Еще один новогодний подарок получили любители ретро автотранспорта России. В конце декабря прошлого года Музей Транспорта Москвы отреставрировал тротуароуборочную машину ТУМ-975, прозванную “Труженик”.
Из истории модели
ТУМ-975 – сверхкомпактная почти 3-метровая машина, предназначенная для уборки тротуаров и дворовых территорий в зимнее и летнее время. Его разработали в конструкторском бюро экспериментально-механического завода Мосгорисполкома. Производилась она в Москве с 1963 по 1984 гг., вначале на заводе автомобильных кузовов, а потом на заводе “Красный путь”. Всего было выпущено около 750 экземпляров такой коммунальной автотехники.
Данная модель представляла собой трехколесное автотранспортное средство с набором сменных навесных и прицепных рабочих приспособлений, у которого два колеса с пневматическими шинами располагались спереди и еще одно (сдвоенное) – сзади. Передний мост являлся ведущим, а задняя ось – управляемая. Двигателем служил мотор от “Москвича-407” (позже от 408-го), установленный поперечно за задней стенкой просторной двухдверной кабины. Рулевое правостороннее управление и ряд других агрегатов использовались от УАЗ-69. На машине устанавливалась трехступенчатая коробка передач с двухскоростным отбором мощности на передние приспособления. Автотехника имела три скорости для движения вперед, и одну – назад.
В комплект летнего подметально-уборочного оборудования входили несколько щеток и система обеспылевания подметания, а зимнего – щетка барабанного типа, пескоразбрасыватель вибрационного типа и отвал для расчистки снега. Управление этим оснащением осуществлялось с помощью гидравлики.
Основным потребителем ТУМ-975 стало городское хозяйство Москвы.
Из-за проблем с обслуживанием и морально-устаревшим шасси со временем автотехнику списали. Сейчас в Российской Федерации сохранилось только несколько единиц такой автотехники.
ТУМ-975 – музейный экспонат
В декабре 2020 года на заседании музейной экспертной фондово-закупочной комиссии было принято решение о приобретении экземпляра ТУМ-975 в качестве экспоната и включения его в состав фондовой коллекции.
“Автомобиль был приобретен как образец специализированной техники очень редко экспонируемой”, – уточнил начальник службы реставрации Музея Транспорта Москвы Вячеслав Котов.
И в конце того же месяца из Вологодской области в российскую столицу привезли специально приобретенный для музея экземпляр такого автомобиля, изготовленный в 1975 году. До конца 1990-х годов автомобиль эксплуатировался в одном из областных хозяйств, а потом его списали. Его кабина, кузов и другие конструктивные элементы были сильно деформированы и коррозированы. Не работал и двигатель.
К счастью, машина сохранилась практически полностью в родной комплектации вместе со штатными отвалом и щеткой и в заводской (рыжей) окраске.
“Нами было разработано техническое задание, направленное на восстановление внешнего облика и всех технических функций данной модели”, – отметил начальник службы реставрации Музея Транспорта Москвы.
Практической реализацией проекта в марте прошлого года занялась ремонтная бригада Сокольнического вагоноремонтно-строительного завода (СВАРЗ) совместно с музейными реставраторами.
“СВАРЗ является подведомственной организацией Департамента транспорта Москвы и нашим подрядчиком. А еще данное предприятие имеет опыт по реставрации ретро техники”, – уточнил Вячеслав Котов.
К сожалению, информации и технической документации на “Труженика” удалось отыскать немного.
Большую работу проделала научно-исследовательская служба музея. Благодаря длительным поискам ее сотрудникам удалось найти “Инструкцию по уходу и эксплуатации тротуароуборочной машины «Труженик» – «ТУМ-975» за 1964-й и 1975-й годы.
“Основная сложность была связана с восстановлением бункера. На нашем экспонате он и его пескоразбрасывающий механизм отсутствовали”, – поделился Вячеслав Александрович.
За помощью пришлось обратиться на завод “Красный путь”, который предоставил комплект чертежей. И возникшую проблему удалось успешно решить.
Новодела почти нет. Только “заднюю юбку” сделали по образцу и подобию оригинальной. Отсутствовавшие кузовные и другие, не подлежавшие восстановлению детали (подшипники, тормозные цилиндры, зеркала и т.д.), приобретались по образцам, самостоятельно.
В завершении восстановительного процесса, закончившегося в конце декабря 2022-го, ретро автомобиль заново покрасили в родной цвет.
P.S. В настоящее время ТУМ-975 “Труженик” выглядит как в годы своей молодости и вместе с другими экспонатами находится в хранилище музея, расположенном на Ступинском проезде.
Автор выражает благодарность за оказанную помощь директору по внешним коммуникациям Музея Транспорта Москвы Дарье Хасановой.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото Музея Транспорта Москвы