Автобои на выживание – пока экзотика…

1

В прошлом веке американцы придумали новое для себя спортивное развлечение, которое назвали Demolition Derby (Разрушительные Дерби). Обычно в нем принимают участие автомобили, которые сталкиваются друг с другом, пока кто-то из них не выйдет из строя.

Вслед за США такие поединки получили распространение в Европе и России. И вот уже несколько лет подобные состязания под названием “Битва машин” проводятся в нашей стране в историко-культурном комплексе “Линия Сталина”. Белорусская ветвь развития берет свое начало с мото-фестиваля «Завируха», в рамках которой подобие автобоев на выживание провели в 2009 году. Со временем эстафета перешла в историко-культурный комплекс «Линия Сталина». Там впервые автобитва прошла в рамках Международного фестиваля ретро и классических автомобилей “Ретро-Минск” 2014 года. Тогда это вызвало большой интерес у зрителей и потенциальных участников. Благодаря удачному дебюту новое направление автоспорта успешно переросло в серию «Битва Машин». Крестными отцами данного проекта стали автолюбитель Игнат Шилов и исполнительный директор ИКК “Линия Сталина” Александр Метла. Они и придумали название.

«Автобои на выживание - пока экзотика...
Рекламный стенд соревновыаний

“Просто придумали несколько вариантов и выбрали из них самый подходящий на свой взгляд вариант. Время показало, что название получилось удачным – короткое и емкое, отражающее его суть”, – объяснил Игнат Шилов.

ИСТОРИЯ ПРОЕКТА

Идея организации подобных поединков возникла у Игната Шилова после того, как он принял участие в автобоях на байк-фестивале “Завируха 2014” и занял в них почетное второе место.  После чего и предложил руководству музейного комплекса такой проект.  Первая «Битва Машин» состоялась 26 сентября 2015 года. Кстати, большинство бывших соперников организатора стали первыми участниками.  А еще к ним присоединились автолюбители, услышавшие о автобоях по “сарафанному радио” и увидевшие объявление о них в Интернете.  В результате собралось пятнадцать человек, приехавших из столицы, Барановичей, Гродно, Лиды и других белорусских городов. Подготовительный этап занял несколько месяцев.

«Автобои на выживание - пока экзотика...
“Битва Машин-2015”

Сейчас, когда уже прошло пять таких соревнований и они получили статус Международных (в них, кроме белорусов, принимали участие представители России, Украины и Норвегии), можно сказать, что проект оказался успешным. Он вошел в число главных календарных мероприятий, проводимых на “Линии Сталина”.  Проведение шестого намечено на 2018 г.

 

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА СОРЕВНОВАНИЙ

В историко-культурном комплексе автомобильные бои проходят на открытой прямоугольной площадке 30 на 40 метров. А еще встречаются овальные и круглые участки.

В настоящее время в Республике Беларусь поединки проводятся в трех классах легковых автомобилях – “База”, “База Про” и Unlim, отличающихся друг от друга своими техническими требованиями. Обязательно наличие каркаса безопасности, перенос бензобака и АКБ в несминаемую область кузова и внутрь каркаса (т.е. в салон).  

«Автобои на выживание - пока экзотика...
“Битва Машин-2017”

“Переделка автотехники производится в гаражах, в мастерских или на СТО”, – отметил Игнат. Правила постоянно меняются, дополняются и ужесточаются.  

Одновременно могут выступать сразу несколько машин, а временных ограничений в поединках нет. Сейчас победителем считается пилот автотранспортного средства, который в ходе столкновений не убрал специальный сигнальный флаг. Организаторы не требуют от участников наличия водительского удостоверения.

Автобои на выживание. Пока экзотика, а дальше…
Участники Битвы Машин

ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ

Данный  вид автоспорта постоянно развивается. Появляются новые планы и задумки. Так в нынешнем году планировался выезд белорусов к коллегам в Россию. Но по техническим причинам он не состоялся. Поэтому его перенесли на 2018 г. Пока спортсмены выступают в индивидуальном зачете. В следующем сезоне добавится командное первенство.

«Автобои на выживание - пока экзотика...
Жертва автобоев

Отдельного слова заслуживают автобои на грузовиках (например, в США автобои регулярно проходят на школьных автобусах и даже комбайнах). К организаторам постоянно приходит масса вопросов по внедрению этого направления. Но пока конкретного ответа нет. Только теоретически можно допустить, что к 2020 году на спортивную трассу выедут ГАЗы, через два года к ним добавятся ЗИЛы, а в 2025 г. “бодаться” будут еще МАЗы, КамАЗы и КрАЗы.  

«Автобои на выживание - пока экзотика...
Спортивный “ЗИЛ-157”

“Могут допустить, что самой популярной машиной станет именно КрАЗ из-за его мощной рамы и кабины с длинным капотом”, – высказал предположение мой собеседник.

***

Несмотря на юный возраст этой автодисциплины, автобои уже могут похвастаться постоянными участниками и интересом зрителей. Но организаторы считают, что серию можно сделать еще популярнее, начав проведение в нашей стране полноценного чемпионата, как в других автодисциплинах. Регламент и правила подготовки автомобилей разработаны, после каждого сезона они пересматриваются и дорабатываются. Причем каждый пилот может предложить свои корректировки, а организаторы обязательно учтут его мнение. При этом считается, что новому виду автоспорта может потребоваться помощь Белорусской автомобильной федерации.  Организаторы автобоев готовы к такой встрече. У них уже подготовлены свои предложения.

“В БАФ все виды автоспорта имеют свои комитеты, но вот комитета автобоев на выживание в ней нет. В начале нашего пути, в 2015 году, мне требовалась помощь и поддержка компетентных и опытных людей, представителей других автодисциплин. Но нам суждено было идти самостоятельно, набивать свои оскомины.  У нас сформировалась команда и совместно с ребятами из других городов, такими же любителями помять бока специально подготовленных машин,  мы постоянно придумывали что-то новое, от чего-то отказывались, делали выводы. Это был тяжелый и сложный путь, и мы продолжаем свое движение. Сегодня у нас стабильный календарь и очень плотные международные связи. Но за этим стоит титанический каждодневный труд оргсостава, постоянный поиск путей развития. Помогла бы нам БАФ сегодня? Думаю, да. Опыт людей от других видов автоспорта пошел бы нам на пользу однозначно. С другой стороны, нужно четко понимать область наших возможностей, если в БАФе будет такой комитет. В любом случае, мы бы хотели провести подобную встречу и понять перспективы ”, – сказал Игнат Шилов.

Предстоит решить еще целый ряд задач и преодолеть немало проблем, прежде чем автобои встанут в один ряд с другими видами автомобильных дисциплин в Республике Беларусь.

Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото автора, Бориса Проказова ИКК “Линия Сталина”,
Дениса Лисейчикова и Игната Шилова

P.S. Автор выражает благодарность Игнату Шилову за предоставленные материалы и консультацию при подготовке материала к печати.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Сложно отнести автобои к автоспорту… Это, скорее шоу. Здесь сложно получить объективно победителя. Хотя…. Со временем все меняется и взгляды тоже. Получение статуса – важный момент. Но зачем он автобоям? Поговорил с председателем комитета БАФ по ралли Сергеем Овчинниковым. Его мнение совпадает с моим: “Это скорее шоу. Оно может проходить как дополнение при проведении чемпионатов по другим видам автоспорта для привлечения зрителей. Но в ранге чемпионата я их сегодня не вижу. Тут нет объективной оценки кто сильнее- временного фактора, или кто первый пересечет линию финиша.”