Национальную киностудию «Беларусьфильм» невозможно представить без автомобильной техники, выполняющей большой объем работы не только непосредственно во время съемок, но и при подготовке к ним, а также и при завершении всей работы. Подразделение, в котором находится автотехника, одни называют гаражом, другие – автобазой. Но правильное его название – Цех специального игрового автотранспорта киностудии «Беларусьфильм». Трудятся здесь шестьдесят человек (администрация, водители, слесари, сварщики и др.), которые обслуживают порядка семидесяти автомобилей грузопассажирского и специального назначения.
ЭКСКУРС В ПРОШЛОЕ
В этом году исполнилось тридцать пять лет с момента, когда автоцех киностудии «Беларусьфильм» переехал на ул. Макаенка, 9А. Нынешние обустроенные помещения со всеми необходимыми площадками для ремонта и ангары для хранения машин начали возводиться в 1969 году. А до этого гараж располагался на ул. Волгоградской. «Тогда там еще никаких строений не было. И это было далеко за городом», – рассказал ветеран автоцеха, бывший водитель И. Ф. Бычко, проработавший в нем более пятидесяти лет. Большинство работ тогда приходилось проводить в тяжелых условиях прямо на улице. А сама киностудия располагалась тогда в районе Красного Костела. Строительство современного комплекса началось только в 1953 году.
В 1960 году цех присоединили к автобазе Министерства культуры, в чьем подчинении он находился в течение девяти лет. После завершения строительства «Беларусьфильм» вместе со всеми своими службами, в том числе и автопарком, перебрался на улицу Макаенка.
«В советское время это был образцовый гараж Госкино СССР. К нам приезжали со всей страны, чтобы перенять опыт», – с гордостью сказал мне г-н Бычко.
«АКТЕРЫ»
Весь имеющийся в наличии автотранспорт можно разделить на две категории: непосредственно снимающийся в кино и «обслуживающий» персонал. Первые – постоянно находятся на виду и хорошо известны публике. Судьбой их постоянно интересуются. И они обычно вызывают повышенный интерес, т. к. создавались несколько десятилетий назад. У каждого из таких «актеров» своя судьба и история.
Наверное, на территории нашей стране только на киностудии «Беларусьфильм» в единственном экземпляре сохранился грузовой автомобиль Studebaker. Впервые он появился тут в начале 70-х годов прошлого века. Его привезли специально для участия в кинофильме «Пламя». Съемки картины проходили в течение 1973–1974 гг. Директор картины Тульман вместе с «американцем» тогда еще приобрел отечественные автомобили – «полуторку» ГАЗ-АА и «Захара» ЗИС-5. Предварительно машины прошли необходимый восстановительный процесс на одной из ремонтных автобаз в Мозыре. И сейчас они по-прежнему в строю.
В настоящее время сотрудники автоцеха занимаются восстановлением раритетной легковушки ГАЗ-13 «Чайка» 1980 года выпуска. Говорят, что в свое время она обслуживала Первого секретаря ЦК компартии Белоруссии П. М. Машерова. Уже в ближайшее время все работы завершатся. А в планах – ремонт еще одного автораритета из правительственного гаража «Кремль 9» – ЗИЛ-114, выпущенного в 1973 году.
В последнее время к числу уже снимающихся добавились и другие «артисты». По сравнению с первыми они не имеют исторической ценности. Их создают для конкретных фильмов по образу и подобию реальной автотехники, не сохранившейся до настоящего времени по разным причинам. Так появились переделанные ЗИЛ-157, изображавшие американские «студеры» в кинокартине «В августе 44-го», бронеавтомобиль БА-20 на шасси польского «жука» для «днепровского рубежа» и др. По мере необходимости их продолжают снимать и в других картинах.
