Перейти к содержимому

Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

АВТОСАМОСВАЛЫ СТРАНЫ СОВЕТОВ

АВТОСАМОСВАЛЫ СТРАНЫ СОВЕТОВОдним из самых распространенных видов специализированных автотранспортных средств, выпускаемых отечественной промышленностью, являются автосамосвалы. Они работают во многих сферах народного хозяйства страны.

 

Поэтому они пользуются популярностью у потребителей. Свидетельством
этому стало присутствие грузовиков такого типа в модельном ряду
крупнейших автопроизводителей Республики Беларусь.  Их выпускают
Минский и Могилевский автозаводы, БелАЗ, столичный завод колесных
тягачей, собирает СП ЗАО “МАЗ-МАН” и другие.
РОДОМ ИЗ СССР

Основы белорусского самосвала строения были заложены еще в Советском Союзе. А первые автомобили такого типа появились вначале XX века. Вначале они использовались в дорожном строительстве и при доставке угля.  В то время механизация была развита крайне слабо, и применялся ручной труд. Пионерами же в создании грузовиков с опрокидывающимися назад кузовами стали американцы, немцы и французы. В течение 1910-1912 годов компании этих стран выпустили первые подобные модели.


Советская автопромышленность стала серийно выпускать автосамосвалы для народного хозяйства, начиная с 1935 года. Первопроходцами стали автозаводцы из Ярославля. На шасси своего базового автомобиля ЯГ-4 они изготовили модель ЯС-1 грузоподъемностью 4 т с опрокидывающимся назад кузовом с гидравлическим двухцилиндровым механизмом подъема объемом 5 куб.м. Первые шесть таких машин стали работать на одной из строек в Ярославской области. Следующая партия была направлена в Нижний Тагил на строительство Уралвагонзавода. Вначале ярославцы собрали 261 самосвалов. 

 

На следующий год уже более 700 единиц, а потом вышли на годовой уровень 1000 автомобилей. 


В 1936 году появилась вторая модель – ЯС-3. Вместе с предшественницей они работали практически на всех стройках предвоенного периода.
Потом автопарк советских самосвалов пополнился моделями ЯГ-4 и ЗИС-5.


В середине 30-х годов прошлого века к производству самосвальной автотехники подключился и Горьковский (Нижегородский) автозавод. На базе знаменитой полуторки ГАЗ-АА они стали выпускать грузовик ГАЗ-410 грузоподъемностью 1,2 т с опрокидывающимся назад кузовом. Главной областью его применения стало дорожное строительство.


Постепенно к производству таких машин подключились и небольшие автопроизводители. Наиболее популярной базовой моделью у них стал ЗИС-5. Так поступили предприятия трестов “Мосавтогруза” из Москвы и “Ленавтогружтранса”  из Ленинграда. А их коллеги из “Мосавторемонта”  разработали конструкцию с разгрузкой кузова на три стороны.


Однако как не старался отечественный автопром самосвалов выпускалось очень мало. Да и область их применения была ограничена. Тогда еще не выпускались специальные модели для сельского хозяйства и большегрузные – для крупных строек.


ПОСЛЕ ВОЙНЫ
Новый толчок развитие автосамосвалов в СССР получило после завершения Великой Отечественной войны. Автозаводы вновь приступили к выпуску такой автотехники. Причем значительно расширили их типаж.  Начиная с 1948 года, одесский автосборочный завод стал изготавливать ГАЗ-93 грузоподъемностью в 2,25 т на шасси ГАЗ-51. В конце 40-х в Мытищах на местном машзаводе приступили к сборке  модели ЗИС-ММЗ-585 г.п. 3,5 т, а в Минске – к 6-тонного МАЗ-205, вначале 50-х в Ярославле – к ЯАЗ-210Е, вмещающем 10 т грузов. Все они были оборудованы гидравлическими механизмами подъема кузова с разгрузкой назад. А угол опрокидывания у них составлял 50-65 градусов.


В 1951 году на Минском автозаводе приступили к выпуску больших карьерных самосвалов МАЗ-525 грузоподъемностью в 25 т, а спустя шесть лет МАЗ-530 грузоподъемностью в 40 т. Позднее под маркой БелАЗ их стали собирать на Белорусском автомобильном заводе в Жодино. Выпуск таких машин был связан с возросшим объемом работ на строительстве гидроэлектростанций и развитием добычи полезных ископаемых. К этому времени отечественная промышленность приступила к производству экскаваторов с объемом ковша от 4 до 7 куб. м.
Появилась спецавтотехника для перевозки сельскохозяйственных грузов различного назначения, цемента, углевозы с двух- и трехсторонней разгрузкой и другие модели. Их конструкции постоянно совершенствовались.


В 1956 году впервые в Советском Союзе появился самосвал КАЗ-600Б с трехсторонней разгрузкой кузова. В следующем году появились самосвалы с двусторонней разгрузкой ЯАЗ-218 и КАЗ-600. А спустя девять лет минчане сконструировали модель МАЗ-503 с кабиной над двигателем.  В этом же году жодинцы стали пионерами в использовании гидропневматической подвески и стали оснащать ими БелАЗ-540 и БелАЗ-548.


В 1969 году Фрунзенский автосборочный завод приступил к выпуску автосамосвала САЗ-3502 с предварительным подъемом кузова. Он поднимался на высоту 2,4 м с помощью  гидравлического механизма с телескопическим рабочим цилиндром через систему рычагов. А потом опрокидывался назад.


Автозаводцы из Жодино в 1972 году первыми в стране приступили к изготовлению серийных самосвалов для перевозки угля и других грузов малой плотностью. А спустя четыре года они приступили к выпуску небольших партий большегрузных автопоездов-углевозов, состоящих из автомобиля БелАЗ-7420 и несущего самосвального прицепа с донной разгрузкой 9590.
Спустя пять лет  в Нефтекамске началось производство модели КамАЗ-5511. Ее особенностью стал трехсекционный телескопический гидравлический подъемник.
В 60-е годы прошлого столетия целый ряд автозаводов перешли на выпуск только автосамосвальной техники. Так в  Саранске и во Фрунзе такие модели изготавливали на  шасси ГАЗ, а в Мытищах – на базе ЗИЛ.
Хорошо зарекомендовали себя  в народном хозяйстве автомобили Камаз , такие как КамАЗ-5511 и МАЗ-5549 грузоподъемностью в 10 и 8 т и другие машины.
В 80-е годы восемь автозаводов страны Советов выпускали 20 моделей грузовиков и самосвальных автопоездов грузоподъемностью от 2,4 до 120 т.
Уже в последний период существования Советского Союза отечественная автопромышленность  стала выпускать самосвалы повышенной проходимости со всеми ведущими колесами, работающие в составе автопоездов вместе с самосвальными прицепами. На Урале стали выпускать Урал-5557 и КАЗ-4540 грузоподъемностью в 7 и 5,5 т.
С каждым годом росло количество выпускаемых моделей и качество самосвалов. Расширялся типаж, и совершенствовалась  конструкция автомобилей. Пришло время, и некогда единая большая страна распалась на отдельные государства. Но опыт, накопленный годами, не пропал даром. Он пригодился уже при создании новых поколений автосамосвалов, в том числе и в Республике Беларусь.
В статье использованы материалы периодической печати и материалы из архива автора.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ.
Фото автора.

Добавить комментарий

0
Вот это цифра