можно услышать, что кузов у «восьмидесятки» сделан из «нержавейки» и совсем не подвержен процессам коррозии. Даже на экземплярах почтенного возраста ржавчины обычно не наблюдается. Кузов автомобиля оцинкован в местах, подверженных коррозии, днище покрыто очень прочным составом. Поэтому неудивительно, что у заботливых хозяев Audi 80 выглядят практически как новые.
Усевшись за руль в широкое, удобное и по-немецки жесткое кресло, замечаешь, что и массивная передняя панель, и руль, и другие элементы салона сделаны на совесть. Эргономика элементов управления продумана до мелочей, и действия водителя быстро переходят на интуитивный уровень. Передний пассажир также не будет чувствовать себя ущемленно. А вот задним пассажирам придется уповать на скоротечность поездки. Третьему пассажиру сюда лучше не соваться, а двоим будет относительно неплохо, если не считать ограниченности пространства на уровне ног и над головой.
«Грузовой отсек» Audi 80 достаточно большой, а вот пользоваться им неудобно. В этом повинен узкий проем, имеющий небольшую «пропускную способность» груза в «трюм». Кроме того, явно огорчает и неподвижность спинки заднего сиденья, что объясняется неудобным расположением топливного бака. Хотя после рестайлинга 1991 года сиденье сделали складывающимся.
В плане надежности электрооборудования дела обстоят вполне неплохо. Какие-либо слабые места выделить очень сложно, так как в таком возрасте отказы возможны уже из-за естественного износа деталей. Так, например, иногда отмечаются поломки электроприводов стеклоподъемников, корректора фар и т.п. Но в целом повышенной хрупкостью «электрика» Audi 80 не страдает.
BMW 3
Пожалуй, этот автомобиль из трех сегодняшних героев стоит несколько особняком. С одной стороны на конвейер он был поставлен позже конкурентов от Audi и Mercedes, но вот, с другой стороны, спортивный имидж модели и мари привел к тому, что большинство экземпляров пребывают уже в «выжатом как лимон» состоянии. По этой же причине нередко попадаются «трешки», пережившие серьезные аварии.
BMW 3-й серии в кузове Е36 может похвастаться на удивление широкой гаммой кузовов. Естественно, самым распространенным стал седан. Однако на рынке довольно часто попадаются универсалы, трехдверные хэтчбеки, двухдверные купе и кабриолеты. Но в поле нашего зрения попадает именно седан, так как остальные кузовные варианты появились уже после того, как Audi 80 и Ьуксувуы 190 были сняты с производства.
Антикоррозийная стойкость кузовного железа находится на достаточно высоком уровне. На нормальных автомобилях, не попадавших по нескольку раз в крупные ДТП (либо качественно восстановленных), никаких следов ржавчины быть не должно. Хотя одно слабое место «трешка» все же имеет — это точки крепления амортизаторов. В некоторых случаях они вовсе отрываются от кузова. На эти «чашки» стоит обратить особое внимание. И если будет видно, что, например, опоры амортизаторов приваривали заново, то от покупки такой машины лучше воздержаться. Уж слишком высока вероятность, что из-за этого невозможно будет правильно отрегулировать колеса.
В случае ДТП владелец BMW 3 рискует раскошелиться на более крупную сумму, чем его «коллеги», эксплуатирующие Mercedes 190 и Audi 80. Тем не менее если покупать не новые детали а подбирать соответствующие запчасти на разборке (в этом случае они, скорее всего, будут еще оригинальными). А можно купить и вполне неплохие новые кузовные элементы сторонних производителей, сэкономив приличные деньги.
Наверное, описывать эргономику водительского места будет лишним: ведь BMW – это машина для водителя. Передний пассажир будет чувствовать себя вполне комфортно. А вот сзади места явно недостаточно. Дефицит пространства отмечается не только на уровне коленей, но и над головой.
К электрике баварских автомобилей обычно претензий не возникает. Чтобы моторчики системы вентиляции работали долго, надо не забывать примерно через каждые два года менять специальный фильтр салона.
