Белорусская автомобильная ассоциация (БАА) опубликовала данные о продажах новых автомобилей за 2012 год. Согласно им в прошлом году было реализовано 20 648 машин, что на 27% больше, чем в 2011-м.
На первый взгляд тенденция роста рынка новых автомобилей на лицо — продажи стабильно увеличиваются второй год подряд. Однако не все так просто. Если в 2011 году на объемы реализации в немалой степени повлияли российские покупатели, то в прошлом — юридические лица, на долю которых пришлось 53% всех продаж легковых автомобилей и 97% коммерческих. Особенностью развития белорусского авторынка за последние 12 месяцев стало перераспределение покупательского спроса в сторону российских брендов (ВАЗ, ГАЗ, УАЗ), чьи продажи в суммарном выражении взметнулись на 138%, тогда как реализация так называемых иномарок выросла на скромные 6%. В 2012 году лидерами рынка стали ВАЗ с долей в 14,29 % (2951 проданных автомобиля), Volkswagen (12,52 %, 2586 ед.), Renault (10,01%, 2067 ед.). Показателен четвертый результат ГАЗа (8,52%, 1760 ед.), который вообще не занимается продажей легковых автомобилей и шестое место УАЗа (6,03%, 1245 ед.)
Эксперты БАА выделяют следующие факторы, оказавшие наибольшее влияние на состояние рынка новых автомобилей:
– Изменение формы взимания НДС
– Дорогие кредитные ресурсы
– Долгий процесс согласования новых цен с производителями и унификация прайс-листов с рынками стран Таможенного союза
– Негласный запрет на покупку новых автомобилей для юридический лиц с государственной формой собственности
– Колебания кросс-курсов EUR/USD.
– Серый ввоз автомобилей из России
Если анализировать продажи по классам, то наибольшей популярностью пользовались малолитражные автомобили (рост 60,52%, 6323 ед.), а наиболее высокую динамику продемонстрировал сегмент пикапов — 146,38% (340 ед.)
Самым популярным легковым автомобилем стал BAЗ «Приора» (1231 ед.). Второе место в рейтинге занял ВАЗ «Нива» (871 ед.). Третья позиция у Volkswagen Polo Sedan российской сборки (856 ед.).
В классе субкомпактов (сократился на 18,27%, суммарные продажи 331 ед.) традиционным лидером выступает Daewoo Matiz, который разошелся тиражом в 319 единиц. Продажи остальных автомобилей здесь настолько мизерны, что их можно считать экзотикой.
В классе автомобилей малого класса лидирует BAЗ «Приора» (1231 ед.). На второе место по популярности вышел Volkswagen Polo Sedan (856 ед.), третий — Renault Logan (759 ед.).
Рейтинг продаж компактных автомобилей (отрицательная динамика 8,21%, объем продаж 1979 ед.) возглавила Skoda Octavia (548 ед.). На второй строчке расположился Kia Ceed (230 ед.), на третьей — Mazda3 (156 ед.).
В среднем классе (падение — 0,91 %, продажи — 1204 ед.) самым популярным автомобилем стала Skoda Superb (209 ед.). За ним следуют Audi A4 (196 ед.) и W Passat (150 ед.).
Среди моделей бизнес-класса (лидирующие позиции принадлежат Audi A6 (183 ед.), Volvo S80 (52 ед.) и Mercedes-Benz E-класса (41 ед.).
В представительском классе (рост на 1,12%, продажи — 361 ед.) лучше всех продавались Porsche Panamera (23 ед.), Mercedes S-класса (16 ед.) и Audi A8 (12 ед.)
Класс универсалов повышенной вместимости просел на 40,15% до 313 ед. Среди малогабариных УПВ самым востребованными оказались Skoda Roomster (19 ед.) и Nissan Note (15 ед.). Продажи остальных автомобилей сегмента исчисляются единицами.
В число самых популярных компактвэнов вошли Peugeot 3008 (95 ед.), Chevrolet Orlando (63 ед.) и Toyota Verso (24 ед.).
В сегменте минивэнов отмечено некоторое оживление (33 проданных автомобиля против 16 в прошлом году). Лидер здесь прежний Ford S-MAX (12 ед.), второе и третье место разделили Ford Galaxy и Toyota Alphard (по 7 ед.).
Класс кроссоверов и внедорожников (СУВ) прирос на 9,82% (реализовано 5068 ед.)
Среди городских кроссоверов и компактных внедорожников наибольшую популярность снискали ВАЗ «Нива» (871 ед.), Renault Duster (275 ед.) и Chevrolet Niva (187 ед.).
Самый высокий результат продаж в сегменте компактных кроссоверов показал Kia Sportage (401 ед.), далее следуют УАЗ 3151 (286 ед.) Volkswagen Tiguan (121 ед.).
Первые три места в классе среднеразмерных кроссоверов и внедорожников распределили между собой Volvo XC60 (245 ед.), Audi Q5 (212 ед.) и УАЗ «Патриот» (152 ед.).
Среди полноразмерных кроссоверов и внедорожников наибольшим спросом пользовались VW Touareg (136 ед.), Volvo XC90 (124 ед.) и Mercedes-Benz ML (70 ед).
Самым популярным люксовым внедорожником стал – Lexus LX (26 ед.), который потеснил на пьедестале прежнего лидера Range Rover (16 ед.). В тройку лучших также вошел Mercedes-Benz GL (16 ед.).
В классе пикапов лучшие показатели продаж зафиксированы у УАЗ 23632 (157 ед.), Volkswagen Amarok (78 ед.) и Toyota HiLux (49 ед.).
По мнению экспертов, в текущем году на рынок новых автомобилей будут влиять как позитивные, так и негативными факторы. К первым можно отнести стабильные условия работы, поскольку власти не анонсируют каких-либо инициатив, которые ухудшили бы условия работы белорусских автодилеров. Оживить рынок должно и развитие системы Trade-in, а также рост благосостояние населения. Среди основных негативных факторов дилеры отмечают негативные тренды в экономике. Хотя власти хотя и заявляют, что платежи по внешним обязательствам не скажутся на состоянии экономики, бизнес все равно готовится к худшему. Ожить автомобильному рынку не дают и достаточно высокие процентные ставки по кредитам. Так в 2012 году на кредитные средства в среднем 3-5% всех продаж, что крайне низко для любого рынка. Если власти сдержат обещание и снизят ставку рефинансирования до 20-21%, то это станет главным катализатором роста продаж новых автомобилей в нынешнем году. Дилеры также отмечают, что на рынок будет оказывать заметное влияние растущее лобби российского автопрома. Ожидается, что в 2013 году это влияние еще больше возрастет.
Согласно прогнозам БАА, относительно устойчивыми в текущем году будут идти продажи тех марок, которые имеют производство в России. Эти автомобили будут пользоваться более высоким спросом в силу отсутствия растаможки и, как следствие, более привлекательных цен. Нельзя недооценивать и продукцию белорусско-китайских СП, которые активно приступают к сборке автомобилей. В пользу продукции данных автопроизводителей будет говорить цена и вполне вероятный протекторат на уровне правительства. Помимо этого, преуспеют бренды с высокой долей юридических лиц в клиентском портфеле. Также эксперты прогнозируют усиление конкуренции, в первую очередь в самых популярных малом и компактном классах.
Подготовил Денис Александров