БАМАП-2014 в Минске: подводим итоги

0
Всего просмотров:

28-30 мая в Минске состоялось ежегодное собрание членов БАМАП, где подводились итоги работы органов управления ассоциации, ставились задачи на будущее.

В 2014 году собрание членов БАМАП впервые прошло в здании Национальной библиотеки, а  на примыкающей территории прошла выставка автомобильной техники, отражающей последние веяния в сфере грузоперевозок. Здесь можно было увидеть как давно работающих в Беларуси автопроизводителей – DAF, Volvo, Renault, Iveco, Mercedes, MAN, Hyundai, Scania, так и относительно новых – Isuzu.  Интерес к работе ассоциации и сфере грузоперевозок  вполне понятен – Беларусь транзитная страна, и грузоперевозки являются одним из самых значимых видов деятельности для пополнения бюджета  страны.

БАМАП-2014

По данным БАМАП, за 2013 год выручка от деятельности грузового международного автотранспорта составила 1.2 млрд. долларов (10.7 трлн.руб.), а в бюджет страны перечислено 1.022.6 млрд руб. в виде налогов и сборов. В то же время отмечается рост затрат, связанных с эксплуатацией автомобилей на 25.6%, включая топливо, оплату дорожных сборов. Интересно, что в 2014 году этот рост продолжился – появился утилизационный сбор и госпошлина за допуск транспорта к дорожному движению. Все это ведет к снижению рентабельности, которая снизилась в сравнении с 2012 годом с 5.4% до 2.8%.  Если добавить к этим проблемам еще и высокую стоимость кредитов, то станет понятно, почему затормозился процесс обновления парка автомобилей. Так, в 2013 году перевозчики приобрели 1484 седельных тягача и 1092 полуприцепа со сроком эксплуатации до трех лет, что по отношению к 2012 году составляет 55% и 58.5%, соответственно. Всего же парк международных перевозчиков составил в 2013 году 16.882 а/м, при этом только 6.811 а/м из них соответствуют экологическим нормам Евро-4 и Евро-5 и работают по процедуре МДП. Последнее время белорусские транспортники стали приобретать и автомобили стандарта Евро-6, но их количество пока небольшое.

БАМАП-2014

Работа в сфере международных грузоперевозок сложна и требует постоянного внимания, еще есть много нерешенных проблем, которые серьезно тормозят эту деятельность. Одним из ключевых вопросов остается количество разрешений для белорусских перевозчиков. В этом вопросе российские коллеги чувствуют себя гораздо комфортней  – препятствий им в Беларуси нет в отличие от наших перевозчиков, работающих в России, где для работы им требуются разрешения. Создание единых условий грузоперевозок для всех стран-участниц  ТС и  ЕАЭС – важнейшая задача! Много надежды связано с недавно подписанным  Договором о Евразийском экономическом союзе, который может стать катализатором развития экономик Беларуси, России и Казахстана. БАМАП тесно сотрудничает с министерством транспорта Беларуси для решения вопросов, связанных с сокращением затрат и простоев автоперевозчиков при пересечении границы. Ситуация, когда выстраивается многокилометровая очередь в Каменном Логе и других погранпереходах, общеизвестна. Известны и ее причины –  при пересечении границы с Польшей действует ограничение на ввоз топлива, а с Литвой – нет. Учитывая разницу в стоимости топлива в Беларуси и Польше, многим перевозчикам выгоднее постоять в очереди и пересечь польскую границу, въехав через Литву. Одним из путей решения этого вопроса будет увеличение количества полос на погранпереходах, строительство новых переходов. Интересно, что вопрос о выравнивании стоимости топлива даже не стоит! И причины этого тоже всем понятны – в случае подорожания топлива резко возрастет себестоимость грузоперевозок как на внутреннем рынке, так и на международном. Кроме того, пропадет интерес заправляться в Беларуси недорогим топливом иностранным грузоперевозчикам. А это уже потери валютные и немалые. Кстати, для перевозчиков последнее время становится все актуальнее «топливная карта «БАМАП», позволяющая пользоваться услугами более 1000  АЗС в России, Казахстане, Украине, Германии, Литве, Эстонии, Польше, Словении по эксклюзивным ценам и с отсрочкой платежа до 10 дней.

БАМАП-2014

Однако есть проблемы, которые нужно решать и срочно. С вступлением в силу закона о конфискации автомобиля за пьяное вождение вскрылась проблема у владельцев транспортных компаний, которые уже имеют первые потери после начала его работы. Невозможно контролировать поведение всех водителей, а нести ответственность должен наниматель. Стоимость тягача несоизмерима со стоимостью легкового а/м.  Зачастую транспорт еще находится в лизинге, и владельцем выступает лизинговая компания! Вопрос о конфискации автомобиля становится еще более запутанным! Конечно, грузоперевозчики недовольны тем, как работает сегодня закон. Проблемным является и 90-дневная отсрочка валютной оплаты за услуги, которой в России также нет. Кстати, чтобы снизить расходы некоторые белорусы открывают в приграничных Смоленске, Брянске транспортные компании, а фактически работают на территории Беларуси. В этом случае им не нужно приобретать разрешения, так как для российских компаний таких требований у нас нет… Это ведет к поступлениям доходов в российский бюджет вместо белорусского. В общем, вопросов еще достаточно, и работы предстоит много у БАМАП.