Mercedes-Benz 190
Из трех рассматриваемых сегодня автомобилей этот швабский «мерин» является самым пожилым. Впервые он был представлен публике в конце 1982 года. С появлением новой модели ставка была сделана на компактный и относительно недорогой автомобиль, обладающий традиционным уровнем качества и безопасности.
Модель выпускалась только с одним вариантом кузова: четырехдверный седан, который по заводскому обозначению имеет индекс W 201. Коррозионная стойкость кузовного железа находится на очень высоком уровне. Но учитывая возраст автомобиля можно предположить, что проблемы с ржавчиной все же возможны. У ранних экземпляров коррозия появляется сначала в нижней части дверей и на задней панели кузова. Еще ржавчина может скрываться под широкими молдингами, которые начали применять в 1988 году. Важно при покупке старого автомобиля выяснить самочувствие штатных опор для домкрата.
Удобный и комфортабельный салон 190-го выполнен с типично немецкой аккуратностью. Эргономика водительского места замечательная. Быстро привыкаешь и к такому не совсем стандартному элементу, как единый подрулевой переключатель, который отвечает за включение указателей поворота, за режимы работы «дворников», омыватель лобового стекла и за переключение ближнего и дальнего света. Из недостатков можно выделить низкое расположение сидений, что затрудняет посадку и вынуждает ехать с почти прямыми в коленях ногами. Но это на любителя.
А вот на заднем сиденье откровенно тесно. По крайней мере, это отмечают не только рослые мужчины, но и хрупкие девушки. Но само сиденье достаточно удобно, а проблема именно в нехватке запаса пространства на уровне ног.
Автомобиль выпускался в различных комплектациях, и поэтому оборудование салона может быть как минимальным, так и роскошным, включая кожаную обивку и всевозможные электроприводы.
В плане надежности электрооборудования можно выделить несколько достаточно распространенных проблем. Во-первых, это неисправности люка и его электропривода. Во-вторых, массу неприятностей может доставить сломавшийся замок зажигания. Эта неполадка может проявляться в заклинивании замка, а также достаточно часто происходит поломка возвратной пружины, из-за чего возвращать ключ из позиции «старт» в позицию зажигания при заводке автомобиля приходится вручную.
ДВИГАТЕЛИ И ТРАНСМИССИЯ
Audi 80
Под капот Audi 80/90 устанавливали очень много двигателей. Гамма бензиновых моторов начиналась с 1,6-литрового четырехцилиндровика (70 л.с.) и заканчивалась 2,3-литровым пятицилиндровым силовым агрегатом (125 л.с.). Кроме того, были и заряженные версии с 2,2-литровым мотором (230 л.с.), а турбированная версия этого же мотора выдавала фантастические 315 л.с. Но подобных форсированных версий на нашем рынке почти нет, поэтому нет и детальной статистики по их надежности.
После модернизации 1991 года силовые агрегаты стали мощнее, а также появились версии с 2,6-литровым (150 л.с.) и 2,8-литровым (174 л.с.) бензиновыми моторами.
Помимо бензиновых двигателей, для Audi 80 предлагался и целый ряд дизельных моторов 1,6 и 1,9 л (в нескольких разновидностях) мощностью от 54 л.с. до 90 л.с. О надежности дизельных моторов тандема Volkswagen – Audi слагают легенды. И, как известно, дыма без огня не бывает. Но, учитывая почтенный возраст модели, предварительная тщательнейшая диагностика дизельных (да и бензиновых) моторов является просто необходимой.
Из бензиновых моторов наиболее надежными и ремонтопригодными считаются четырехцилиндровые силовые агрегаты. Они имеют большой ресурс, а незатейливая конструкция позволит обслуживать мотор даже своими силами. Из агрегатов и узлов бензиновых двигателей в группу риска попадают потенциометр расходомера воздуха. Кроме того, может отказать дозатор топлива.
Одной из отличительных черт моторов Audi является повышенный расход масла. Причем чем больше рабочий объем двигателя, тем больше масла может уходить «на угар». Первой причиной может быть износ маслосъемных колпачков, но не исключено, что это уже симптомы скорого капитального ремонта. В целом же если уходит до 1 л масла на 1000 км, это считается еще нормой.
