7 июня в Москве стартовала самая длинная гонка в мире «Шелковый путь-2017»
Общая протяженность трассы “Шелковый путь” 9599 км пути, из которых 4094 км (43% дистанции) приходится на спецучастки: бескрайние степи, горные серпантины и коварные пески, рассказали в команде.
Марафон стартовал в Москве: после торжественной церемонии на Красной площади организаторы подготовили гонщикам ночной переезд в Чебоксары (а это около 700 км) с небольшим 61-километровым спецучастком – прологом. Каких-то сложностей пока не ожидается: настоящая борьба начнется уже на следующих этапах.
До этого команда успешно прошла административные и технические процедуры – к грузовикам МАЗ претензий не возникло. На машины наклеили стартовые номера, фамилии гонщиков и их группы крови. Делали это в строгом соответствии с цветографической схемой, что добавило сложностей: «дизайнерские изгибы» зачастую не позволяют нанести маркировку равномерно, а всем хочется, чтобы машина выглядела эстетично. Экипажи также обеспечили аптечками, огнетушителями, яркими жилетами, пледами и запасами питьевой воды.
Беларусь на ралли-рейде представит три экипажа. Спорткары практически не изменились с последнего «Дакара». Специалисты разве что повысили мощность и надёжность двигателей и установили новые кондиционеры, чтобы было легче пережить аномальную жару в пустыне Гоби. С собой команда взяла два типа шин для твердых дорог и песков.
Команда «МАЗ-СПОРТавто» выступает в привычном составе. Лидер команды Сергей Вязович едет вместе со штурманом Павлом Гараниным и механиком Андреем Жигулиным. Во второй экипаж вошли пилот Александр Василевский, штурман Дмитрий Вихренко и механик Антон Запорощенко. Третий грузовик повели пилот Алексей Вишневский, штурман Максим Новиков и механик Андрей Неверович.
Этап 1: первые «пристрелки»
В субботу, 8 июля, стартовала гоночная часть марафона Silk Way Rally: участников ждал большой перегон из Москвы в Чебоксары, более семи сотен километров (из которых 61,43 км составил спецучасток-пролог под Чебоксарами).
Больше всего беспокоила погода, которая могла сильно повлиять на состояние трассы пролога. Несмотря на свое отличное состояние, грунтовая дорога в случае сильных дождей и после проезда полусотни различных машин (более тридцати автомобилей и два десятка грузовиков) могла очень быстро «раскататься». К счастью, этого не произошло и большинство экипажей успешно преодолели дистанцию первого этапа Silk Way Rally 2017 года.
Ближе к Чебоксарам гонщиков ожидал спецучасток в 61 км, на котором пришлось «попрыгать» по просёлкам и полям и тем самым проверить на прочность качество подвески.
Несмотря на очень короткую (по меркам ралли-рейдов) дистанцию в шесть десятков километров, борьба под Чебоксарами развернулась нешуточная На всех промежуточных контрольных точках (на отметках 17 км, 33 км и 45 км) ситуация стремительно менялась, любой экипаж мог за несколько минут отыграть или потерять пару позиций. И только на самом финише можно было выявить быстрейшие экипажи – два первых места взяли чехи Мартин Коломы (Tatra Phoenix) и Алеш Лопрайс (Tatra 815/2), третьим к ним примкнул голландец Тон ван Генугтен (Iveco Trakker).
Среди белорусов лучшего всего выступил лидер команды Сергей Вязович. Его экипаж показал четвёртое время – около 52 минут. От победителя заезда – чеха Мартина Коломы на Tatra – белорусы отстали на 2 минуты 35 секунд.
В первую десятку попал и МАЗ Алексея Вишневского, который приехал девятым. Его время – около 55 минут, разница с лидером – 5 минут 29 секунд. Александр Василевский финишировал 17-м, преодолев спецучасток за час и проиграв чеху 11 минут.
«На трассе было очень скользко и грязно. В результате особенно сложно было управлять машиной при торможении. При этом зрители стояли очень близко к трассе, поэтому приходилось заранее сбрасывать скорость. Мы таких людей называем «бессмертными», поскольку стоят в опасной зоне и ничего не боятся», – рассказали в команде «МАЗ-СПОРТавто».
Этап 2. Раллийный МАЗ добрался до финиша после падения на бок
Второй этап Silk Way Rally, проходивший по маршруту между Чебоксарами и Уфой, сразу стал серьезным испытанием для всех участников. Несмотря на свою относительно небольшую боевую дистанцию (157 км), воскресный спецучасток полностью изменил ситуацию в грузовом зачете – никто из тройки лидеров первого дня не сумел сохранить свои позиции. К сожалению, второй день принес немало проблем и неприятностей экипажам белорусской команды «МАЗ-СПОРТавто» – большие потери времени и штрафы…
Трасса должна была стать непростым испытанием для экипажей грузовиков. Во-первых, обилие поворотов и коротких прямых очень сильно усложняло пилотирование тяжелых многотонных машин на узких грунтовых дорожках. Во-вторых, большое количество параллельных дорожек (часть из них можно было заметить лишь с большим трудом), развилок и перекрестков создавали немало проблем с навигацией – достаточно уйти не по той дороге и можно легко разминуться с контрольной точкой (после чего приходится либо возвращаться обратно и терять драгоценное время, либо смириться с солидным штрафом за пропуск контрольной точки).
