Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

БелАЗу – 60!

Просмотрено

Самое крупное в мире специализированное предприятие по выпуску мощных карьерных самосвалов – Белорусский автомобильный завод – в этом году отметит свое 60-летие.

Еще 60 лет назад завод выпускал технику для добычи торфа и обслуживания дорог, и только в 1958 году это предприятие переименовали в Белорусский автомобильный завод.
25-тонный МАЗ-525
25-тонный МАЗ-525

Впервые в практике отечественного автомобилестроения выпущен 25-тонный МАЗ-525, техники такой грузоподъемностью в СССР на конвейере никто не выпускал.

БелАЗ-540В 1965 году без остановки основного производства был создан новый самосвал БелАЗ-540, который в этом же году на Международной ярмарке в Лейпциге был удостоен золотой медали, а в 1966 году получил такую же награду в Пловдиве.
 
С 1969 года предприятие начало сильно расширяться: многое было сделано по обновлению оборудования, поставлены на серийное производство 75-тонные самосвалы, аэродромные тягачи-буксировщики самолетов и 120-тонные автопоезда-углевозы. А в 1985 году в строй вступил второй конвейер и освоено производство 110-180-тонников.
 
Уже к 1990 году конструкция совершенствуется и увеличивается до 220 т.
За всю историю завода было разработано более 400 модификаций самосвалов от 27 до 320 т.
Завод выпускал и углевозы грузоподъемностью в 40-105 т, одноосные тягачи для скреперов, шлаковозы в 60-80 т, фронтальные погрузчики грузоподъемностью в 10 т, бульдозеры емкостью в 10 куб. м.
 
Поливооросительные машины емкостью в 32 куб. м, зерновозы, малотоннажные автомобили и прицепы к легковым автомобилям. В создании самосвала задействованы более 100 предприятий по России и 68 – по Белоруссии. Нужно отметить, что ему приходится конкурировать на российском и мировом рынках со всем списком ведущих зарубежных брендов – GMC TITAN Terex, Liebherr, Caterpillar. А для этого необходимо постоянное обновление технического сегмента, повышение надежности ресурса, так на многих самосвалах устанавливается кондиционер воздуха, система контроля давления в шинах, система контроля загрузки, автоматическая централизованная смазка, система пожаротушения, защита от опрокидывания платформы. По заказу может устанавливаться CD-магнитола, электростеклоподъемники, сиденье и рулевое колесо улучшенной отделки.
 
Немаловажную роль в повышении надежности, комфортабельности и моторесурсе играет сердце автомобиля. И вот благодаря деловому сотрудничеству между ПО “БелАЗ” и фирмы “Cummins” на карьерную технику начали устанавливать двигателя этой именитой фирмы, компания, которая была основана в 1919 году в США со штаб-квартирой в городе Колумбус, Индиана.
БелАЗ-75125
БелАЗ-75125

В начале 90-х годов силовой модуль испытали на БелАЗ-75125 грузоподъемностью в 120 т, постепенно эти двигатели начали устанавливать от малых 40-тонников до гордости заводчан в 320 т.

 
Многие потребители оценили в ходе эксплуатации в тяжелых климатических условиях от Крайнего Севера до пустынь Средней Азии высокое качество двигателя, и, прежде всего, его надежность и долговечность. Также немалую роль играет в хорошо развитой системе сервиса и снабжение запасными частями.
 
Осматривая широкую гамму белорусских “богатырей”, многие, наверное, задаются вопросом: сколько же стоит эти чудо великаны, полная масса которых может доходить до 560 т. Если не вдаваться в подробности, а вкратце описать самые массовые в эксплуатации самосвалы, то диапазон цен зависит от комплектации и модели. Так, на БелАЗ-7540 грузоподъемностью в 30 т цена может колебаться от 108 до 116 тысяч долларов, модель 7547 грузоподъемностью в 45 т – около 163 тысяч долларов, более мощные с электротрансмиссией и грузоподъемностью в 130 т – 750 тысяч долларов, а серийный фаворит БелАЗ-75306 грузоподъемностью в  220 т – примерно в 1 миллион 300 тысяч долларов.
БелАЗ-75306
БелАЗ-75306

Столь разная гамма самосвалов по своей грузоподъемности делится в зависимости от того, где и в каких условиях будет более рентабельным их использование. На крупных стройках и при добыче полезных ископаемых в основном задействованы малотоннажники, чтобы в комплексе с экскаватором можно было быстрее выполнить маневры, стать под загрузку. Ведь машине полной массой в 70-80 т нужно быть подвижной и маневренной, поэтому где-то нужны автомобили с короткой базой и минимальным радиусом поворота, а где-то более рентабелен углевоз, способный перевезти 300 т угля. Для карьерного самосвала важную роль играет средняя скорость по пересеченной местности, на вязких грунтах и в преодолевании подъемов, таким автомобилям нужна хорошая приспособляемость к резкоизменяющемуся сопротивлению движения и обеспечения работы двигателя в наиболее выгодном режиме, не требующего частого вмешательства водителя для переключения передач. Этим требованиям отвечает трансмиссия, состоящая из гидротрансформатора и 5- или 6-ступенчатой коробки передач.

