1 мая автотранспортный цех Минского автозавода отметил свое 75-летие. С течением времени он из автобазы превратился в одно из структурных подразделений нынешнего ОАО “МАЗ” – управляющая компания “БЕЛАВТОМАЗ”. Один из самых интересных и продолжительных периодов истории нынешнего АТЦ связан с многолетней работой в нем Анатолия Степановича Шилова, возглавившего коллектив в 90-е годы прошлого века.
“Хороший был цех и замечательные люди, и специалисты работали в нем. Каждый год вместе отмечали 23 февраля и другие праздники. Бывало, что по 200 человек собирались в кафе”, – вспоминал Анатолий Степанович.
Весь коллектив тогда составлял 1200 человек, а в автопарке находилось 800 единиц подвижного состава.
Сейчас в автотранспортном цехе эксплуатируются самые разные автомобили, большинство из которых имеют заводскую марку “МАЗ”. Даже спецтехника, выпускающаяся на других автопредприятиях республики, имеет базовое шасси минского производства.
А вот в прежние времена в автопарке столичного автомобильного завода работали ГАЗы, ЗИЛы, а также модели других советских автопредприятий. Они давно ушли в историю, а память о некоторых из них сохранилась только на старых фотографиях, да сохранившихся документах.
Наряду с серийной продукцией “made in USSR” встречались довольно редкие экземпляры машин. Одним из них стал автолесовоз Т-140М2.
Автолесовоз Т-140М2
Автолесовоз – вид специального напольного транспорта (не путать с автомобилем-лесовозом), предназначенного для перемещения пиломатериалов, уложенных пакетами.
Единственным производителем такой спецтехники в СССР являлось ОАО “Соломбальский машзавод”, расположенный на берегу Северной Двины в районе Соломбала города Архангельска. Производство модели под индексом Т-140 началось в 1964-м. Она прошла несколько модернизаций и с 1978-го до начала 2000-х (до снятия с производства) выпускалась под маркой Т-140М2. Имела грузоподъемность 6,3 тонны и снаряженную массу 5,3 тонны.
В некоторых регионах РФ эксплуатируется до сих пор.
Описание конструкции
Почти 4,5-метровый автолесовоз Т-140М2 портального типа внешне напоминал трактор, а по функциональному назначению использовался как грузовик. Основу конструкции составляла высоко поднятая рама с угловыми стойками, опирающимися через пружинные рессоры на ходовые колеса. Под “брюхом” располагался грузовой отсек с гидравлическими подъемником и захватами. Машина была маневренной, все ее четыре колеса были управляемые, два из которых – ведущие.
Для лучшего управление транспортным средством имелся гидроусилитель руля.
“Железным сердцем” для спецтехники служил 75-сильный 6-цилиндровый, рядный, карбюраторный двигатель (как на автомобиле ГАЗ-52).
Машина могла развивать с грузом скорость до 40 км/ч.
Автолесовоз Т-140М2 – “автоветеран автозавода”
Экземпляр, эксплуатировавшийся на автозаводе, был изготовлен в 1995 году. В Минск его привезли в конце 90-х годов прошлого века. Вначале через соответствующие государственные организации автозаводцы договорились с производителем и оплатили предстоящую покупку. А потом специально за ней в город Котлас, расположенный в Архангельской области, был отправлен водитель на автопоезде. Вся командировка, с учетом дороги в обе стороны и временем, затраченным на оформление необходимых документов на месте прибытия, у него заняла порядка десяти дней. Автотехнику погрузили на прицеп с опущенными “ногами” и в таком состоянии доставили на автозавод.
“Возможно, поездка могла закончиться и быстрее, но водителю положено проезжать не более четырехсот километров в сутки ”, – объяснил Анатолий Шилов.
На протяжении нескольких десятилетий автомобиль исправно работал в ремонтно-строительном цехе автомобильного завода, где перевозил доски и другие грузы. А вот числился он в АТЦ.
“Тогда у меня на балансе стояли автомобили не только самого автозавода, но и других предприятий, входивших в состав объединения “БелавтоМАЗ”: в Жодино, в Барановичах, в Калининграде и др.”, – уточнил Анатолий Степанович.
P.S. В должности начальника автотранспортного цеха Анатолию Шилову в поиске запчастей для своей автотехники часто приходилось ездить по разным организациям и предприятиям СССР. А вот для Т-140М2 такой необходимости не было. С течением времени ничего в нем не менялось и не переделывалось. Он только проходил плановые технические осмотры и мелкие ремонты. Да и сама эксплуатация особых проблем не вызывала.
Со временем автолесовоз перестал использоваться по прямому назначению. Его сняли с учета и выставили на продажу. Сегодня он находится на специальной стоянке и ждет покупателя и нового владельца.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото автора и ОАО “МАЗ” – управляющая компания холдинга “БЕЛАВТОМАЗ”
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Раритетный автобус МАЗ 104С21