Перейти к содержимому

Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

АВТОСАМОСВАЛЫ СТРАНЫ СОВЕТОВ

[post-views]

АВТОСАМОСВАЛЫ СТРАНЫ СОВЕТОВОдним из самых распространенных видов специализированных автотранспортных средств, выпускаемых отечественной промышленностью, являются автосамосвалы. Они работают во многих сферах народного хозяйства страны.

 

Поэтому они пользуются популярностью у потребителей. Свидетельством
этому стало присутствие грузовиков такого типа в модельном ряду
крупнейших автопроизводителей Республики Беларусь.  Их выпускают
Минский и Могилевский автозаводы, БелАЗ, столичный завод колесных
тягачей, собирает СП ЗАО “МАЗ-МАН” и другие.
РОДОМ ИЗ СССР

Основы белорусского самосвала строения были заложены еще в Советском Союзе. А первые автомобили такого типа появились вначале XX века. Вначале они использовались в дорожном строительстве и при доставке угля.  В то время механизация была развита крайне слабо, и применялся ручной труд. Пионерами же в создании грузовиков с опрокидывающимися назад кузовами стали американцы, немцы и французы. В течение 1910-1912 годов компании этих стран выпустили первые подобные модели.


Советская автопромышленность стала серийно выпускать автосамосвалы для народного хозяйства, начиная с 1935 года. Первопроходцами стали автозаводцы из Ярославля. На шасси своего базового автомобиля ЯГ-4 они изготовили модель ЯС-1 грузоподъемностью 4 т с опрокидывающимся назад кузовом с гидравлическим двухцилиндровым механизмом подъема объемом 5 куб.м. Первые шесть таких машин стали работать на одной из строек в Ярославской области. Следующая партия была направлена в Нижний Тагил на строительство Уралвагонзавода. Вначале ярославцы собрали 261 самосвалов. 

 

На следующий год уже более 700 единиц, а потом вышли на годовой уровень 1000 автомобилей. 


В 1936 году появилась вторая модель – ЯС-3. Вместе с предшественницей они работали практически на всех стройках предвоенного периода.
Потом автопарк советских самосвалов пополнился моделями ЯГ-4 и ЗИС-5.


В середине 30-х годов прошлого века к производству самосвальной автотехники подключился и Горьковский (Нижегородский) автозавод. На базе знаменитой полуторки ГАЗ-АА они стали выпускать грузовик ГАЗ-410 грузоподъемностью 1,2 т с опрокидывающимся назад кузовом. Главной областью его применения стало дорожное строительство.


Постепенно к производству таких машин подключились и небольшие автопроизводители. Наиболее популярной базовой моделью у них стал ЗИС-5. Так поступили предприятия трестов “Мосавтогруза” из Москвы и “Ленавтогружтранса”  из Ленинграда. А их коллеги из “Мосавторемонта”  разработали конструкцию с разгрузкой кузова на три стороны.


Однако как не старался отечественный автопром самосвалов выпускалось очень мало. Да и область их применения была ограничена. Тогда еще не выпускались специальные модели для сельского хозяйства и большегрузные – для крупных строек.


ПОСЛЕ ВОЙНЫ
Новый толчок развитие автосамосвалов в СССР получило после завершения Великой Отечественной войны. Автозаводы вновь приступили к выпуску такой автотехники. Причем значительно расширили их типаж.  Начиная с 1948 года, одесский автосборочный завод стал изготавливать ГАЗ-93 грузоподъемностью в 2,25 т на шасси ГАЗ-51. В конце 40-х в Мытищах на местном машзаводе приступили к сборке  модели ЗИС-ММЗ-585 г.п. 3,5 т, а в Минске – к 6-тонного МАЗ-205, вначале 50-х в Ярославле – к ЯАЗ-210Е, вмещающем 10 т грузов. Все они были оборудованы гидравлическими механизмами подъема кузова с разгрузкой назад. А угол опрокидывания у них составлял 50-65 градусов.


В 1951 году на Минском автозаводе приступили к выпуску больших карьерных самосвалов МАЗ-525 грузоподъемностью в 25 т, а спустя шесть лет МАЗ-530 грузоподъемностью в 40 т. Позднее под маркой БелАЗ их стали собирать на Белорусском автомобильном заводе в Жодино. Выпуск таких машин был связан с возросшим объемом работ на строительстве гидроэлектростанций и развитием добычи полезных ископаемых. К этому времени отечественная промышленность приступила к производству экскаваторов с объемом ковша от 4 до 7 куб. м.
Появилась спецавтотехника для перевозки сельскохозяйственных грузов различного назначения, цемента, углевозы с двух- и трехсторонней разгрузкой и другие модели. Их конструкции постоянно совершенствовались.


В 1956 году впервые в Советском Союзе появился самосвал КАЗ-600Б с трехсторонней разгрузкой кузова. В следующем году появились самосвалы с двусторонней разгрузкой ЯАЗ-218 и КАЗ-600. А спустя девять лет минчане сконструировали модель МАЗ-503 с кабиной над двигателем.  В этом же году жодинцы стали пионерами в использовании гидропневматической подвески и стали оснащать ими БелАЗ-540 и БелАЗ-548.


В 1969 году Фрунзенский автосборочный завод приступил к выпуску автосамосвала САЗ-3502 с предварительным подъемом кузова. Он поднимался на высоту 2,4 м с помощью  гидравлического механизма с телескопическим рабочим цилиндром через систему рычагов. А потом опрокидывался назад.


Автозаводцы из Жодино в 1972 году первыми в стране приступили к изготовлению серийных самосвалов для перевозки угля и других грузов малой плотностью. А спустя четыре года они приступили к выпуску небольших партий большегрузных автопоездов-углевозов, состоящих из автомобиля БелАЗ-7420 и несущего самосвального прицепа с донной разгрузкой 9590.
Спустя пять лет  в Нефтекамске началось производство модели КамАЗ-5511. Ее особенностью стал трехсекционный телескопический гидравлический подъемник.
В 60-е годы прошлого столетия целый ряд автозаводов перешли на выпуск только автосамосвальной техники. Так в  Саранске и во Фрунзе такие модели изготавливали на  шасси ГАЗ, а в Мытищах – на базе ЗИЛ.
Хорошо зарекомендовали себя  в народном хозяйстве автомобили Камаз , такие как КамАЗ-5511 и МАЗ-5549 грузоподъемностью в 10 и 8 т и другие машины.
В 80-е годы восемь автозаводов страны Советов выпускали 20 моделей грузовиков и самосвальных автопоездов грузоподъемностью от 2,4 до 120 т.
Уже в последний период существования Советского Союза отечественная автопромышленность  стала выпускать самосвалы повышенной проходимости со всеми ведущими колесами, работающие в составе автопоездов вместе с самосвальными прицепами. На Урале стали выпускать Урал-5557 и КАЗ-4540 грузоподъемностью в 7 и 5,5 т.
С каждым годом росло количество выпускаемых моделей и качество самосвалов. Расширялся типаж, и совершенствовалась  конструкция автомобилей. Пришло время, и некогда единая большая страна распалась на отдельные государства. Но опыт, накопленный годами, не пропал даром. Он пригодился уже при создании новых поколений автосамосвалов, в том числе и в Республике Беларусь.
В статье использованы материалы периодической печати и материалы из архива автора.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ.
Фото автора.

Добавить комментарий

Узнавайте о самых горячих новостях первыми в нашем Telegram