Особого внимания к себе требует система охлаждения, в которой слабым звеном является термостат. А перегрев, как известно, может привести к печальным последствиям. Поэтому, в идеале, перед покупкой автомобиля нужно проверить компрессию в цилиндрах, и, если она сильно разнится (например, между третьим и четвертым цилиндрами), то это почти прямое свидетельство перегрева.
Не отличается слишком большим ресурсом и бензонасос, покупать который придется примерно через каждые 30-40 тысяч км (или даже чаще).
На Audi 80 ставили как механическую, так и автоматическую КПП. Сцепление имеет приемлемый ресурс – около полутора сотен тысяч км. А вот «автомат», несмотря на его статистическую надежность, за 15 лет эксплуатации может уже «скончаться». И если поломка ручной коробки не слишком критична (ее можно недорого отремонтировать), то ремонт АКПП потребует огромных средств.
Некоторые версии Audi 80 оснащены системой полного привода «quattro». Надежность этой конструкции уже стала легендарной. Но, как известно, ничего не бывает вечным, и ремонт полного привода может выпасть именно на ваши плечи. А удовольствие это совсем не из дешевых. Поэтому, при покупке полноприводных экземпляров нужно очень тщательно продиагностировать состояние трансмиссии. К тому же в Audi 80 quattro используется сложная независимая подвеска с дорогими деталями.
BMW 3
Гамма силовых агрегатов этой модели очень богата. Самые дешевые модели оснащали 4-цилиндровыми двигателями.
Наименее надежным из них считается 1,6-литровый мотор мощностью в 100 л.с. Этот двигатель ввиду своей недостаточной мощности изнашивается обычно быстрее всех остальных. Кроме того, привод ГРМ у него осуществляется ремнем, менять который приходится через каждые 40 тысяч км вместе с роликами. Но и это еще не все: нередки случаи, когда ремень рвался даже раньше положенного срока!
Намного лучше на «трешке» смотрятся усовершенствованные моторы 1,6 л (102 л.с.), 1,8 л (115, 136 или 140 л.с.), а также 1,9 л (105 или 140 л.с.).
4-цилиндровый двигатель BMW — одни из самых надежных агрегатов такого класса в мире. Вот разве что у 16-клапанного М42 объемом 1,8 л (136-140 л.с.) каждые пять лет (или через 120-150 тысяч км) приходится менять прокладку головки блока, через которую может вытекать охлаждающая жидкость.
Помимо четырехцилиндровых моторов, в линейке бензиновых силовых агрегатов BMW 3 присутствуют и шестицилиндровые (до 1995 года – 2,0 л 150 л.с. и 2,5 л и 192 л.с., после 1995 года – 2,5 л 170 л.с. и 2,8 л 191 л.с.)
На знаменитые баварские «эмки» (BMW М3) устанавливали 3-литровый 6-цилиндровый мотор (286 л.с.), а в конце 1995 года под капот этих машин начали ставить двигатель объемом 3,2 л (321 л.с.)
Все 6-цилиндровые двигатели BMW имеют очень большой запас прочности. В Германии у многих водителей, которые ездили в более-менее спокойном темпе по автобанам, рядные «шестерки» выдерживают 500-700 тысяч км. Если же стиль вождения приближен к шоссейным болидам, то ресурс может сокращаться вдвое.
Моторы BMW имеют генетическую склонность к повышенному расходу масла. Поэтому следить за уровнем масла в двигателе нужно регулярно.
Обслуживание бензиновых двигателей, помимо стандартных процедур по замене свечей и масла, включает также промывку инжектора.
В наших условиях не отличается повышенным ресурсом катализатор с лямбда-зондом.