Выставка БАМАП

БАМАП-2014

Сменив привычное место проведения с площадки у ДКЖ на более привлекательную – у Национальной библиотеки, выставка приобрела как положительные отзывы, так и отрицательные. Кому довелось работать внутри здания, говорят, что оно не приспособлено для выставок – округлость здания не дает возможности видеть всех экспонентов, расположившихся здесь. Многих просто не видно… С другой стороны, дождь, шедший первый день выставки, не сулил большой посещаемости тем, кто выставил свою технику на улице. Но на второй день погода наладилась, и на площадке у библиотеки постоянно ходили деловые люди, рассматривая технику и проводя переговоры. Минский автозавод выставил практически одну, но «топовую» модель – спортивный грузовик, который участвовал в ралли «Париж – Дакар». Покупателей, правда, здесь не нашлось…

Интересно, что говорят о выставке сами участники

Компания «Гума авто», зам. директора Данилов Дмитрий:

БАМАП-2014

Второй год работаю по продаже грузовых шин, но впервые участвую в выставке БАМАП.   Надеялся, что будет много заинтересованных посетителей. Но, к сожалению, должного эффекта не заметил. Когда выставлялись на БелАгро – там реальный был интерес, много посетителей. Здесь же сложилось впечатление, что на собрание членов БАМАП люди приехали, а о том, что тут есть и выставка, знали не все…На улице у выставившихся экспонентов «проходимость» выше, но погода сейчас не балует…Жаль, что нет большого количества заинтересованных  продавцов из-за рубежа. На следующий год выставляться не будем – выставка не оправдывает себя.

Компания «Мари»- официальный дилер IVECO, менеджер Андрей Балецкий:

БАМАП-2014

Для меня это уже 4-ая выставка, я приветствую перемещение ее к Национальной библиотеке, здесь явно презентабельнее, ходя проходимость такая же, как у ДКЖ. Целевая аудитория одна и та же. Выставка БАМАП – это прежде всего общение с клиентами, с конкурентами, чем продажи автомобилей.

БАМАП-2014

Наша компания хорошо чувствует себя в сегменте развозных машин, где мы одни из лидеров. Но корпорация IVECO постоянно совершенствует свои автомобили и дает возможность входить и в другие сегменты грузоперевозок. Основной конкурент для нашего Iveco Daily на белорусском рынке, пожалуй, Mercedes со своим Sprinter. Лидером по покупкам у нас Минск и Минская область, которые делают основной поток таких перевозок. Сегодня идет смещение в получении доходов для компании от сервиса в сторону продаж автомобилей и составляет примерно 50/50 %. Владельцам Iveco приходится ездить для сервисного обслуживания автомобилей на наш сервис, расположенный в Минске, так как есть определенные  требования к таким СТО, и не все могут их выполнить.

Этот год будет сложным, это чувствуется по нашим клиентам, которые подтверждают это. Тем не менее, переживем и эти трудности.

Компания «Прайд»- официальный дилер Krone, нач- к  отдела продаж Илья Пенкрат:

БАМАП-2014

Наша компания представляет фирму Krone на рынке Беларуси же 10 лет. Считаю, что перемена места проведения выставки – это к лучшему. Экспозиция на улице представлена лучше, чем внутри здания. Если бы я не знал, что внутри должны быть тоже экспоненты, то никогда не нашел бы…

Хотелось бы сказать о проблеме белорусских перевозчиков, которая серьезно тормозит продажи прицепов и полуприцепов и грузоперевозки в целом – это малое количество разрешений. Снятие этой проблемы серьезно бы изменило уровень продаж как тягачей, так и нашей техники. Компания Krone является №1 по тентованным полуприцепам в Западной Европе. На сегодня Krone производит столько полуприцепов, сколько Kogel и Shmitz вместе взятые. Немного другая стратегия у нас по рефрижераторам, где у нас относительно молодое производство (с 2007 года), но и там у нас большие перспективы. На белорусском рынке среди компаний, поставляющих  прицепную технику, мы стабильно находимся в тройке лидеров много лет благодаря высокому качеству нашей продукции и сервису. Экономический кризис сегодня не столь катастрофичный, поэтому этот этап падения рынка не страшен. Учитывая, что мы занимаемся на рынке международных перевозок, мы не боимся и прихода (если будет такой) новых компаний, так как этот бизнес только для настоящих профессионалов. Подписанный договор о ЕАЭС еще не заработал, и прогнозировать развитие ситуации сложно.

