Сегодня на нашей планете проходит Международный день музеев. Вместе со своими коллегами из других музейных учреждений культуры этот праздник отмечают и сотрудники Автомузея истории ОАО “ГАЗ”.
Нынешний год является юбилейным для него: ему исполняется 55 лет. Он был основан 10 октября 1965 г. Экспозиция базируется на двух этажах Учебного центра предприятия в здании, расположенном буквально через дорогу от автозавода. На первом посетителей встречает настоящая техника, выпущенная в прошлом веке, в разделе “Автомобили и их создатели”. Представленным здесь в одном зале машинам тесновато. Зато все экземпляры прошли реставрацию и находятся в рабочем состоянии. Первый среди них – ГАЗ-А образца 1932 года, с которого все и началось. Рядом припаркованы двухцветные ГАЗ-12 “ЗИМ” , ГАЗ-М20 “Победа”, вишневая “Двадцатьчетверка”, серый кабриолет ГАЗ-14-05 “Чайка” для проведения военных парадов, черная “Эмка” ГАЗ-М1 и др. – достойны восхищения.
Особый интерес вызывает модельный ряд автомобилей “Волга”: ГАЗ-21, 24, 3102, 31029, 3105, 3110 и 3111. Можно узнать много неизвестных фактах о них. Например, 21-ю “Волжанку” могли назвать “Звездой”, имелись предпосылки для этого. А маршал Советского Союза Георгий Жуков настоял на том, чтобы на решетке радиатора ее первой серии изобразили пятиконечную звезду.
Много подробностей сохранилось о “Волгах”, работавших в такси. Так, ГАЗ-31029 выпускали в три смены – таким был спрос на нее.
Сохранили заводчане и опытный образец модели ГАЗ-3105 черного цвета под неофициальным названием “Гласность”. Серийно ее не изготавливали, а более поздний вариант пробыл на конвейере недолго – завод выпустил только небольшую партию. Погубила автотехнику цена, сопоставимая с зарубежными Audi, BMW, Mercedes того же класса.
Подлинным украшением коллекционной музейной подборки автотранспортных средств известного российского производителя стали грузовики. У каждого из них своя история, и каждый из них знаком миллионам: ГАЗ-51, 53, 52-04, 63, 66. По соседству с ними припаркованы полноприводные внедорожники: военный ГАЗ-67 и послевоенный ГАЗ-69.
Практически в центре холла расположилась первая бортовая “полуторка” выпуска 90-х годов XX века ГАЗ-3302 “ГАЗель”, собранная не на конвейере, а вручную! Она изменила судьбу автомобильного предприятия в сложный переходный период. Предсерийный образец гоняли с января 1992-го по май 1995-го. А ее трудовая биография началась 20 июля 1994 года.
Конечно, достойно представлены и заслуженные “автоветераны” – ГАЗ-АА и ГАЗ-ААА, широко применявшиеся в Красной Армии и народном хозяйстве.
Не забыли создатели музея о бронетранспортере ГАЗ-5903, больше известном как БТР-80, и об оранжевом снегоболотном гусеничном транспортере ГАЗ-3403. Его открыли для осмотра всеми желающими.
75 лет назад Советский СССР с союзниками по антигитлеровскй коалиции одержал победу над нацистской Германией. Свой вклад внесли горьковчане, выпускавшие различную технику для Красной Армии и тыла. Одним из таких изделий стал легкий танк Т-70, ржавый корпус которого нашли уже в наше время во время реконструкции. Танк сыграл свою роль в контрнаступлении советских войск под Москвой в декабре 1941-го.
А еще ОАО “ГАЗ” – это автомобили для спорта. Их представляет спортивно-гоночный ГАЗ-СГЗ конструкции Алексея Смолина с дюралюминиевым кузовом и турбореактивным двигателем от истребителя МИГ-17! На стендах можно найти фотохронику испытаний ГАЗ-16 — автомобиля на воздушной подушке. И таких опытных конструкций в многолетней летописи ГАЗа было немало.
P.s. На втором этаже музейного здания сосредоточены экспонаты раздела “История и развитие ОАО “ГАЗ”. Его основу составляют макеты автомобильной и военной техники, которую выпускал Горьковский автозавод в разное время, многочисленные документы, архивные фото и пр. Здесь же находятся скромный уголок сувениров и касса.
Экскурсии довольно интересные для всех категорий экскурсантов гостей. Например, можно узнать о том, что штамповая оснастка на правительственную «Чайку» ГАЗ-13 не сохранилась. Официальная версия такая: на территории завода не нашлось места для ее хранения.
Много познавательных сведений можно почерпнуть не только от экскурсовода, но и самостоятельно.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото А.Трохачев