Оснащали BMW 3-й серии в кузове Е36 и тремя дизелями (четырехцилиндровый 1,7 л 90 л.с. и 6-цилиндровые 2,5 л 115 или 143 л.с). Нередко от наших соотечественников можно услышать мнение, что дизельные моторы BMW очень капризны и прихотливы и поэтому имеют небольшой ресурс. Но это не совсем так. Дело в том, что дизельные моторы не очень любят резвого стиля вождения, на который так подталкивает имидж марки BMW. А это в свою очередь негативно отражается на ресурсе. Поэтому и возникает ложное представление о том, что мотор прикончила наша некачественная солярка. Статистические данные же позволяют утверждать, что дизельные моторы «трешки» вполне надежны. Другое дело, что к настоящему моменту они уже сильно изношены и находятся нередко в «предсмертном» состоянии.
У всех 6-цилиндровых двигателей частенько подтекает прокладка поддона картера, а в бензиновых агрегатах со временем от картерных газов засоряется клапан регулировки холостого хода. Слабые места системы охлаждения, провоцирующие перегрев двигателя: вискомуфта вентилятора охлаждения и пробка расширительного бачка, снабженная клапаном сброса избыточного давления. Особенно чувствительны к перегреву рядные 6-цилиндровые агрегаты.
BMW 3-й серии (Е36) оснащались 5-ступенчатыми механическими КПП (МЗ – 6-ступенчатой) и 4- или 5-ступенчатыми автоматическими. В «механике» часто подтекает сальник кулисы рычага переключения передач и сальник хвостовика. Главным же условием долговечности работы автоматических КПП является своевременная замена масла вместе с фильтром и прокладкой поддона картера. Если на АКПП передачи переключаются плохо – то это тревожный симптом. От покупки такого автомобиля лучше отказаться, так как ремонт «автомата» стоит целое состояние (зачастую проще купить подержанную коробку). На старых машинах нужно проверить состояние эластичной муфты карданного вала – она нередко требует замены.
Покупая автомобиль с «ручной» коробкой, обратите внимание на состояние сцепления. Его срок службы очень сильно зависит от стиля управления.
Mercedes-Benz 190
190-е комплектовались двигателями, применявшимися и на других моделях семейства Mercedes-Benz. Бензиновые – это многочисленные варианты самого известного четырехцилиндрового мотора концерна, объем которых составляет от 1,8 до 2,5 л, а мощность в зависимости от системы питания варьируется от 90 до 204 л.с. Кроме того, клапанов бывает как 8, так и 16. Самое же главное, что должен знать покупатель автомобиля с бензиновым мотором — точный год выпуска своего авто. До 1988-го цепь ГРМ была однорядная, и зафиксировано немало случаев ее обрыва.
Кроме того, на 190-м устанавливался бензиновый рядный шестицилиндровый мотор. Это очень надежный двигатель. Его ресурс может превышать 500 тысяч км (и даже вплотную подбираться к миллиону км).
В целом силовые агрегаты очень надежны, и их обслуживание сводится к замене масел и фильтров, а также цепи ГРМ и звездочек. Некоторые моторы снабжены ручной регулировкой коррекции октанового числа бензина.
Комплектовалась модель и дизелями: 2-литровым мощностью 72 или 75 л.с., а также 2,5-литровым — 90 или 94 л.с. (при наличии турбокомпрессора – 122 или 126 л.с.). Дизельные двигатели Mercedes-Benz имеют феноменальную надежность. Но ни один механизм не может служить вечно. А если учесть, что с момента снятия с производства 190-го прошло уже более полутора десятков лет, можно предположить, что двигатели (как дизельные, так и бензиновые) будут уже сильно изношены. Сегодня ресурс большинства двигателей на исходе, а некоторые уже пережили капремонт, и дальнейший срок службы агрегата напрямую зависит от квалификации тех, кто выполнял ремонт, а также качества примененных запчастей.
При покупке машины следует обратить внимание на работоспособность вентилятора системы охлаждения, оснащенного вискомуфтой. Нередко этот узел выходит из строя, что приводит к перегреву двигателя.
Модель оснащалась 4- или 5-ступенчатыми механическими КП и 4-ступенчатой автоматической. Лучше всего остановить свой выбор на «механике», так как «автомат» вскоре может потребовать дорогостоящего ремонта. Все эти агрегаты очень надежны.
