Перейти к содержимому

Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

“Байкoнур-Москва”

“Байкoнур-Москва”Приближается знаменательное событие в истории отечественного автоспорта. Впервые в суперавтомарафоне “Дакар”, который пройдет Южноамериканскому континенту, примет участие заводская команда СК «МАЗ-СПОРТавто» Минского автомобильного завода. Планируется, что на ралли-рейде «Дакар-2012» спортивная команда ОАО «МАЗ» будет представлена двумя экипажами «боевых» автомобилей.

Участие в гонке такого высокого уровня стало возможным после успешного выступления автозаводцев в двух этапах чемпионата России и международном ралли «Шелковый путь-2011» серии «Дакар», где экипажу в составе Александра Василевского, Валерия Козловского и Антона Запорощенко удалось завоевать титул чемпиона в своей подгруппе и занять 36 место в «абсолютном» зачете.
ОТКРЫТЫЙ ЧЕМПИОНАТ РОССИИ
Наверное, не все знают, что еще в 90-х годах прошлого века минские автозаводцы участвовали в этапе первого Открытого чемпионата России по ралли-рейдам, проводимого в рамках этапа чемпионата мира «Мастер-ралли 97» по маршруту  “Париж-Москва”. В нем принимали участие лучшие  автогонщики, входившие в элиту мирового автоспорта. Ралли-марафон 1997 года проходил по дорогам Франции и республик Средней Азии.

КОМАНДА БСО “МАЗ-ЯРОВИТ”
Главными вдохновителями участия автозаводцев в данном соревновании стали генеральный директор автопредприятия В. Гуринович, его технический директор А. Ракомсин и руководитель компании “Яровит” А. Бирюков. В состав белорусской команды “МАЗ-Яровит” в 1997 году входили: пилот Петр Орсик, штурман Валерий Козловский и механик Иван Кужельный. Стартовали участники Открытого чемпионата России на Байконуре, а финишировали в российской столице. Маршрут гонки, имеющий протяженность в 4 тысячи километров и состоящий из семи промежуточных этапов и они преодолели за неделю. Экипаж белорусской команды выступал на серийном полноприводном автомобиле МАЗ-6317 колесной формулы 6х6. Отличалась данная машина только наличием каркаса безопасности, который требовался по регламенту соревнований для обеспечения безопасности автоспортсменов. Его собирали вручную в экспериментальном цехе в течение нескольких месяцев. Несмотря на отсутствие опыта в ралли-рейдах, минчане смогли оказать серьезное сопротивление именитым зарубежным автогонщикам. Автозаводцам удалось выиграть три этапа. После завершения соревнований боевой автомобиль был продан одной из частных фирм в Прибалтике. Говорят, что он эксплуатируется там и сейчас.
Белорусы получили награды не только за спортивные успехи. Им также вручили специальный кубок организаторов «Мастер-ралли 97» за мужество и героизм, проявленные при спасении участников соревнований. Автозаводцы оказали помощь двум экипажам и буквально спасли жизнь мотоциклисту. И хотя стояла задача быстрее доехать до финиша, белорусы пожертвовали этим ради того, чтобы помочь другим спортсменам.

 

“МАЗ-Яровит” также выступал в роли технического партнера самой гонки. Специально для этого были подготовлены десять грузовиков сопровождения. В качестве базы для них тоже послужили 3-осные модели МАЗ-6317. На маршруте они занимались заправкой всей автотехники и эвакуацией поврежденных машин. После завершения автомарафона “Париж-Москва” и возвращения команды в Минск на центральной проходной минского автозавода состоялся торжественный митинг, на котором руководство предприятия тепло поздравило своих автогонщиков. А автотехника была выставлена для всеобщего показа. Автозаводцы получили уникальную возможность не только увидеть необычные автомобили, но и сфотографироваться на их фоне.
Несмотря на такой радушный прием, команда Минского автозавода до 2010 года больше не принимала участия в автомарафонах. Но зато получил развитие другой вид автоспорта – трак-триал. На протяжении нескольких лет спортобщество БСО “МАЗ-Яровит” являлась одной из ведущих команд на постсоветском пространстве. Ее представители были победителями и призерами различных автосоревнований, проходивших на территории СНГ. Оставили белорусы свой след и в Европе. Они дважды становились европейскими чемпионами.
СУДЬБА АВТОСПОРТСМЕНОВ…
Только один из тройки автоспортсменов, принимавших участие в автомарафоне 1997-го года, Петр Орсик, стал членом БСО “МАЗ-Яровит” и успешно выступал на соревнованиях по трак-триалу. Вместе со своим штурманом Дмитрием Книгой он стал двухкратным чемпионом Европы. А после распада команды уехал в Санкт-Петербург, где фирма “Яровит” создала собственное предприятие по сборке грузовиков. По просьбе нынешнего руководства МАЗа Петр в прошлом году приезжал в Минск и участвовал в дебютном для автозавода ралли-рейде “Шелковый путь-2010”. В настоящее время он продолжает работать водителем-испытателем на автозаводе в Санкт-Петербурге.
Валерий Козловский не выступал в соревнованиях по трак-триалу потому, что в этой дисциплине не требовался специалист по навигации. После сворачивания программы по ралли-рейдам на ОАО «МАЗ» он продолжил работать в коммерческой структуре. Но, когда минчане после долгого перерыва вновь стали принимать участие в ралли-рейдах, его опыт и знания  пригодились. Сейчас он – начальник спортивной команды “МАЗ-СПОРТавто” и штурман одного из экипажей. А Иван Кужельный, к сожалению, умер в начале 2000-х годов.
И АВТОМОБИЛЕЙ
После завершения соревнований боевой автомобиль  был продан одной из частных фирм в Прибалтике. Говорят, что он эксплуатируется и сейчас.
Машины технического сопровождения после сворачивания программы по ралли-рейдам тоже приобрели своих новых хозяев. Долгое время потом они использовались в народном хозяйстве как машины техпомощи. В настоящее время их дальнейшая судьба неизвестна.

Юрий Влодавский.
Автор выражает благодарность за оказанную помощь В. Козловскому.
Фото автора.

 

 

Добавить комментарий

0
Вот это цифра