По традиции февраль – особый месяц на календаре Белорусской автомобильной ассоциации («БАА»). Это пора подведения итогов за прошлый год. А он для большинства отечественных автодилеров выдался трудным.
Так, в 2010 году объем продаж новых автомобилей в нашей стране составил 12 899 легковых и коммерческих машин, что на 31 % ниже показателя 2009 года. Характерной особенностью белорусского рынка новых автомобилей стало перераспределение покупательского спроса в сторону российских брендов.
К примеру, продажи российских автомобилей в прошлом году выросли на 81 %, до 3 813 единиц. В то же время объем продаж машин европейских и азиатских брендов сократился на 45 % и составил 9 086 единицы. По итогам 2010 года лидерами белорусского рынка новых автомобилей стали «ВАЗ» (1531 проданный автомобиль/11,87 % рынка), «ГАЗ» (1420 автомобилей/11,01%) и Volkswagen (1208 автомобилей/9,37 %). Также показателен взлет Ульяновского автозавода, который занял в рейтинге пятое место с долей в 6,06 %, притом, что в 2009 году «УАЗ» занимал всего 2,09 % рынка.
Большинство продаж новых легковых автомобилей, как и раньше, приходится на Минск (46,98 %) и Минскую область (12,79 %).
Для прошлого года характерно увеличение доли юридических лиц как среди покупателей легковых автомобилей, так и среди покупателей коммерческих машин.
По мнению экспертов БАА, наибольшее влияние на состояние белорусского рынка новых автомобилей в прошлом году оказали следующие факторы: 1. Асимметричные таможенные пошлины для юридических и физических лиц.2. Отсутствие точной информации у потребителя о будущем развитии автомобильного рынка в стране.3. Большой объем ввезенных в страну подержанных автомобилей.
4. Потребительский шок после «ценовых войн».
5. Ограниченное автокредитование.
6. Рост «серого ввоза».
7. Переориентация спроса в сторону юридических лиц.
В 2010 году для авторынка были характерные следующие тенденции:
• дальнейшее стирание у покупателей границ между брендами (когда привлекательность бренда определяется не престижем, а доступностью, продаваемых под ним автомобилей);
• главный критерий выбора – цена;
• переориентация спроса в сторону подержанных автомобилей.
Если проследить динамику продаж, то наименьший спрос на новые автомобили был зафиксирован в январе (711 проданных автомобиля), а пик покупательской активности пришелся на декабрь, когда было реализовано 2038 машин. С января по август рынок практически не демонстрировал резких колебаний. Оживление продаж пришло только с наступлением осени, когда юрлица осваивают резервы и обновляют автомобильный парк. Стоит отметить, что в ноябре на волне сезонного спроса объем продаж даже превысил уровень 2009 года (1798 ед. против 1688 ед.).
Самой большой популярностью у белорусов пользовались автомобили субкомпактного класса, который в 2010 году вырос на 28,18 % (746 автомобилей). Эксперты связывают данный факт с переориентацией покупателей на недорогие экономичные машины с минимальным привлечением кредитных ресурсов. В то же время в остальных автомобильных сегментах было зафиксировано снижение продаж. Больше всего спрос упал на автомобили высшего (-60 %) и среднего класса (-67,61 %), а также мини-вэны (-77,31 %).
Сегмент легковых автомобилей в прошлом году просел на 40,3 % и составил 9 177 единицы. На первое место по объемам продаж вышел ВАЗ (16,68%), второе и третье место заняли Daewoo (10,81 %) и Skoda (6,70 %).
Первое место по продажам среди легковых машин принадлежит Daewoo Matiz (706 ед.). Далее следуют ВАЗ 2107 (486 ед.) и Samand (369 ед.). Примечательно, что помимо «семерки» в десятку самых популярных автомобилей вошли еще две модели Волжского автозавода – 2121 (314 ед./5 место) и Chevrolet Niva (192 ед./9 место). По итогам 2009 года в этом списке фигурировала лишь одна седьмая модель с показателем в 389 проданных автомобилей.
В классе субкомпактных автомобилей лидером выступает Daewoo Matiz, который, как уже отмечалось выше, разошелся у нас тиражом в 706 единиц. Продажи остальных машин этого сегмента ничтожны. Так, занявшие вторую и третью строчки рейтинга Peugeot 107 и Suzuki Splash за прошлый год нашли соответственно 12 и 10 покупателей.