Неизменная характеристика заднеприводной компоновки – карданный вал «грешит» выходом из строя подвесного подшипника. Редуктор заднего моста нередко сообщает о своем предсмертном состоянии гудением.
РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ, ПОДВЕСКА И ТОРМОЗА
Audi 80
В целом подвеска Audi 80 по надежности находится примерно на среднем уровне. А ремонт ходовой можно производить, как говорится, «с колена», то есть собственными силами. Цены на запчасти обычно несколько ниже, чем у BMW или Mercedes. Тем более что задняя подвеска Audi 80 куда более простая, чем у конкурентов. Как правило, самым слабым элементом являются втулки и стойки стабилизатора поперечной устойчивости. Остальные детали способны послужить года два-три относительно активной эксплуатации автомобиля.
К работе рулевого управления обычно возникает минимум нареканий, хотя течь рейки – явление не очень редкое. Рулевые тяги и наконечники придется менять примерно через каждые 40-60 тысяч км.
Тормозная система работает очень эффективно (даже без АБС). Но регулярная очистка суппортов от грязи все же потребуется: это поможет избежать подклиниваний.
BMW 3
Передняя и задняя подвески «троек» (Е36) – независимые и к тому же оснащены стабилизаторами поперечной устойчивости. Все модификации (кроме Compact) оборудованы 4-рычажной задней подвеской. В целом ходовая часть «троек» достаточно живучая. Например, сайлент-блоки передних и задних рычагов служат около сотни тысяч километров. Шаровые опоры также «выхаживают» достаточно долго и меняются отдельно от рычага. Причем чаще всего выходит из строя наружная опора (каждый рычаг оснащен двумя «шаровыми»).
Все «тройки» оснащены гидроусилителем руля, в котором со временем разбиваются шаровые шарниры рулевых тяг и текут сальники рейки.
Тормозная система стандартно оснащена ABS. Маломощные версии (до 115 л. с.) оснащались передними дисковыми вентилируемыми тормозными механизмами и задними барабанными, остальные – всеми дисковыми.
Mercedes-Benz 190
У автомобиля великолепная плавность хода благодаря применению независимых подвесок – передней и задней. Все детали ходовой части достаточно долговечны – втулки стабилизаторов выхаживают около 50 тысяч км, шаровые опоры – 150-200 тысяч км, сайлент-блоки – около 250 тысяч км. В задней многорычажной подвеске сайлент-блоки меняются в сборе с рычагами.
Рулевое управление у большинства модификаций оснащено гидроусилителем. Правда, со временем в рулевом механизме появляется люфт, который можно на некоторое время устранить с помощью регулировочного винта. В среднем рулевой механизм способен прослужить до 250 тысяч км, а наконечники рулевых тяг – до 120 тысяч км.
Тормоза всех Mercedes 190 дисковые спереди и сзади. Часто встречаются версии, оснащенные системой ABS.
