25 июля пожарные Республики Беларусь отметят 165-летие своей службы.
А история ее началась в 1853 году, когда было принято решение о создании в Минске, тогда еще в губернском городе, такой государственной организации – предшественницы нынешнего Министерства по чрезвычайным ситуациям. А статус официального праздник получил после соответствующего Указа Президента, появившегося почти двадцать лет назад, в сентябре 1998 года. Поскольку нынешний праздничный день приходится на среду, его отметили в прошедшую субботу. По сложившейся многолетней традиции в белорусской столице он прошел в Центральном детском парке имени Максима Горького.
Торжества открыл большой парад на пр.Независимости, который начался в одиннадцать часов дня. Первой прошла рота почетного караула, вслед за которой еще несколько парадных расчетов.

А потом появилась основная, специальная, вспомогательная и инженерная техника , предназначенная для тушения пожаров и ликвидации других чрезвычайных ситуаций, представлявшая все областные центры и столицу. За все время с момента проведения подобных показов горожане еще не видели такого большого количества единиц мото – и автотехники. В общей сложности их оказалось более шестидесяти. Зрители увидели современные модели, стоящие сейчас на вооружении белорусского МЧС, и ретро экземпляры, уже давно снятые с эксплуатации. Некоторые из них специально к юбилею восстановили и поставили на ход.

“Мы хотели показать уникальную технику. Есть модели советского производства прошлого века, до сих пор стоящие в боевом расчете в некоторых подразделениях. И продемонстрировать современные машины, чтобы показать весь спектр задач, выполняемых нами”, – отметила официальный представитель Минского городского управления МЧС Ольга Мельченко.

Перед многочисленной зрительской аудиторией проехали точные копии транспортных средств начала прошлого века – конно-бочечный и насосно-линейный ход в сопровождении верхового – такой всадник с горном много лет назад следовал впереди пожарного обоза и громкими звуками своего инструмента подавал сигнал о приближении пожарных.

А потом появились первые дебютанты парада – три тяжелых советских мотоцикла. Раньше они использовались для перевозки личного состава и для тушения мелких очагов возгорания в сельской местности. Среди них – “Днепр-11”, выпущенный в 1985 г. Он долго не эксплуатировался, и его восстановили сотрудники МЧС в городе Витебске.

Оживление у собравшейся публики вызвало появление легковых и грузовых автомобилей, изготовленных в СССР в XX столетии на автозаводах в Москве, Горьком и в Тольятти.

Весьма представительной выглядела часть участников, представлявшая нынешнее поколение автотранспортных средств, основу которых составляла продукция ОАО “МАЗ” и ОАО “МЗКТ”.

Год назад на боевое дежурство в Заводском районе Минска заступил автомобильный коленчатый подъемник АПК-32, созданный на шасси 2-осного грузовика МАЗ-5340. Возможности этой машины позволяют тушить пожары и эвакуировать людей из зданий и сооружений с высоты 11-ти этажного дома. Она оснащена люлькой, в которой могут разместиться три человека и еще 80 кг груза.

Колесные тягачи МЗКТ-73011 производства Минского завода колесных тягачей послужили базой для установки на них оборудования для насосной перекачивающей станции “SIGMA” 20-1500, созданной в Чехии. Она стоит на вооружении Республиканского отряда специального назначения и используется для откачки воды при наводнениях и паводках. Ее скорость составляет 1500 л в минуту. Комплекс состоит из двух автотранспортных средств. На одном располагается сама станция, а на втором – рукава к ней.

Из Пинска в столицу приехали сотрудники и техника отдела понтонно-мостовой службы Пинского центра ГПАСУ “РОСН” МЧС Республики Беларусь, являющегося филиалом РОСН. В его задачи входит оборудование мостовых и паромных переправ через водные преграды.

“В состав боевого подразделения входит несколько отделов, в том числе и наш, понтонно-мостовой. В нем служит 16 военнослужащих, но и работники других служб обучены таким работам”, – объяснил начальник отдела понтонно-мостовой службы Руслан Любечко.

Пинчане привезли понтон комплекса мостостроительных средств, расположенный на ЗИЛ-131 1983 г.в., два автомобиля речного звена, установленные на КрАЗ-255Б 1981 г.в, и и автопоезд, состоящий из КамАЗа-4310 1980 г.в и буксирно-моторного катера БМК-150.

А еще в составе парадной колонны находились: штабной УАЗ Патриот 23632 из Борисова, недавно поступивший на службу, и специальные оперативно-служебные легковые машины Geely Atlas.

С интересом было встречено появление полноприводных (4х4) 405-килограммовых квадроциклов CFMOTO X8 EFI из Республиканского отряда специального назначения. Они используются для разведки, для поисково-спасательных работ, для патрулирования и пр. В сцепке с ними находились прицепы, где размещались снегоходы.


В ПАРКЕ
После завершения парада большинство транспортных средств уехало в свои регионы к месту постоянной службы. А оставшиеся экземпляры отправились в парк, где они присоединились к уже находившимся там автомобилям, не участвовавшим в праздничном показе. Выставленные автомобили, мотоциклы и квадроциклы пользовались популярность у посетителей парка.

Изучение ретро автомобилей посетителями паркаГостей праздника ждало еще одно знакомство. Напротив стадиона находилась совместная разработка Республиканского унитарного предприятия “Научно-производственный центр многофункциональных беспилотных комплексов” Национальной академии наук Беларуси и борисовского ООО “Пожснаб” – Наземный пункт управления беспилотных летательных аппаратов. Эта модель, изготовленная на автошасси МАЗ-5334, имеет рабочий отсек с местами для операторов и грузовой, где размещается оборудование.

P.s. По сведениям организаторов, в данном праздничном мероприятии приняло участие около ста единиц техники.

Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото автора
Автор выражает благодарность официальному представителю Минского городского управления МЧС Ольге Мельченко за предоставленные материалы.