Думается, прошедший 2008 год наши дилеры еще не раз будут вспоминать добрым словом. И есть от чего. Видимая стабильность национальной валюты к доллару и евро, а также относительно доступные кредиты обеспечили рост белорусского рынка новых автомобилей на 43,3 %. В нынешних кризисных условиях эти цифры кажутся почти что фантастическими…
Согласно данным Белорусской автомобильной ассоциации (БАА), в прошлом году емкость рынка новых импортных автомобилей в нашей стране составила 25 296 единиц. Из них подавляющее большинство (22 018 шт.) – легковые машины. Лидером в абсолютном выражении здесь стал Volkswagen, который реализовал 6 334 автомобиля, и тем самым довел свою рыночную долю до 25,04 %. Второе место с 2 703 проданными машинами заняла Toyota, на третье место, продемонстрировав впечатляющий рост продаж (с 717 автомобилей в 2007 году до 1702 – в прошлом), вышла Mazda.
В таком же порядке эти компании заняли первые три строчки в рейтинге продаж легковых автомобилей, правда, результаты Volkswagen тут скромнее – 4 397 машин. В целом, в прошлом году рост был характерен для большинства марок. Так из 20 наиболее крупных операторов сегмента легковых машин спад продаж по сравнению с 2007 годом отмечается только у Hyundai (-64 автомобиля), Subaru (-18 автомобилей) и Audi (-9 автомобилей). Нельзя не отметить явный прогресс китайского производителя Great Wall, опередившего по объему продаж (506 единиц) за прошлый год такие известные марки, как, например, Renault (428 шт.), Opel (427) и Honda (398) и теперь занимает 2 % объема новых автомобилей белорусского рынка.
Рынок новых импортных автомобилей 2008г
|
Рынок легковых автомобилей 2008г
|
Наибольшей популярностью в прошлом году у белорусов пользовались автомобили компакт-класса. Их было продано 5 758 единиц. Далее следуют классы: SUV (внедорожники) – 5 339 штук, средний (B – по классификации БАА) – 3 826, малый (А0) – 3 462, MPV (мини-вэны) – 1 977, супермини (A00) – 1 210, бизнес-класс (С) – 298, представительский (D) – 143 и премиум-класс (E) – 1 шт.
Если говорить о положительной динамике, то здесь наибольший рост продемонстрировал сегмент люксовых машин «премиум», который с одним проданным автомобилем прибавил аж 100 %. А если серьезно, то наиболее впечатляющий рост продемонстрировал класс MPV (+64,2 %).
Регистрация по классам легковые автомобили
|
Список 20 самых продаваемых на нашем рынке автомобилей возглавил VW Passat B6 (1 543 единиц). Второй показатель (1 014) у Dacia Logan, третий результат (1 004) за неувядающим Daewoo Matiz. Что интересно, на четвертое место в рейтинге (838 проданных автомобилей) вышел отнюдь не из дешевых внедорожник VW Tuareg. В то же время «народный» VW Golf занял лишь 16 место (355 шт.), уступив по популярности не только собственной модификации с кузовом седан Jetta (7 место – 568 шт.), но и китайскому кроссоверу Great Wall Hover (14 место – 395 шт.).
Топ 20 легковые модели
|
Любопытно проследить за темпами роста парка новых автомобилей по регионам республики. Так, самую высокую динамику прироста показал Гродненский регион (101,56 %), второй результат (+84,76 %) у Гомельского региона, замыкает же тройку лидеров Витебский регион (+72,17 %). Что касается Минского региона, то со своими скромными 44,7 % он занял в рейтинге последнее, шестое место. Причем, сам Минск довольствовался лишь 28,01 % роста, хотя на столицу по-прежнему приходится львиная доля проданных в стране новых машин (51,32 %).
Доля новых импортных автомобилей по регионам
|
Доля новых импортных автомобилей по регионам
|
Темпы прироста регистрации новых легковых автомобилей по регионам
|
Если проанализировать рынок по типу собственников, то выясняется, что среди клиентов автоцентров доминируют физические лица, на долю которых приходится 77,36 % проданных новых легковых автомобилей.
Собственники новых легковых автомобилей
|
Собственники новых легковых автомобилей
|
А какими результатами наши автодилеры смогут похвастаться в году наступившем? По прогнозам аналитиков в нынешнем году продажи новых автомобилей сократятся на 25-30 %. Как бы то ни было, но в январе это самое 25-процентное падение произошло. Однако до нас еще не дошла очередная «волна», которая сейчас накрывает рынки России и стран Европы. Так, по информации комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в январе российский рынок новых иномарок сократился на 33 %. Причем, по прогнозам экспертов этот показатель вскоре может достигнуть 50 %. На рынках наших западных соседей картина складывается неоднозначная. Согласно данным ассоциации европейских производителей автомобилей (ACEA) падение продаж новых машин за январь составило: в Латвии – 77,5 %, Литве – 67,3 %, Эстонии – 61,6 %, Польше – 5,3 %.
Как наши дилеры собираются бороться с падением продаж, вопрос из разряда интересных. К примеру, в недавнем пресс-релизе одного из них я прочел следующее: «в качестве одной из мер по сохранению старых и привлечению новых клиентов, операторы автомобильного рынка будут развивать личностный подход к каждому клиенту и проводить политику, ориентированную на клиентов». Интересно, а какую тогда политику операторы проводили раньше?
Денис АЛЕКСАНДРОВ.