СТОИМОСТЬ НА РЫНКЕ
На белорусском рынке подержанных автомобилей цены на Audi 80 1991-1993 г.в. колеблются примерно от 2 700 до 5 700 у.е., BMW 3 стоит от 2 700 до 6 000 у.е., а за Mercedes-Benz 190 того же возраста просят 2 500 – 4 900 у.е. в зависимости от модификации и состояния каждого конкретного экземпляра.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Audi 80
ДВИГАТЕЛЬ | |||||||||||||||||
Модель | 1.6 D | 1.6 TD | 1.9 D | 1.9 TD | 1.9 TDI | 1,6 | 1.6 E | 1.8 | 1.8 | 1.9 E | 2.0 E | 2.0 E | 2.0 E | 2.0 E 16V | 2.3 E | 2.6 E | 2.8 E |
Турбонаддув | – | + | – | + | + | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – |
Мощность, л.с. | 54 | 80 | 68 | 75 | 90 | 69 | 71 | 75 | 90 | 113 | 90 | 113 | 116 | 140 | 133 | 150 | 174 |
Крутящий момент, Нм/об/мин | 100/ 2700 | 155/ 2600 | 127/ 2200 | 150/ 2400 | 202/ 1900 | 118/ 2700 | 127/ 3700 | 140/ 2500 | 142/ 3300 | 160/ 3400 | 148/ 3000 | 170/ 3200 | 165/ 3200 | 181/ 4500 | 186/ 4000 | 225/ 3500 | 250 / 3000 |
Максимальная скорость, км/ч | 153 | 172 | 165 | 165 | 177 | 168 | 162 | 167 | 182 | 196 | 177 | 196 | 190 | 208 | 200 | 212 | 220 |
Разгон до 100 км/ч, с | 22 | 15 | 17 | 16 | 14 | 14 | 15 | 14 | 12 | 10 | 14 | 11 | 12 | 9 | 9,8 | 9,3 | 8 |
Тип топлива | Дизель | Бензин | |||||||||||||||
Расход топлива (смешанный цикл), л на 100 км | 5,8 | 5,3 | 5,6 | 6,4 | 5,3 | 7,4 | 7,9 | 7,7 | 7,6 | 7,5 | 8,7 | 7,5 | 8,5 | 8,9 | 8,9 | 9,2 | 9,3 |
Клапанов на цилиндр: | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 4 | 2 | 2 | 2 |
Объем топливного бака, л | 68 |
BMW 3
ДВИГАТЕЛЬ | ||||||||||||
Модель | 318tds | 325td | 325tds | 316i | 316i | 318i | 318i | 318is | 320i | 323i | 325i | 328i |
Турбонаддув | + | + | + | – | – | – | – | – | – | – | – | – |
Мощность, л.с. | 90 | 116 | 143 | 99 | 102 | 113 | 115 | 140 | 150 | 170 | 192 | 193 |
Крутящий момент, Нм/об/мин | 190/ 2000 | 222/ 1900 | 260/ 2200 | 141/ 4250 | 150/ 3900 | 162/ 4250 | 168/ 3900 | 180/ 4300 | 190/ 4200 | 245/ 3950 | 245/ 4200 | 280/ 3950 |
Максимальная скорость, км/ч | 182 | 198 | 214 | 191 | 195 | 198 | 201 | 213 | 214 | 227 | 233 | 236 |
Разгон до 100 км/ч, с | 14 | 12 | 10 | 13 | 13 | 12 | 11 | 10 | 9,9 | 8 | 8 | 7,3 |
Тип топлива | Дизель | Бензин | ||||||||||
Расход топлива (смешанный цикл), л на 100 км | 6,5 | 7,4 | 7,3 | 7,9 | 7,7 | 8,3 | 7,9 | 8 | 9 | 9 | 8,8 | 9,2 |
Клапанов на цилиндр: | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Объем топливного бака, л | 65 |
Mercedes-Benz 190
ДВИГАТЕЛЬ | |||||||||
Модель | 2.0 D | 2.5 D | 2.5 TD | 1.8 | 2.0 | 2.0 | 2.3 | 2.5 16v | 2.6 |
Турбонаддув | – | – | + | – | – | – | – | – | – |
Мощность, л.с. | 75 | 94 | 126 | 109 | 102 | 118 | 132 | 194 | 160 |
Крутящий момент, Нм/об/мин | 126/ 2700 | 158/ 2600 | 231/ 2400 | 150/ 3700 | 160/ 3000 | 172/ 3500 | 198/ 3500 | 235/ 5000 | 220/ 4600 |
Максимальная скорость, км/ч | 160 | 174 | 195 | 185 | 183 | 190 | 197 | 230 | 212 |
Разгон до 100 км/ч, с | 18,1 | 15,1 | 11,5 | 12,7 | 12,8 | 10,9 | 10,6 | 7,7 | 9,2 |
Тип топлива | Дизель | Бензин | |||||||
Расход топлива (смешанный цикл), л на 100 км | 6,6 | 7,1 | 7,5 | 8,9 | 8,8 | 8,9 | 9,1 | 9,8 | 9,6 |
Клапанов на цилиндр: | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 4 | 2 |
Объем топливного бака, л | 55 |
Владислав БАЛАБАНОВ