БАМАП-2014

Мы работаем с клиентами разного «калибра», но основные – компании, имеющие от 5 до 20-30 единиц техники. Обычно это те, кто работает  стабильно много лет на рынке перевозок. Если транспортная компания приобретает прицеп Krone, то это уже говорит о том, что это серьезный клиент. Немаловажный факт выбора наших прицепов – высокая остаточная стоимость на вторичном рынке. Это во многом предопределяет выбор. Нельзя сбрасывать со счетов и финансовые условия, которые мы можем предложить через наших партнеров – лизинговые компании.

Компания «Велтон бай»- представитель Wielton в РБ, директор Крук Дмитрий:

БАМАП-2014

Передислокация выставки на посещаемость не повлияла, зато решила проблему парковки. Также новое место понравилось зарубежным гостям – есть куда сходить, здание интересное… Марка Wielton уже хорошо известна в Беларуси, и нашим клиентам не стало проблемой приехать к Национальной библиотеке. Считаю, что это было правильное решение.

Этот год стал сложным для многих, работающих в нашем бизнесе. Многие потеряли в продажах до 50%, ведь основные наши клиенты – это владельцы 5-10 машин, а условия кредитования сегодня достаточно дорогие.  Тем не менее, к лету почувствовалось возвращение наших прежних клиентов, что вселяет оптимизм. По объему продаж в Беларуси мы занимаем 4-ое место, но мы и являемся одной из самых молодых компаний на рынке. Стараемся предлагать лучшие условия по приобретению нашей техники, работая с лизинговыми компаниями, отсрочками платежей и др. При этом мы обеспечиваем хороший сервис нашей технике, что является дополнительной мотивацией приобретения Wielton. У нас несколько крупных компаний обеспечивают сервис в Минске, Бресте… Основные наши клиенты – из региональных областных центров, и большей частью это небольшие транспортные компании. Сегодня для них мы выставляли шторный полуприцеп в исполнении TIR. В нем есть гидравлический подъем крыши на три уровня, что делает его чрезвычайно удобным при загрузке и перевозке негабаритных грузов.

Юрий Хваль, глава Представительства Shmitz в РБ:

БАМАП-2014

Я 15 лет был членом БАМАП в качестве перевозчика, а теперь 10 лет как представитель производителя Shmitz. Посещаемость  собрания БАМАП в последние годы сильно упала. Вижу упадок интереса к ассоциации, которая мало делает для ее членов. Пока некоторых удерживает  получение книжки МДП, но думаю, что скоро это станет не нужным. Могу сказать, что наши белорусские перевозчики имеют высокий уровень подготовки, и их знают хорошо за рубежом. К сожалению, серьезно тормозит развитие нашего бизнеса ограниченность разрешений. Хотелось бы одинаковых условий с россиянами в этом вопросе. Рынок в этом году серьезно упал, а тут добавился еще и утилизационный сбор… нужно срочно принимать меры по его отмене. Более тесно нужно работать БАМАП с министерством транспорта и решать насущные вопросы перевозчиков…

Компания «Турботраксбел» – официальный дилер  DAF в РБ, директор Михаил Тарасюк:

БАМАП-2014

Наша компания более 18 лет представляет на рынке Беларуси автомобили DAF. Последние два годы мы вышли в лидеры по продажам нашей техники и надеемся удержать его и в этом году. Этому способствуют появление новых моделей машин, удобные условия оплаты для наших клиентов и, конечно, отличный сервис  автомобилей. Перемещение выставочной площадки к Национальной библиотеке оцениваю положительно – решилась проблема парковки как для экспонентов, так и для клиентов. Большие площади позволяют удобно развернуть экспозицию машин, поставить переговорные палатки, создать уютную атмосферу для общения.

Хочу отметить, что несмотря на затянувшийся кризис, мы остаемся лидерами продаж, хотя потерь избежать не удалось и нам. Это характерно практически для всех, работающих в сфере международных грузоперевозок. Тем не менее, мы с оптимизмом смотрим в будущее, марка DAF хорошо зарекомендовала себя у наших перевозчиков. К нам все чаще стали приходить транспортные компании, которые использовали другие марки тягачей, что говорит не только о высоком качестве марки DAF, но и о доверии нашей компании. Сегодня существенно увеличен межсервисный пробег наших автомобилей, что снижает затраты владельцев транспорта и сказывается на конкуренции услуг. Достойный сервис нашим клиентам обеспечивается в Бресте и Минске. Это не случайно, ведь здесь пролегает основная трасса, соединяющая Европу и Россию. Надеемся, что с началом действия подписанного договора ЕАЭС произойдет  изменение и в нашей сфере. Верим в лучшее!

P.S.

Вот такие мнения о ситуации на рынке грузоперевозок участников выставки. Изменится ли ситуация в ближайшее время – загадывать сложно. Понятно, что пока подписанный договор ЕАЭС заработает – нужно время. Но если все пойдет как задумано, то автоперевозчики смогут уже в будущем году расширить свои возможности и улучшить состояние дел.

Анатолий ШЕВЧЕНКО

 фото автора