Приближается знаменательная дата в истории нашей страны – 7 ноября. Девяносто три года назад к власти в Российской империи, в состав которой тогда входила и Беларусь, пришли большевики.
До распада СССР – это был главный государственный праздник Советского
Союза. Сейчас одни называют те события октябрьским (конец октября по
старому стилю) переворотом, другие продолжают считать революцией. Но и
первые, и вторые едины в том, что события тех лет сыграли важную роль в
дальнейшей судьбе страны.
Автомобили принимали непосредственное участие в смене власти.
В день вооруженного восстания на многих предприятиях Питера началась мобилизация машин для нужд восставших. Они перевозили оружие и продовольствие, отряды красногвардейцев и различную литературу. А рабочие Путиловского завода на 11 грузовиках в течение одной ночи установили 76-миллиметровые зенитные орудия.
Автоперевозки не прекращались ни днем, ни ночью и после взятия Зимнего дворца. И в дальнейшем новое правительство усиленно использовало все имевшиеся в их распоряжении машины для различных военных и гражданских целей.
С помощью автотехники был подавлен и мятеж генерала Духонина. Темной ночью в Могилев прибыл эшелон с революционными войсками. Их посадили на грузовики, и они неожиданно появились в расположении противника. В результате противник потерпел поражение. Возможно, как считают многие историки, это стало первой массовой переброской красноармейцев с помощью автомобилей.
Основу автомобильных подразделений составляли квалифицированные рабочие из крупных предприятий.
Большевикам в наследство от прежней власти достался разношерстный парк автомобилей. Накануне Первой мировой войны в стране эксплуатировалась автотехника порядка трехсот фирм. Такое разнообразие вызывало многочисленные проблемы и у эксплуатационников и у ремонтников. Поэтому по заказу военных началось строительство шести заводов – АМО в Москве, “Руссо-Балт” в Филях, “Русский Рено” в Рыбинске, “В.А. Лебедев” в Ярославле, “Аксай” в Ростове-на-Дону и “Бекос” в Мытищах. Несмотря на то, что контракт на их строительство стороны подписали еще в феврале-мае 1916 года, к октябрьским событиям ни одно из предприятий так и не начало выпуск своей продукции. Одни из них производили в небольших количествах зарубежные модели, другие производили отдельные компоненты для них.
В 1918 году в июне после выступления В.И. Ленина на заводе АМО началась национализация всех автозаводов. 15 августа Высший совет народного хозяйства, на основании декрета Совета народных комиссаров, объявил все имущество предприятия собственностью государства. В 1919 году та же учесть постигла и другие автопредприятия. Все автозаводы и экипажные фабрики страны по постановлению ВСНХ объединили в один трест, который под руководством Главного правления Госавтозаводов должен был заниматься ремонтом старых машин. Их находили на свалках и автомобильных кладбищах. А потом привозили и восстанавливали. Порой, из нескольких автомобилей удавалось скомплектовать только один.
Уже в первый год москвичи отремонтировали 66 автотранспортных средств, ярославцы – 130, а жители Рыбинска – 124 машины.
АВТОТЕХНИКА КРАСНОЙ АРМИИ
Основная часть автотехники использовалась Красной армией. В августе 1918 года Совет народных комиссаров издал специальное постановление, согласно которому 50 % имевшихся в стране автомобилей следовало передать в распоряжение военных. А спустя три месяца появилось решение Совнаркома “Об обеспечении действующей Красной армии автотранспортом и урегулировании эксплуатации его”.
Если в 1918 году на вооружении военного ведомства республики состояло 4 тысяч автомобилей (в основном грузовых), то к 1920 году их число выросло до 7,5 тысяч автотранспортных единиц. Часть из них непосредственно находилась в войсках. Например, автотехника использовалась в составе 1-й конной армии. По указанию командарма С.М. Буденного автомобилисты нередко выполняли различные боевые задачи. Известны случаи, когда красноармейцы неожиданно появлялись в расположении белых и захватывали артиллерийские батареи и танки.
А вот командир знаменитой Железной дивизии Г. Гай оперативно перебросил 5-й Курский полк на 35 машинах на 180 км в район Симбирска и неожиданно нанес удар во фланг противнику. И враг был разбит.
Но основной целью грузовиков являлись автоперевозки в составе автоотрядов. К концу гражданской войны в Красной армии действовало 100 автогрузовых отрядов, в каждом из которых было до 20 автомобилей. Так в 1920 году грузы для 1-й конной армии доставлялись по маршруту от Житомира до Новгород-Волынского. Пробег в одну сторону составлял до 100 км.
На автотехнику также устанавливались пушки и пулеметы. Машины использовались в качестве штабных автосредств, для перевозки раненных и радиостанций и т.д.
Пополнение автотранспортными средствами вначале происходило за счет трофеев, захваченных в ходе боев у врага. Кроме этого, на вооружение поступали машины, восстановленные на предприятиях советской республики. Порой для ремонта одного автомобиля приходилось использовать узлы и агрегаты от двух или трех других. Такие рембазы долгое время успешно работали в Москве, Петрограде и в Ярославле.
Большую часть автопарка составляли полуторатонные и трехтонные американские грузовики Уайт (White), в основном моделей “TBC” и “TAD”. Они отличались своей надежностью и долговечностью. И хорошо подходили к дорожным условиям Советской России. В годы Первой мировой войны они стояли на вооружении армий США, Англии, Франции и Канады. Значительное их количество было завезено и в Россию. Их производили в городе Кливленде с 1915 по 1923 год.
Только на заводе АМО в 1919 год москвичи вернули к “жизни” 250 таких автотранспортных единиц. Они получили название “Уайт-АМО” и отличались от оригинала радиатором. Ремонт “американцев” москвичами продолжался до 1923 года.
К сожалению, в Республике Беларусь не сохранилось ни одного автомобиля того времени. Вот и приходится для создания фильмов, рассказывающих о событиях тех лет, изготавливать современные машины, внешне напоминающие старые.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ.
В материале использованы материалы из архива автора и периодической печати.