Самым популярным автомобилем малого класса стал Renault Logan (318 ед.). На второй строчке расположился Chevrolet Aveo (174 ед.), третье место у Skoda Fabia (136 ед.).
Среди компактных автомобилей лучше других продавался ВАЗ 2107 (486 ед). На второе место вышел Samand (369 ед.), замыкает лидирующую «тройку» Skoda Octavia (255 ед.).
В среднем классе первые три места оккупировали модели концерна VAG: Skoda Superb (194 ед.), VW Passat (100 ед.) и Audi A4 (77 ед.).
В бизнес-классе лидирующие позиции принадлежат Audi A6 (59 ед.), Volvo S80 (24 ед.) и Nissan Teana (22 ед.).
Рейтинг автомобилей представительского класса по традиции возглавляют немецкие седаны: Audi A8 (18 ед.), Mercedes S (14 ед.) и BMW 7 (11 ед.).
Рейтинг автомобилей представительского класса по традиции возглавляют немецкие седаны: Audi A8 (18 ед.), Mercedes S (14 ед.) и BMW 7 (11 ед.).
Ситуацию, которая сложилась в сегменте малогабариных УПВ, иначе как парадоксальной не назовешь. Продажи здесь оказались даже ниже, чем в секторе дорогих представительских машин. Лидером сегмента стал Сitroen C3 Picasso (16 ед.), за ним расположились Honda Jazz и Opel Meriva (по 6 ед.)
Не очень активно продавались и компактвэны. Рейтинг возглавляет VW Touran с 59 реализованными автомобилями. В число самых популярных представителей класса также вошли Peugeot 3008 (43 ед.) и Ford C-MAX (27 ед.)
Новые мини-вэны в Беларуси с полным правом можно отнести к автомобильной экзотике, поскольку их объем продаж измеряется единицами. Самым продаваемым автомобилем здесь стал Mitsubishi Grandis (7 ед.), За ним расположились Honda Odyssey (3 ед.), Ford Galaxy и S-MAX (по 1 ед.).
Из малогабаритных кроссоверов и внедорожников наибольшим спросом пользовались российские Нивы: ВАЗ 2121 (314 ед.), Chevrolet Niva (192 ед), ВАЗ Niva (92 ед.)
Лидирующие позиции по продажам среди кроссоверов сегмента SUV-A принадлежат Mitsubishi Oultlander (178 ед.), Honda CR-V (137 ед.), Kia Sportage (80 ед.)
Призовую «тройку» сегмента кроссоверов и внедорожников cегмента SUV-A сформировали Hyundai Santa-Fe (140 ед.), Audi Q5 (97 ед.), Kia Sorento (42 ед.)
В классе полноразмерные кроссоверов и внедорожников лидерство захватили Toyota Land Cruiser (57 ед.), Infiniti FX35 (56 ед.) и VW Touareg (50 ед.).
Сегмент люксовых внедорожников поделили между собой Mercedes GL (17 ед.), Range Rover (10 ед.) и Сadillac Escalade (1 ед.)
Что касается рынка коммерческих автомобилей, то в прошлом году он вырос на 16 %, достигнув 3 722 единицы. Прирост в первую очередь обусловлен за счет увеличения реализации российских машин. Первую строчку в рейтинге продаж занял ГАЗ с рыночной долей 37,88 %. На второе место переместился Volkswagen (18,4 %), третьим стал «УАЗ» (14,54 %).
Самым популярным коммерческим автомобилем у белорусских покупателей признан ГАЗ – Газель (1 246 ед.), вторым идет УАЗ «Фермер» (511 ед.), третий – Peugeot Parher (298 ед.).
Как отмечают эксперты, в нынешнем году определяющим фактором в развитии белорусского автомобильного рынка станет ожидаемое решение о выравнивании таможенных пошлин для юридических и физических лиц. Однако официальной информации на этот счет еще нет, что не позволяет делать точные прогнозы. В любом случае, относительно устойчиво себя чувствовать будут те дилеры, которые занимаются продажей машин, выпускаемых в России, а также бюджетных автомобилей. Тенденция к увеличению среди покупателей юридических лиц свидетельствует о том, что в текущем году могут преуспеть дилеры с большей долей юрлиц в клиентском портфеле. Также можно прогнозировать стабилизацию рынка автокредитования. Тот факт, что сегодня размер процентных ставок в рублях по автокредитам фактически достиг докризисного уровня процентных ставок по кредитам в валюте, должен стимулировать население активней прибегать к услугам банков при покупке автомобилей.
Подготовил Денис АЛЕКСАНДРОВ.