Через несколько дней в нашей стране будет отмечаться 77-летие Победы в Великой Отечественной войне. 8 мая 1945 года в Берлине был подписан акт о безоговорочной капитуляции нацистской Германии. Символами того героического времени наряду с другими моделями военной техники стали танк Т-34, самолет ИЛ-2 и гвардейский реактивный миномет “Катюша”.
Немного истории
Первой советской многозарядной реактивной установкой залпового огня явилась боевая машина БМ-13, расположенная на шасси трехосного грузовика ЗИС-6. За годы войны было создано около двух десятков различных модификаций таких систем, которые размещались на кораблях, самолетах, танках и др. боевой технике. Но основными транспортными средствами для них послужили автомобили отечественного и зарубежного производства.
Самой массовой и самой известной стала модель БМ-13Н (“нормализованная”), поступившая на вооружение Красной Армии в 1943 году. Базой для нее послужил американский полноприводный трехосник Studebaker US6, в больших количествах поступавший в СССР из США по программе ленд-лиза. Основу конструкции РСЗО составляла поворотная металлическая ферма с пакетом из 8 рельсовых направляющих для снарядов “М-13” РС-132.
БМ-13Н для военного музея в Электростали
В начале апреля один экземпляр БМ-13Н из Санкт-Петербурга в Электросталь привезли на автопоезде представители городского отделения российской Межрегиональной общественной организации содействия изучению и эксплуатации военной техники “Военно-техническое общество”. Ее изготовили санкт-петербуржцы по специальному заказу для будущей экспозиции строящегося для данной организации местного военно-исторического музея.
“По нашему заказу к сборке этого автомобиля специалисты одного из частных предприятий северной российской столицы приступили в декабре прошлого года ”, – рассказал председатель электростальского отделения “ВТО” майор запаса Игорь Комолов.
Базовое автошасси привезли из Австралии. Его полностью разобрали, и все отреставрировали. Несмотря на возраст, а на грузовике осталась табличка, что его изготовили в 1943 году, автотранспортное средство за небольшим исключением (кроме шин, которые заменили на современные) сохранилось в оригинальном состоянии.
Особую ценность представляет штатный 95-сильный оригинальный рядный карбюраторный 6-цилиндровый двигатель “Hercules JXD” рабочим объемом 5240 см³, который “дожил” до нынешнего времени практически в заводской комплектации. Российские реставраторы полностью разобрали мотор, почистили все его детали и привели их в рабочее состояние.
Соответствуют штатным передние и задние подвески, а также мосты, диски колес и пр.
Кабина заокеанской автотехники внутри и снаружи выглядит так, как и 79 лет назад. Все полностью аутентично: сиденья, рулевое колесо, приборы управления, рычаги, педали и пр. В хорошем техническом состоянии находится кузовное железо. К сожалению, некоторые конструктивные элементы из-за возникших дефектов пришлось заменить на другие, но идентичные: трубки, шланги, резиновые прокладки и др.
Чтобы увидеть собранное изделие и проверить его ходовые качества, Игорь Комолов специально приезжал в Питер. Он проехал на автомобиле по городу и остался им доволен.
Вторым этапом стал монтаж на грузовик самой реактивной установки. Кстати, она тоже полностью оригинальная. Но непригодная “для проведения стрельбы в связи с тем, что механизм произведения запуска ракет на направляющих и сами направляющие значительно повреждены коррозией, что не позволяет вести стрельбу”, – написано в официальном заключении экспертизы на БМ-13Н. Да и сами ракеты являются только муляжами настоящих и изготовлены из пластмассы.
P.S. Чтобы автораритет вернуть к жизни, автореставраторам пришлось приложить немало усилий. И сейчас БМ-13Н относится к категории культурных ценностей. Данный экземпляр находится в отличном техническом состоянии и готов к эксплуатации в качестве демонстрационной и интерактивной модели, а также в качестве макета и наглядного пособия. Он полностью комплектен, а все его узлы и агрегаты соответствуют заводским. Уже 9 мая планируется его участие в параде военной ретро техники, который пройдет в Электростали. Заканчиваются приготовления автотехники к этому событию.
До открытия военного музея для временного хранения автомобиля предназначен строящийся ангар, где также разместятся две модели реактивных установок залпового огня на шасси ЗИС-6 и ЗИЛ-157, имеющиеся у электростальцев.
“Мы еще хотим заказать в Санкт-Петербурге для нашей коллекции раритетной военной автотехники реактивные установки на шасси автомобилей GMC и International. Но есть определенные сложности, в том числе связанные с финансами ”, – отметил Игорь Анатольевич.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото И.Комолова
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Музей “Катюш” в Электростали
Экспонат “Катюша” БМ-13 на шасси ЗИС-6 для военного музея в Электростали