Перейти к содержимому

Мы делаем больше, чем обещаем!

Автомобиль ТУМ-975 – новый экспонат Музея Транспорта Москвы

Просмотрено

Еще один новогодний подарок получили любители ретро автотранспорта России. В конце декабря прошлого года Музей Транспорта Москвы отреставрировал тротуароуборочную машину ТУМ-975, прозванную “Труженик”.

ТУМ-975 – новый экспонат Музея Транспорта Москвы

Из истории модели

ТУМ-975 – сверхкомпактная почти 3-метровая машина, предназначенная для  уборки тротуаров и дворовых территорий в зимнее и летнее время. Его разработали в конструкторском бюро экспериментально-механического завода Мосгорисполкома. Производилась она в Москве с 1963 по 1984 гг., вначале на заводе автомобильных кузовов, а потом на заводе “Красный путь”. Всего было выпущено около 750 экземпляров такой коммунальной автотехники.

Данная модель представляла собой трехколесное автотранспортное средство с набором сменных навесных и прицепных рабочих приспособлений, у которого два колеса с пневматическими шинами располагались спереди и еще одно (сдвоенное) – сзади. Передний мост являлся ведущим, а задняя ось – управляемая. Двигателем служил мотор от “Москвича-407” (позже от 408-го), установленный поперечно за задней стенкой просторной двухдверной кабины. Рулевое правостороннее управление и ряд других агрегатов использовались от УАЗ-69. На машине устанавливалась трехступенчатая коробка передач с двухскоростным отбором мощности на передние приспособления. Автотехника имела три скорости для движения вперед, и одну – назад.

В комплект летнего подметально-уборочного оборудования входили несколько щеток и система обеспылевания подметания, а  зимнего – щетка барабанного типа, пескоразбрасыватель вибрационного типа и отвал для расчистки снега. Управление этим оснащением осуществлялось с помощью гидравлики.

Основным потребителем ТУМ-975 стало городское хозяйство Москвы.

 Из-за проблем с обслуживанием и морально-устаревшим шасси со временем автотехнику списали. Сейчас в Российской Федерации сохранилось только несколько единиц такой автотехники.

ТУМ-975 – музейный экспонат

В декабре 2020 года на заседании музейной экспертной фондово-закупочной комиссии было принято решение о приобретении экземпляра ТУМ-975 в качестве экспоната и включения его в состав фондовой коллекции.

“Автомобиль был приобретен как образец специализированной техники очень редко экспонируемой”, – уточнил  начальник службы реставрации Музея Транспорта Москвы Вячеслав Котов.

И в конце того же месяца из Вологодской области  в российскую столицу привезли специально приобретенный для музея экземпляр такого автомобиля, изготовленный в 1975 году. До конца 1990-х годов автомобиль эксплуатировался в одном из областных хозяйств, а потом его списали. Его кабина, кузов и другие конструктивные элементы были сильно деформированы и коррозированы. Не работал и двигатель.

ТУМ-975 – новый экспонат Музея Транспорта Москвы

Так выглядел ТУМ-975 до реставрации

К счастью, машина сохранилась практически полностью в родной комплектации вместе со штатными отвалом и щеткой и в заводской (рыжей) окраске. 

ТУМ-975 – новый экспонат Музея Транспорта Москвы

ТУМ-975 со штатными отвалом и щеткой

“Нами было разработано техническое задание, направленное на восстановление внешнего облика и всех технических функций данной модели”, – отметил начальник службы реставрации Музея Транспорта Москвы.

Практической реализацией проекта в марте прошлого года занялась ремонтная бригада  Сокольнического вагоноремонтно-строительного завода (СВАРЗ) совместно с музейными реставраторами. 

ТУМ-975 – новый экспонат Музея Транспорта Москвы

ТУМ-975 – новый экспонат Музея Транспорта Москвы

“СВАРЗ является подведомственной организацией Департамента транспорта Москвы и нашим подрядчиком. А еще данное предприятие имеет опыт по реставрации ретро техники”, – уточнил Вячеслав Котов.

К сожалению, информации и технической документации на “Труженика” удалось отыскать немного.

Большую работу проделала научно-исследовательская служба музея. Благодаря длительным поискам ее сотрудникам удалось найти “Инструкцию по уходу и эксплуатации тротуароуборочной машины «Труженик» – «ТУМ-975» за 1964-й и 1975-й годы.

ТУМ-975 – новый экспонат Музея Транспорта Москвы

ТУМ-975 – новый экспонат Музея Транспорта Москвы

“Основная сложность была связана с восстановлением бункера. На нашем экспонате он и его пескоразбрасывающий механизм отсутствовали”, – поделился Вячеслав Александрович.

За помощью пришлось обратиться на завод “Красный путь”, который предоставил комплект чертежей. И возникшую проблему удалось успешно решить.

Новодела почти нет. Только “заднюю юбку” сделали по образцу и подобию оригинальной.  Отсутствовавшие кузовные и другие, не подлежавшие восстановлению детали (подшипники, тормозные цилиндры, зеркала и т.д.), приобретались по образцам, самостоятельно.

В завершении восстановительного процесса, закончившегося в конце декабря 2022-го, ретро автомобиль заново покрасили в родной цвет.

ТУМ-975 – новый экспонат Музея Транспорта Москвы

ТУМ-975 – новый экспонат Музея Транспорта Москвы

P.S.  В настоящее время ТУМ-975 “Труженик” выглядит как в годы своей молодости и вместе с другими экспонатами находится в хранилище музея, расположенном на Ступинском проезде. 

Автор выражает благодарность за оказанную помощь директору по внешним коммуникациям Музея Транспорта Москвы Дарье Хасановой.    

Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото Музея Транспорта Москвы

Добавить комментарий

Узнавайте о самых горячих новостях первыми в нашем Telegram