И «ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ПЕРСОНАЛ»
В штате цеха состоят не только машины, непосредственно принимающие участие в игровых сценах, но и техника, которая используется как «обслуживающий» персонал. Судьбы автомобилей похожи на судьбы людей. Артисты всегда на виду. А есть гримеры, осветители и др. Они не попадают в кадр. Но их работа оказывается не менее важной. Грузовики, микро- и большие автобусы, специализированная автотехника перевозят людей и различные грузы, занимаются освещением натурных площадок и выполняют другие виды работ. Среди них есть как заслуженные «ветераны», так и «молодежь». Тридцать лет «жизни» отдал автоцеху автобус ЛАЗ-695. Большой стаж намотал и его «коллега» КаВЗ-685 1986 г. в. В ближайшее время их планируется списать, а вместо них закупить современную автотехнику. «Мы списываем то, что уже отходило свой срок. Хранение таких машин – дело весьма накладное, да и средств таких для этого у нас нет», – отметил в беседе с корреспондентом «АД» начальник автотранспортного цеха Д. О. Барвинский. Среди последних приобретений – 44-местный автобус «Неман», несколько грузовиков марки «ГАЗель» – ГАЗ-2795. Появились и отечественные МАЗы.
«Уже составляется заявка на приобретение необходимой автотехники до конца 2010 года», – сообщил Дмитрий Олегович Барвинский.
ПЕРВЫЙ АВТОТРАНСПОРТ
А начиналась история автоцеха с грузовиков ЗИС-5 и ГАЗ-АА в первые послевоенные годы. Автомобили работали до 60-х годов XX века. Были легковушки «Москвич-401». Именно на такой машине начинал свой водительский путь г-н Бычко. Как рассказал мне Иван Федорович, первой картиной для него стал фильм «Зеленые огоньки», выпущенный в 1955 году. Приходилось возить не только директора картины и режиссера, но и различное оборудование. Потом мой собеседник обслуживал и другие кинокартины. Прошло время, и на смену «401-му» пришли нижегородские «Победы» ГАЗ-М20. «Полуторки» и «захары» сменили современные ЗИС-150 и ЗИЛ-164. На автошасси последнего была установлена передвижная электростанция мощностью в 50 кВт. За ней ветеран специально ездил в Одессу. Задача такой спецавтотехники заключается в освещении натурной площадки во время съемок. Кстати, последней машиной, на которой работал минчанин до ухода на пенсию, тоже стала автоэлектростанция, но уже на базе «Урала» мощностью в 100 кВт. Она появилась в 1971 году и до сих пор еще продолжает эксплуатироваться.
Вообще, по рабочим «лошадкам» можно проследить практически всю историю советского автопрома. Если КаВЗ-685 и ЛАЗ-695 хорошо известные модели, то есть автотехника куда менее знакомая. Эксплуатируются в цехе автомобили, работающие в гараже с 1986 года. Когда-то такие автотранспортные средства различного назначения изготавливались на специализированном автопредприятии в Чернигове, принадлежавшем Министерству культуры СССР. Начиная с 60-х и по 80-е годы, оно поставляло на «Беларусьфильм» свою продукцию в больших количествах. В настоящее время в Минске сохранилось только два таких изделия, созданных на базе ГАЗ-53А. Сейчас они перевозят оружие. Использовались еще модели, перевозившие камеры («камервагены»), пиротехнические и пр. «Пятьдесят третьи» пользовались особым спросом у кинематографистов за свои небольшие габариты. Это давало возможность «газонам» заезжать практически на любую улицу и разворачиваться в самых узких местах. Несколько «россиян» и сейчас состоят в штате автоцеха национальной киностудии.
Весьма популярны были рижские РАФы. От прибалтийского десанта остались только два представителя, да и то не базовой комплектации. Данные грузовики рижане выпустили в 80-е годы ограниченной партией специально для Панамы. Но по каким-то причинам заказчик отказался от них. И минчане смогли приобрести их для собственных нужд.
И В БУДУЩЕЕ
Сейчас на территории автотранспортного цеха все перекопано. Дело в том, что в следующем году он переезжает в Колодищи. Там завершаются строительные работы и будут построены современные помещения и ангары, площадки и ямы для осмотра, проведения технического обслуживания и ремонта всей автотехники.
В заключение хочется пожелать всему коллективу спецавтоцеха долгой и счастливой жизни на новом месте.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ.
Фото автора.
Автор выражает благодарность
за оказанную помощь руководству
Цеха специального игрового автотранспорта
киностудии «Беларусьфильм».