15 июня автобусное производство Минского автомобильного завода отмечает юбилейную дату – 30-летие с момента своего образования. В этот день в 1992 году был подписан приказ о создании в структуре нынешнего ОАО “МАЗ” – управляющая компания холдинга “БЕЛАВТОМАЗ” нового подразделения по производству автобусов. За все время здесь собрали несколько десятков моделей различного назначения. Одной из них стал МАЗ 257.
Автобус МАЗ 241S
А началось все восемь лет назад, когда ОАО “МАЗ” и ОАО “Банк развития Республики Беларусь” заключили договор на изготовление автобусов для перевозки школьников в сельской местности по программе “Школьный автобус”.
В качестве первой модели для выполнения такой задачи автозаводцы решили использовать автобус малого класса МАЗ 241, производство которого только начиналось. Он имел номинальную вместимость 35 человек и 22 сидячих места. В результате на его базе была создана модификация МАЗ 241S (S-School “школа”). Ее отличительными особенностями явились кузов желтого цвета с опознавательными знаками “Перевозка детей” спереди и сзади и надписями “Дети”.
“Думали, как назвать модификацию. По английский школа – это School. Так в названии появилась буква S”, – рассказал главный конструктор по пассажирской технике ОАО “МАЗ” – управляющая компания холдинга “БЕЛАВТОМАЗ” Юрий Сырокваш.
Впоследствии буква S сохранилась и на 257-х.
Создание МАЗ 257
Через некоторое время после изготовления МАЗ 241S выяснилось, что данная автотехника не устраивает заказчика. Она больше подходила для езды по городским дорогам, а не по сельским. Не удовлетворяла и вместимость автобуса. Поэтому в конце августа появилось техническое задание на разработку другой модели. В документе предусматривалось изготовить опытный образец автобуса для перевозки детей длиной до 8,8 м, пассажировместимостью 31 человек (29 школьников и двое сопровождающих) с двигателем мощностью 177 л.с. стандарта Евро 5.
Первые сведения о создаваемой новинке представители средств массовой информации получили на пресс-конференции, посвященной презентации новых моделей пассажирской техники. Выступая на данном мероприятии, которое проходило на столичном автозаводе в ноябре 2014-го, Юрий Дмитриевич рассказал журналистам, что предприятие приступило к разработке конструкции другой специальной модели среднего класса для перевозки учеников сельских школ. Планировалось, что она будет напоминать автомобиль МАЗ-256 (к тому времени уже снятый с производства), иметь несколько измененный кузов и двигатель Евро-5, мощностью около 200 л.с. Ее вместимость составит 31 человек (29 школьников и 2 сопровождающих).
А первое очное знакомство с автотехникой, получившей индекс МАЗ 257S, произошло в сентябре 2016-го во время очередной передачи партии МАЗ 241S (они продолжали еще выпускаться) потребителю в Могилевскую область. Тогда же после завершения официальной части события всех желающих отвезли в экспериментальный цех, где проходили испытания макетного экземпляра машины, имеющей, в отличие от предшественницы, рамную конструкцию с ресорной подвеской и колесами дисковыми размерности 6,75х19.5 под бескамерные шины.
По просьбе потребителей пол в салоне сделали ровным. В автотранспортном средстве учли все требования технического регламента Таможенного союза по безопасности к школьным автобусам, вступившего в силу с 1 января 2016 г. В частности, каждое место оснащено четырехточечными ремнями безопасности. Еще одним нововведением стало появление водительской двери.
Одним из требований технического задания на “двести пятьдесят седьмой” стала взаимозаменяемость и максимальная унификация с серийно выпускаемой продукцией. Автозаводцы выбрали среднетоннажник МАЗ-4370, от которого взяли двигатель, коробку передач, мосты, карданный вал и другие основные узлы шасси.
Что касается новой модели, то Дмитрий Катеринич, возглавлявший тогда Минский автозавод, отметил, что в ноябре-декабре 2016 года запланировано ее серийное производство, а с января следующего года – поставка потребителям.
“Я считаю, что МАЗ создал хороший экспортный продукт и попрошу быстрее закончить сертификацию этого автобуса для того, чтобы “Банк развития” мог способствовать продвижению этого автобуса как экспортного продукта в сопредельные страны”, – сказал председатель правления “Банка развития Республики Беларусь” Сергей Румас.
Было изготовлено три автобуса МАЗ-257 – два в школьном варианте для последующих испытаний и для участия в презентационных и выставочных мероприятий, а третий – 31-местный для перевозки обычных пассажиров передан на эксплуатационные испытания в ОАО “Банк Развития Республики Беларусь”.
После установки на МАЗ-257 170-дизельного мотора Cummins ISF 3.8s5168 Евро-5 модели обрели свой окончательный индекс МАЗ 257030 и МАЗ 257S30. А после завершения сертификации и получения документа на одобрение типа транспортного средства с 25 августа 2017 года они пошли в серийное производство. Документ несколько раз продлевался и сейчас он действует до 2023-го.
Автобус МАЗ 257S40
Новая глава в истории автобуса МАЗ 257 началась на Международной специализированной выставке “Белагро-2022”. На этом агрофоруме был представлен первый экземпляр МАЗ 257S040 специально изготовленный для показа на данном мероприятии. Его главным отличием от предшественника МАЗ 257S30 стало использование в конструкции агрегатов от среднетоннажника МАЗ-4380 и установка китайского 190-сильного двигателя Weichai WP4.1NQ190E50.
В ближайшее время должен появиться еще один представитель 040-х – МАЗ 257040.
P.S. “Впереди у МАЗ-257S40 и МАЗ 257040 испытания, сертификация и получение одобрения типа транспортного средства”, – подчеркнул Юрий Сырокваш.
В будущем автобусы МАЗ 257 нового поколения в производственной программе Минского автозавода должны прийти на смену своим старшим “родственникам”.
И еще о МАЗ 257. Изначально планировалось также создание модели с 24 сидячими местами и местом для инвалида. Но в последствие от нее отказались.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото автора, С.Пугачева и ОАО “МАЗ” – управляющая компания холдинга “БЕЛАВТОМАЗ”
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Праздник “Город с МАЗом”