Сложности маршруту добавили дожди, которые почти не утихали, что постоянно заставляло о состоянии трассы. Тем более, в прошлом году именно этот спецучасток пришлось отменить из-за сильных дождей, а сейчас история вполне могла повториться. Тогда получился бы большой переезд из Чебоксар в Уфу, без какой-либо борьбы на трассе. К счастью, история не получила продолжения. 9 июня утром экипажи вышли на старт спецучастка и начали очередной раунд сражения на российских дорогах.
С самого старта события складывались для белорусской команды весьма успешно. Сергей Вязович быстро перехватил инициативу и задал темп всей гонке, постоянно показывая лучшие времена на промежуточных контрольных точках. Успешно начал сегодняшнюю часть гонки и Алексей Василевский, стабильно шедший седьмым-восьмым. Но финальная треть дистанции превратилась в настоящую катастрофу. Сначала застрял Вишневский, положивший свой МАЗ 5309RR на бок – пока удалось поставить машину на колеса и добраться до финиша, все допустимые лимиты времени были исчерпаны. В итоге, Алексей получил фиксированное время прохождения дистанции (3 часа 50 минут) плюс почти 56 часов штрафа! Еще более обидными стали проблемы Вязовича, из-за которых лидер команды «МАЗ-СПОРТавто» потерял почти час!
Сергей Вязович (№304): «У нас ничего такого, весь спецучасток лидировали, а потом за шесть километров до финиша у нас развалился диск сцепления. И мы потратили час, чтобы сделать хоть что-нибудь, чтобы машина смогла ехать – и так доехали до финиша. Александр Василевский на вытаскивании Вишневского потерял не больше двадцати минут, все остальное потерял по темпу».
Алексей Вишневский (№316): «На трассе застряла Газель, объезжал ее по траве, а в ней оказалась промоина, попал в нее колесами правой стороны – и лег на борт. Промоина была большая, но ее не было видно. Мы не уложились в время, отведенное на прохождение СУ. Теперь получим штраф: это почти четыре часа норматива для СУ и дополнительное время за превышение лимита времени на спецучасток».
В настоящий момент в лидеры грузового зачета выдвинулись экипажи, пилотирующие грузовики двух голландских команд – Топ-3 составили Мартен ван ден Бринк из Mammoet Rallysport (Renault Sherpa), Герард де Рой и Артур Ардивичюс (оба на Iveco Powerstar, подготовленных Team De Rooy). Пока лучшим в составе белорусской команды «МАЗ-СПОРТавто» остается Сергей Вязович, занимающий двенадцатую позицию с отставанием в 56 минут от лидера. Завтра участников ждет самый длинный спецучасток на территории России (329,25 км), после чего участники перебираются в Казахстан и завершают день в Костанае.
Результаты второго этапа (спецучасток Чебоксары – Уфа, дистанция 157 км)
1. Ван ден Бринк/Моув/Козловски (NL/NL/CZ, Renault Sherpa) 2:09.45
2. Де Рой/Торральярдона/Родевальд (NL/E/PL, Iveco Powerstar) +2.04
3. Ардавичюс/Брёйнкенс/Хёйсман (KZ/B/NL, Iveco Powerstar) +3.17
4. Шибалов/Мокеев/Никитин (RUS, КАМАЗ 4326) +4.00
5. Сотников/Ахмадеев/Мустафин (RUS, КАМАЗ 43509) +4.57
…12. Вязович/Гаранин/Жигулин (BY, МАЗ 5309RR) +59.19
…15. Василевский/Вихренко/Запорощенко (BY, МАЗ 5309RR) +1:24.03
…17. Вишневский/Новиков/Неверович (BY, МАЗ 5309RR) +1:40.15
Положение после двух этапов:
1. Ван ден Бринк/Моув/Козловски (NL/NL/CZ, Renault Sherpa) 3:05.20
2. Де Рой/Торральярдона/Родевальд (NL/E/PL, Iveco Powerstar) +0.13
3. Ардавичюс/Брёйнкенс/Хёйсман (KZ/B/NL, Iveco Powerstar) +1.31
4. Шибалов/Мокеев/Никитин (RUS, КАМАЗ 4326) +2.26
5. Коломы/Стросс/Эрнст (CZ, Tatra Buggyra Phoenix) +5.38
…12. Вязович/Гаранин/Жигулин (BY, МАЗ 5309RR) +56.02
…13. Василевский/Вихренко/Запорощенко (BY, МАЗ 5309RR) +1:29.13
…19. Вишневский/Новиков/Неверович (BY, МАЗ 5309RR) +53:39.52
Третий этап станет последним, который пройдёт на территории России. Протяжённость спецучастка составит солидные 329 км. Гонщиков ожидают скоростные трассы с частыми сменами направления, а густая трава и кустарники заставят пилотов понервничать.
Напомним, что ралли-рейд «Шёлковый путь-2017» проходит по территориям России, Казахстана и Китая. Завершится гонка 22 июля в китайском городе Сиань. Протяженность дистанции составляет 9599 км, из которых 4094 км приходится на спецучастки. Среди испытаний – бескрайние степи, опасные горные серпантины, коварные пески и огромные дюны. Евразийский марафон по уровню сложности не уступает всемирно известному «Дакару».