Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

Автомобильной марке “МАЗ” -70

Просмотрено

7 ноября хорошо известной белорусской автомобильной марке “МАЗ” исполнилось 70 лет.

Далеко не все в Республике Беларусь, да и на самом Минском автозаводе знают об этой дате. Наверное, случись данное событие в советское время, его бы торжественно отметили с речами и подарками. Но, увы, сейчас совсем другое время. Все ограничилось статьями в нескольких газетах.

НАЧАЛО ПУТИ

Можно сказать, что косвенно история популярного в настоящее время бренда началась в 1943 году, когда шла Сталинградская битва. Враг еще не был побежден, а руководство СССР уже думало о мирной жизни. Государственный комитет обороны на специальном совещании предложил Ярославскому автомобильному заводу разработать конструкцию нового большегрузного грузовика грузоподъемностью 7 тонн, оснащенного 110-сильным дизельным двигателем и способного развивать максимальную скорость 60 км/ч. Планировалось изготовить опытный экземпляр к началу 1945 года, но заводчане выполнили задание досрочно. Модель, получившая индекс ЯАЗ-200, появилась в декабре 1944 г.

Автомобильной марке “МАЗ” -70
МАЗ-205 на Параде у Дома правительства

Первый публичный показ ярославской новинки вместе с другими новыми автомобилями советского автопрома прошел в июне победного 45-го в Кремле. Автотехника понравилась партии и правительству, но россиянам не пришлось выпускать свое “дитя”. Исходя из государственных интересов, для производства машину передали в столицу БССР на созданный здесь автозавод. Она и стала родоначальницей белорусского автомобилестроения и будущих автотранспортных средств марки “МАЗ”.

Для скорейшего запуска данной продукции в серийное производства в Минск из Ярославля прибыла группа специалистов во главе с руководителем конструкторской службы Г. Кокиным, ставшим главным конструктором МАЗа. Впоследствии за создание большегрузов семейства, получивших название МАЗ-200, он вместе с группой ярославцев и с главным инженером и главным технологом Минского автозавода Б. Обуховым и М. Кане постановлением Совета Министров СССР получил Сталинскую премию третьей степени.

ПЕРВАЯ ПРОДУКЦИЯ

“Представитель” братской республики прибыл в Белоруссию в январе 1947 года. Его внимательно изучили. И решили заменить его эмблему, установленную на радиаторе: российского медведя на белорусского зубра. Несколько улучшений внесли и в конструкцию самой машины. Было принято решение, что первой моделью станет самосвал МАЗ-205, грузоподъемностью 5 т

Пока строилось само автопредприятие, большинство комплектующих для первенца привозили из России. Со временем все производство локализовали.

История Минского автомобильного завода началась с Постановления ГКО 9 августа 1944 г. А спустя три года, в этот же день, минчане впервые начали изготавливать узлы для  своих будущих автомобилей. Первые пять экземпляров были собраны в конце октября.

Официальная презентация данной пятерки состоялась 7 ноября на праздничной демонстрации, посвященной 30-й годовщине тогда еще Октябрьской революции. Они проехали в составе колонны мимо правительственной трибуны. Так появилась автотехника марки “МАЗ”, и началась история белорусской автомобильной промышленности.

Автомобильной марке “МАЗ” -70

Вслед за “двести пятым” появились бортовой автомобиль МАЗ-200, седельный тягач МАЗ-200В и др. модели и модификации. Для своего времени грузовики капотной компоновки имели современную конструкцию, были популярны у потребителей и поставлялись в зарубежные страны. Их собирали в течение 18 лет, пока им на смену не пришло более современное бескапотное семейство МАЗ-500, полностью разработанное минчанами.          

P.s. Увы, но время неумолимо. С каждым годом становится все меньше участников тех исторических событий. Умирают не только люди, но и автомобили. Уже не увидишь на улице представителей двухсотых. 80-90 годы прошлого века еще трудился на предприятии МАЗ-205 голубого цвета, который перевозил различные грузы. Но потом он исчез. Скорее всего, его списали на металлолом. Остался только памятник, на котором на вечную стоянку установлен последний самосвал.

Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото из архива музея ОАО “МАЗ”

Share on facebook
Share on twitter
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on odnoklassniki
Share on vk

Добавить комментарий

Узнавайте о самых горячих новостях первыми в нашем Telegram