Автобус МАЗ 257 для перевозки школьников и не только

Просмотрено

15 июня автобусное производство Минского автомобильного завода отмечает юбилейную дату – 30-летие с момента своего образования.  В этот день в 1992 году был подписан приказ о создании в структуре нынешнего ОАО “МАЗ” – управляющая компания холдинга “БЕЛАВТОМАЗ” нового подразделения по производству автобусов. За все время здесь собрали несколько десятков моделей различного назначения. Одной из них стал МАЗ 257.

Автобус МАЗ 241S

А началось все восемь лет назад, когда ОАО “МАЗ” и ОАО “Банк развития Республики Беларусь” заключили договор на изготовление автобусов для перевозки школьников в сельской местности по программе “Школьный автобус”.

МАЗ 257

МАЗ 241S

В качестве первой модели для выполнения такой задачи автозаводцы  решили использовать автобус малого класса МАЗ 241, производство которого только начиналось. Он имел  номинальную  вместимость 35 человек и 22 сидячих места. В результате на его базе была создана модификация МАЗ 241S (S-School  “школа”). Ее отличительными особенностями явились кузов желтого цвета с опознавательными знаками “Перевозка детей” спереди и сзади и надписями “Дети”.

“Думали, как назвать модификацию. По английский школа – это School. Так в названии появилась буква S”, – рассказал главный конструктор по пассажирской технике ОАО “МАЗ” – управляющая компания холдинга “БЕЛАВТОМАЗ”  Юрий Сырокваш.

МАЗ 257

Ю.Сырокваш

Впоследствии буква S сохранилась и на 257-х.

Создание МАЗ 257 

Через некоторое время после изготовления МАЗ 241S выяснилось, что данная автотехника не устраивает заказчика.  Она больше подходила для езды по городским дорогам, а не по сельским. Не удовлетворяла и вместимость автобуса. Поэтому в конце августа появилось техническое задание на разработку другой модели. В документе предусматривалось изготовить опытный образец автобуса для перевозки детей длиной до 8,8 м, пассажировместимостью 31 человек (29 школьников и двое сопровождающих) с двигателем мощностью 177 л.с. стандарта Евро 5.

МАЗ 257

МАЗ 257

Первые сведения о создаваемой новинке представители средств массовой информации получили на пресс-конференции, посвященной презентации новых моделей  пассажирской техники. Выступая на данном мероприятии, которое  проходило на столичном автозаводе в ноябре 2014-го, Юрий Дмитриевич рассказал журналистам, что предприятие приступило к разработке конструкции другой специальной модели среднего класса для перевозки учеников сельских школ.  Планировалось, что она будет напоминать автомобиль МАЗ-256 (к тому времени уже снятый с производства), иметь несколько измененный кузов и двигатель Евро-5, мощностью около 200 л.с. Ее вместимость составит 31 человек (29 школьников и 2 сопровождающих).

МАЗ 257

Пресс-конференция

А первое очное знакомство с автотехникой, получившей индекс МАЗ 257S,  произошло в сентябре 2016-го во время очередной передачи партии МАЗ 241S (они продолжали еще выпускаться) потребителю в Могилевскую область. Тогда же после завершения официальной части события всех желающих отвезли в экспериментальный цех, где проходили испытания макетного экземпляра машины, имеющей,  в отличие от предшественницы,  рамную конструкцию с ресорной подвеской и колесами дисковыми размерности 6,75х19.5 под бескамерные шины.

МАЗ 257

МАЗ 257S

По просьбе потребителей пол в салоне сделали ровным. В автотранспортном средстве учли все требования технического регламента Таможенного союза по безопасности к школьным автобусам, вступившего в силу с 1 января 2016 г. В частности, каждое место оснащено четырехточечными ремнями безопасности. Еще одним нововведением стало появление водительской двери.

МАЗ 257

Салон автобуса МАЗ 257S

МАЗ 257

Водительское место автобуса МАЗ 257S

Одним из требований технического задания на “двести пятьдесят седьмой” стала взаимозаменяемость и максимальная унификация с серийно выпускаемой продукцией. Автозаводцы выбрали среднетоннажник МАЗ-4370, от которого взяли двигатель, коробку передач, мосты, карданный вал и другие основные узлы шасси.

Что касается новой модели, то Дмитрий Катеринич, возглавлявший тогда Минский автозавод, отметил, что в ноябре-декабре 2016 года запланировано ее серийное производство, а с января следующего года – поставка потребителям.

“Я считаю, что МАЗ создал хороший экспортный продукт и попрошу  быстрее закончить сертификацию этого автобуса для того, чтобы “Банк развития” мог способствовать продвижению этого автобуса как экспортного продукта в сопредельные страны”, – сказал председатель правления “Банка развития Республики Беларусь” Сергей Румас.

МАЗ 257

С.Румас и Д.Катеринич

Было изготовлено три автобуса МАЗ-257 – два в школьном варианте для последующих испытаний и для участия в презентационных и выставочных мероприятий,  а третий – 31-местный для перевозки обычных  пассажиров передан  на эксплуатационные испытания в ОАО “Банк Развития Республики Беларусь”.

МАЗ 257

Дорожные испытания МАЗ 257S

МАЗ 257

Краш-тест автобуса МАЗ 257S

После установки на МАЗ-257 170-дизельного мотора Cummins ISF 3.8s5168 Евро-5 модели обрели свой окончательный индекс МАЗ 257030 и МАЗ 257S30. А после завершения сертификации и получения документа на одобрение типа транспортного средства с 25 августа 2017 года они пошли в серийное производство. Документ несколько раз продлевался и сейчас он действует до 2023-го.

МАЗ 257

МАЗ 257030 на выставке Белагро-2021

Автобус МАЗ 257S40 

Новая глава в истории автобуса МАЗ 257 началась на Международной специализированной выставке “Белагро-2022”. На этом агрофоруме был представлен первый экземпляр МАЗ 257S040 специально изготовленный для показа на данном мероприятии. Его главным  отличием от предшественника МАЗ 257S30 стало использование в конструкции агрегатов от среднетоннажника МАЗ-4380 и установка китайского 190-сильного двигателя Weichai WP4.1NQ190E50.

МАЗ 257

Школьный автобус МАЗ 257S40

МАЗ 257

Салон автобуса МАЗ 257S40

В ближайшее время должен появиться еще один представитель 040-х – МАЗ 257040.

P.S. “Впереди у МАЗ-257S40 и МАЗ 257040 испытания, сертификация и получение одобрения типа транспортного средства”, – подчеркнул Юрий Сырокваш.

В будущем автобусы МАЗ 257 нового поколения в производственной программе Минского автозавода должны прийти на смену своим старшим “родственникам”.

И еще о МАЗ 257. Изначально планировалось также создание модели с 24 сидячими местами и местом для инвалида. Но в последствие от нее отказались.

Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото автора, С.Пугачева и ОАО “МАЗ” – управляющая компания холдинга “БЕЛАВТОМАЗ”

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Праздник “Город с МАЗом”

Share on facebook
Share on twitter
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on odnoklassniki
Share on vk

Добавить комментарий