Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

Автопоезд будущего

Просмотрено

Автопоезд будущегоСовременное автомобилестроение не стоит на месте, оно постоянно развивается.

Миллионы автомобилей ездят по дорогам всего мира. Активными участниками этого движения являются и магистральные автопоезда, перевозящие грузы различного назначения. Их конструкция постоянно совершенствуется, т. к. грузоперевозчики требуют от автопроизводителей улучшения эксплуатационных характеристик выпускаемых ими автотранспортных средств, повышения качества и надежности техники. Для повышения рентабельности таких перевозок к автопоездам предъявляются требования по повышению объема (грузовместимости) и массы (грузоподъемности) перевозимого груза, увеличению эксплуатационной скорости, уменьшению расхода топлива и многие другие. К решению поставленных задач специалисты автомобильной отрасли многих стран идут своими путями. Отечественные автопредприятия также активно участвуют в этом процессе.

БЕЛОРУССКИЙ МНОГОЗВЕННИК

Анализируя тенденции развития мирового автомобилестроения, белорусские конструкторы и ученые пришли к выводу, что возможности дальнейшего совершенствования классических автопоездов для междугородних и международных перевозок в том виде, в котором они существуют в настоящее время, практически исчерпаны. Выход из создавшегося положения отечественные специалисты видят в создании многозвенных модульных автопоездов. По результатам проведенных исследований и расчетам на определенных маршрутах один такой многозвенный автопоезд способен заменить три обычных седельных автопоезда. При этом у него не только повышается грузовместимость и грузоподъемность, но и снижается расход топлива в расчете на тонну перевезенного груза, а также значительно выше ряд других показателей. Эти преимущества позволяют уменьшить как количество автотехники на дорогах, так и число водителей, занятых на таких работах.

МАЗ-2000 «ПЕРЕСТРОЙКА»

В нашей стране уже имеется определенный опыт в создании модульных автопоездов. В свою бытность главный конструктор производственного объединения «БелавтоМАЗ» М. С. Высоцкий стал «отцом» знаменитой «Перестройки» МАЗ-2000. Под его идейным руководством коллектив конструкторов Минского автозавода в середине 80-х годов прошлого века разработал конструкцию автопоезда полной массой 41 т, состоящего из автомобиля-тягача с колесной формулой 2х2 и 3-осного полуприцепа. В 1988 году он произвел настоящий фурор на Парижском автосалоне. К сожалению, по ряду объективных и субъективных причин до серийного производства дело так и не дошло. Но зато был накоплен весомый опыт перспективных разработок.

МНОГОЗВЕННИК

В настоящее время, являясь генеральным директором Государственного научного учреждения «Объединенного института машиностроения НАН Беларуси», генеральным конструктором по автомобильной технике Республики Беларусь Михаил Степанович продолжает работы в этом перспективном направлении. И, начиная с 2000 года, сотрудники института начали разработку концепции будущего многозвенника. И только тогда, когда было принято окончательное решение, приступили к созданию конструкторской документации и изготовлению макетного образца многозвенного автопоезда.

23 января нынешнего года в День белорусской науки минчане и гости столицы стали свидетелями интересного события. Возле Президиума Национальной академии наук стоял необычный автопоезд, состоящий из 2-осного седельного тягача и трех полуприцепов, соединенных в одно целое тележками с седельно-сцепными устройствами. Длина этого транспортного средства равнялась 47 м, а масса при полной загрузке была бы равна 102 тонны. В общей сложности транспортное средство рассчитано на перевозку 68 т груза объемом в 267 куб. м.

На кабине тягача красовалась эмблема МАЗ. Предположение, что это новая продукция Минского автомобильного завода, не подтвердилось – это был премьерный показ макетного образца будущего многозвенника, разработанного совместными усилиями Объединенного института машиностроения и Минского автозавода. К его созданию приступили в августе прошлого года, а завершили изготовление на Минском автозаводе незадолго до публичной демонстрации.

Характеристики многозвенника следующие. Тягач автопоезда снабжен стандартным 420-сильным V-образным 6-цилиндровым дизелем Daimler OM501 LA/IV/4 Euro-4. Прицепные звенья автопоезда в настоящее время не имеют силовых установок, но в будущем в тележках прицепных звеньев также планируется разместить дизели Минского моторного завода мощностью по 200 л. с. В качестве автотягача для макетного образца многозвенного автопоезда использован серийный тягач МАЗ-544019. Для данного случая этого вполне достаточно.

Нельзя сказать, что новая совместная разработка специалистов института и Минского автозавода копирует МАЗ-2000. Для нового изделия от предшественника взяли не узлы и механизмы «напрямую», а подходы и конструктивные решения в части обеспечения устойчивости, маневренности, организации рабочего места водителя и др.

Предполагается, что многозвенные автопоезда будут эксплуатироваться в первую очередь на территории России и Белоруссии, выполняя грузоперевозки на протяженных автомобильных маршрутах от Бреста до Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. При этом в логистических центрах вначале будут формироваться прицепные звенья, производиться их загрузка и сцепка. Далее будет присоединяться тягач, и автопоезд отправится в путь. В этих же логистических центрах предполагается организация приемки и обработки доставляемых грузов.

«Это еще не та конструкция, которую  мы хотим сделать, – сказал мне маститый конструктор и генеральный директор института. – Мы прорабатываем более перспективный вариант автотягача с бытовым модулем. Поскольку маршруты движения будут проходить по бескрайним российским просторам, необходимо создать водителю максимально комфортные условия работы и отдыха. Для этого и предназначен бытовой модуль – «гостиница на колесах». В этом случае могут понадобиться и 3-осные автотягачи. В перспективе возможно увеличение числа звеньев до 5-6, а может и больше».

Следует заметить, что у многозвенного варианта автопоезда есть и противники. Они считают, что такие автопоезда интенсивнее разрушают дорожное полотно, создают повышенные нагрузки на мостовые сооружения и путепроводы, не вписываются в дорожные габариты, сложнее в управлении.

«Все это – надуманные проблемы, – cчитает академик Высоцкий. – Подобная автотехника успешно эксплуатируется на дорогах Австралии, прошла пробную эксплуатацию на дорогах Германии и ряда европейских государств. Главная причина вовсе не в этом, а в нашей инерции. Мы обычно ждем новаций из Европы, а сами боимся стать законодателями автомобильной моды, – отметил Михаил Степанович».

У многозвенных автопоездов большие перспективы. Со временем они могут составить конкуренцию железнодорожному и морскому транспорту по объемам перевозимых грузов и времени доставки их потребителям, а также авиационному – по ценовым показателям.

Сейчас предстоит провести дорожные испытания многозвенного автопоезда. После их завершения конструкция автотранспортного средства будет доработана с учетом выявленных недостатков и замечаний специалистов. После освоения производства многозвенный автопоезд может быть предложен автоперевозчикам не только в странах СНГ, но и в Австралии и США.  

Юрий ВЛОДАВСКИЙ

Автор выражает благодарность за предоставленные материалы и оказанную помощь при подготовке статьи генеральному директору Объединенного института машиностроения НАН Беларуси, генеральному конструктору по автомобильной технике Республики Беларусь, Герою Беларуси, академику М. С. Высоцкому и кандидату технических наук, доценту С. В. Харитончику.  

Фото автора и ОАО «МАЗ»

Share on facebook
Share on twitter
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on odnoklassniki
Share on vk

Добавить комментарий

Популярное

Узнавайте о самых горячих новостях первыми в нашем Telegram