БелАЗ-7513
БелАЗ-7513

Что касается большегрузов, таких как БелАЗ-7513 грузоподъемностью в 130 т и выше, то в них применяют не гидромеханическую коробку, которая при высоких мощностях становится чересчур громоздкой и тяжелой, а электрическую. Соединенный через двигатель внутреннего сгорания генератор питает током электродвигатели. Они монтируются в задних колесах и благодаря редукторам позволяют без значительных конструкторских усложнений делать задние колеса ведущими. Водителю остается только включить тумблер на панели в положение “вперед” или “назад”, без монотонных переключений только, нажимая педаль газа, выбирать нужную скорость. 

 
Также заслуживает интереса подвеска, устанавливаемая на таких монстрах. Ее основной узел цилиндр, напоминающий гигантский телескопический амортизатор. Роль упругого элемента играет сжатый азот, а масло, перетекающее из одной плоскости в другую, амортизирует колебания подвески. Благодаря этому самый мощный и тяжелый БелАЗ-75600 грузоподъемностью в 320 т и полной массой в 560 т может двигаться со скоростью до 64 км/ч. 
 
Заводчанам есть чем гордиться. Встречая 60-летний юбилей, можно отметить, что благодаря старанию коллектива в 2005 году был выпущен один из самых больших самосвалов в мире БелАЗ-75600 грузоподъемностью в 320 т. Пока это экспериментальная модель шасси № 1 проходит испытания в Кузбассе в Бачатском каменноугольном разрезе в крупнейшем карьере 10 км на 2 км и глубиной в 300 м. С начала эксплуатации, в 1949 году оттуда выбрано более миллиарда тонн породы. Самосвалы там работают круглосуточно с перерывом на ТО через 250 часов, за 12 часов проходят 150 км. БелАЗ-75600, например, сжигает 2-2,5 т дизельного топлива, а самые “маленькие” 75470 грузоподъемностью в 40 т на 100 км сжигают 180-200 л. За год средний пробег самосвала достигает 100 тысяч км, а моторесурс до капитального ремонта БелАЗ-75600 рассчитан до 600 тысяч км.
 
Всего выпущено 3 таких автомобиля, как указывалось ранее, один проходит испытания, а шасси № 2 и № 3, собранные вручную в экспериментальном цехе, дорабатываются с учетом эксплуатации и замечаний шасси № 1. Уже были поломки редукторов моторов-колес, трещин поперечного лонжерона рамы, но завод в кратчайшие сроки устранил и усовершенствовал дефектные узлы. Ведь из-за простоя предприятие может терпеть убытки и здесь важно не терять марку.
 
Что же представляет собой модель БелАЗ-75600 грузоподъемностью в 320 т. Первое, что бросается в глаза, это внушительные габариты. Неудивительно, ведь высота этого суперсооружения достигает в высоту 7,2 м, ширина – 9,2 м, длина – 14,6 м. Одно колесо весит около 8 т, диаметр – 4 м и стоит 8 миллионов российских рублей. 
 
Мощный 18-цилиндровый двигатель Cummins QSK-78-C 2500 кВт/3500 л. с, тяговые генераторы KATO-2536 кВт, мотор колеса и электрощиты Siemens 2х1200 кВт имеет радиус поворота 16,6 м. Двухместная кабина снабжена системой ROPS (защитой при опрокидывании), руль почти невесом, он двигается золотниками гидросистемы. В случае отказа предусмотрено аварийное включение рулевого управления, чтобы машина некоторое время продолжала движение, и в этом случае смогла отъехать на безопасное место. Внутри кабины кроме кондиционера устанавливается монитор видеонаблюдения, с которого контролируется обстановка сзади, и дисплей контроля давления в шинах, что является собственной разработкой БелАЗа.
 
Был случай, когда в Бачатской ремзоне лопнуло колесо на более “скромном” 220-тоннике, образовалась воронка метровой глубины, несколько рабочих получило контузию, вылетели стекла в соседних зданиях, а сам самосвал получил повреждения. Ну и ко всему прочему нужно отметить, что БелАЗ-75600 грузоподъемностью в 320 т в 1,5 раза дешевле зарубежных аналогов, хотя и стоимость внушительна около 80 млн российских рублей. На данном этапе он работает с экскаватором “Харнишфегер 2800 ХРВ” стоимостью в 13 млн долларов, ковш которого вмещает 90 т породы.
 
БелАЗ-75600
БелАЗ-75600

Учитывая, что БелАЗ-75600 создан в Беларуси и конкурирует с такой сильной конструкторской школой, как США, где производство автомашин давно отлажено и имеются высокие передовые технологии, то создание такой модели большегруза является безусловным прорывом Белоруссии в области научно-технического прогресса на постсоветском пространстве. Завод и его коллектив нацелены в будущее.

 
Разработан проект технического перевооружения завода на 2008-2012 годы. Организуется производство ряда новых изделий, таких как карьерный самосвал грузоподъемностью в 90-110 т и 360 т.
 
У предприятия есть славное прошлое и достойное настоящее. Пользуясь случаем, хотелось бы поздравить всех с юбилеем.
 
Водитель-испытатель БелАЗ
Лагута Сергей Петрович

 

Share on facebook
Share on twitter
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on odnoklassniki
Share on vk

Добавить комментарий

Популярное

Узнавайте о самых горячих новостях первыми в нашем Telegram