Перейти к содержимому

Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

Автоцех особого назначения

Автоцех особого назначенияНациональную киностудию «Беларусьфильм» невозможно представить без автомобильной техники, выполняющей большой объем работы не только непосредственно во время съемок, но и при подготовке к ним, а также и при завершении всей работы. Подразделение, в котором находится автотехника, одни называют гаражом, другие – автобазой. Но правильное его название – Цех специального игрового автотранспорта киностудии «Беларусьфильм». Трудятся здесь шестьдесят человек  (администрация, водители, слесари, сварщики и др.), которые обслуживают порядка семидесяти автомобилей грузопассажирского и специального назначения.

 

ЭКСКУРС В ПРОШЛОЕ

 

В этом году исполнилось тридцать пять лет с момента, когда автоцех киностудии «Беларусьфильм» переехал на ул. Макаенка, 9А. Нынешние обустроенные помещения со всеми необходимыми площадками для ремонта и ангары для хранения машин начали возводиться в 1969 году. А до этого гараж располагался на ул. Волгоградской. «Тогда там еще никаких строений не было. И это было далеко за городом», – рассказал ветеран автоцеха, бывший водитель И. Ф. Бычко, проработавший в нем более пятидесяти лет. Большинство работ тогда приходилось проводить в тяжелых условиях прямо на улице. А сама киностудия располагалась тогда в районе Красного Костела. Строительство современного комплекса началось только в 1953 году.

 

В 1960 году цех присоединили к автобазе Министерства культуры, в чьем подчинении он находился в течение девяти лет. После завершения строительства «Беларусьфильм» вместе со всеми своими службами, в том числе и автопарком, перебрался на улицу Макаенка.

 

«В советское время это был образцовый гараж Госкино СССР. К нам приезжали со всей страны, чтобы перенять опыт», – с гордостью сказал мне г-н Бычко.

 

«АКТЕРЫ»

 

Весь имеющийся в наличии автотранспорт можно разделить на две категории: непосредственно снимающийся в кино и «обслуживающий» персонал. Первые – постоянно находятся на виду и хорошо известны публике. Судьбой их постоянно интересуются. И они обычно вызывают повышенный интерес, т. к. создавались несколько десятилетий назад. У каждого из таких «актеров» своя судьба и история.

 

Наверное, на территории нашей стране только на киностудии «Беларусьфильм» в единственном экземпляре сохранился грузовой автомобиль Studebaker. Впервые он появился тут в начале 70-х годов прошлого века. Его привезли специально для участия в кинофильме «Пламя». Съемки картины проходили в течение 1973–1974 гг. Директор картины Тульман вместе с «американцем» тогда еще приобрел отечественные автомобили – «полуторку» ГАЗ-АА и «Захара» ЗИС-5. Предварительно машины прошли необходимый восстановительный процесс на одной из ремонтных автобаз в Мозыре. И сейчас они по-прежнему в строю.

 

В настоящее время сотрудники автоцеха занимаются восстановлением раритетной легковушки ГАЗ-13 «Чайка» 1980 года выпуска. Говорят, что в свое время она обслуживала Первого секретаря ЦК компартии Белоруссии П. М. Машерова. Уже в ближайшее время все работы завершатся. А в планах – ремонт еще одного автораритета из правительственного гаража «Кремль 9» – ЗИЛ-114, выпущенного в 1973 году.

 

В последнее время к числу уже снимающихся добавились и другие «артисты». По сравнению с первыми они не имеют исторической ценности. Их создают для конкретных фильмов  по образу и подобию реальной автотехники, не сохранившейся до настоящего времени по разным причинам. Так появились переделанные ЗИЛ-157, изображавшие американские «студеры» в кинокартине «В августе 44-го», бронеавтомобиль БА-20 на шасси польского «жука» для «днепровского рубежа» и др. По мере необходимости их продолжают снимать и в других картинах.   

 

И «ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ПЕРСОНАЛ»

 

В штате цеха состоят не только машины, непосредственно принимающие участие в игровых сценах, но и техника, которая используется как «обслуживающий» персонал. Судьбы автомобилей похожи на судьбы людей. Артисты всегда на виду. А есть гримеры, осветители и др. Они не попадают в кадр. Но их работа оказывается не менее важной. Грузовики, микро- и большие автобусы, специализированная автотехника перевозят людей и различные грузы, занимаются освещением натурных площадок и выполняют другие виды работ. Среди них есть как заслуженные «ветераны», так и «молодежь». Тридцать лет «жизни» отдал автоцеху автобус ЛАЗ-695. Большой стаж намотал и его «коллега» КаВЗ-685 1986 г. в. В ближайшее время их планируется списать, а вместо них закупить современную автотехнику. «Мы списываем то, что уже отходило свой срок. Хранение таких машин – дело весьма накладное, да и средств таких для этого у нас нет», – отметил в беседе с корреспондентом «АД» начальник автотранспортного цеха Д. О. Барвинский. Среди последних приобретений – 44-местный автобус «Неман», несколько грузовиков марки «ГАЗель» – ГАЗ-2795. Появились и отечественные МАЗы.

 

«Уже составляется заявка на приобретение необходимой автотехники до конца 2010 года», – сообщил Дмитрий Олегович Барвинский.

 

ПЕРВЫЙ АВТОТРАНСПОРТ    

 

А начиналась история автоцеха с грузовиков ЗИС-5 и ГАЗ-АА в первые послевоенные годы. Автомобили работали до 60-х годов XX века. Были легковушки «Москвич-401». Именно на такой машине начинал свой водительский путь г-н Бычко. Как рассказал мне Иван Федорович, первой картиной для него стал фильм «Зеленые огоньки», выпущенный в 1955 году. Приходилось возить не только директора картины и режиссера, но и различное оборудование. Потом мой собеседник обслуживал и другие кинокартины. Прошло время, и на смену «401-му» пришли нижегородские «Победы» ГАЗ-М20. «Полуторки» и  «захары» сменили современные ЗИС-150 и ЗИЛ-164. На автошасси последнего была установлена передвижная электростанция мощностью в 50 кВт. За ней ветеран специально ездил в Одессу. Задача такой спецавтотехники заключается в освещении натурной площадки во время съемок. Кстати, последней машиной, на которой работал минчанин до ухода на пенсию, тоже стала автоэлектростанция, но уже на базе «Урала» мощностью в 100 кВт. Она появилась в 1971 году и до сих пор еще продолжает эксплуатироваться.

 

Вообще, по рабочим «лошадкам» можно проследить практически всю историю советского автопрома. Если КаВЗ-685 и ЛАЗ-695 хорошо известные модели, то есть автотехника куда менее знакомая. Эксплуатируются в цехе автомобили, работающие в гараже с 1986 года. Когда-то такие автотранспортные средства различного назначения изготавливались на специализированном автопредприятии в Чернигове, принадлежавшем Министерству культуры СССР. Начиная с 60-х и по 80-е годы, оно поставляло на «Беларусьфильм» свою продукцию в больших количествах. В настоящее время в Минске сохранилось только два таких изделия, созданных на базе ГАЗ-53А. Сейчас они перевозят оружие. Использовались еще модели, перевозившие камеры («камервагены»), пиротехнические и пр. «Пятьдесят третьи» пользовались особым спросом у кинематографистов за свои небольшие габариты. Это давало возможность «газонам» заезжать практически на любую улицу и разворачиваться в самых узких местах. Несколько «россиян» и сейчас состоят в штате автоцеха национальной киностудии.

 

Весьма популярны были рижские РАФы. От прибалтийского десанта остались только два представителя, да и то не базовой комплектации. Данные грузовики рижане выпустили в 80-е годы ограниченной партией специально для Панамы. Но по каким-то причинам заказчик отказался от них. И минчане смогли приобрести их для собственных нужд.

 

И В БУДУЩЕЕ

 

Сейчас на территории автотранспортного цеха все перекопано. Дело в том, что в следующем году он переезжает в Колодищи. Там завершаются строительные работы и будут построены современные помещения и ангары, площадки и ямы для осмотра, проведения технического обслуживания и ремонта всей автотехники.
В заключение хочется пожелать всему коллективу спецавтоцеха долгой и счастливой жизни на новом месте.

 

Юрий ВЛОДАВСКИЙ.
Фото автора.
Автор выражает благодарность

за оказанную помощь руководству

Цеха специального игрового автотранспорта

киностудии «Беларусьфильм». 

Добавить комментарий

Узнавайте о самых горячих новостях первыми в нашем Telegram