Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

Борис Каравкин и его “Фантазия”

27 Просмотров

 
Современной молодежи трудно себе представить, что в период существования Советского Союза поток автомобилей на наших улицах был во много раз меньше, чем сейчас. А вот люди старших поколений еще помнят, что тогда иномарки встречались крайне редко, а советский автопром выпускал свои машины в небольших количествах, которых на всех желающих не хватало. На них, как и на другие отечественные товары, в стране ощущался большой дефицит. Даже собранная на покупку автотехники необходимая сумма  не означала скорое приобретение долгожданного средства передвижения. Все равно приходилось ждать долгое время.

И в СССР появилось движение, которое можно условно назвать  “Автомобиль своими руками”.  Оно получило особое распространение в 70-80-е годы прошлого столетия.  Автолюбители сами стали делать для себя автотранспортные средства, используя для них заводские и самодельные узлы и агрегаты. Под свою опеку их взял один из самых популярных в стране журнал “Техника-молодежи”, издававшийся в Москве. В нем печатались материалы о  мастерах-самодельщиках и их моделях. Редакция “ТМ” организовывала автопробеги по различным регионам некогда одного большого государства. Принимали в них участие и жители нашей страны, тогда союзной республики БССР. Среди них находился и минчанин Борис Каравкин. Особенно ему запомнилась поездка по Белоруссии в 1978 году, посвященная 60-летию ВЛКСМ. В ней участвовали 7 или 8 автосамоделок.

РОЖДЕНИЕ “ФАНТАЗИИ”

Борис Каравкин и его “Фантазия” Автомобиль Фантазия на выставке Автоэкзотика в 2003 году

С Борисом Иосифовичем я познакомился в 2003 году во время проведения в Минске выставки “Автоэкзотика”, куда он приехал на самодельном автомобиле. Это мероприятие проходило в середине сентября на территории стадиона Белорусского национального технического университета (БНТУ).  Ее участниками стали владельцы ретро и самодельных авто и мототехники . Очень жаль, что подобные автофорумы уже давно не проводятся в Республике Беларусь. А вот у наших соседей, в России, они получили постоянную прописку и пользуются большой популярностью у россиян и зарубежных гостей.

К моменту нашего знакомства Борис Каравкин, художник-дизайнер по основной профессии, был опытным конструктором и пользовался заслуженным уважением у коллег по техническому творчеству. А все начиналось в конце 60-х годов XX столетия, когда он пришел работать в Минское высшее инженерное зенитное ракетное училище ПВО. Вначале было сильное желание купить серийную советскую машину. Но сделать это не удалось. Уж больно долго пришлось бы ждать пока придет его очередь на приобретение. И он пошел другим путем.

История самодельного автомобиля, который его  создатель назвал “Фантазия” (так записано и в техпаспорте), началась в 1968 году. Кстати, недавно узнал, что автотранспортное средство могло получить и другое имя “Мечта”, “Искра” и др, но, по предложению матери, остановился на данном варианте.

К началу работы над будущей моделью новый сотрудник МВИЗРУ приступил, имея за плечами определенный опыт в конструировании. В свое время вместе с товарищем они собрали аэросани и мотороллер. Но вот в автомобильном деле знаний еще не хватало.  Необходимые навыки приобретались, как признался конструктор, “с колес”. Коллега сделал свой “безлошадный экипаж”, и Борису тоже захотелось создать  средство передвижения собственной конструкции.

Вначале появились чертежи будущего автотранспортного средства, сделанные с учетом жестких требований всесоюзной Государственной автомобильной инспекции, ограничивавшие габариты  модели размерами 3,5 х 1,5 м.

“Нужно было уложиться в габариты, сделать так, чтобы смотрелся и дизайн, и удачно вписывались агрегаты”, — говорил мой собеседник.

Были проведены все расчеты. Здесь пригодились навыки художника и дизайнера. После подготовки всей документации наступил производственный этап, когда автор приступил к практической реализации своей идеи. Для этого он приобрел все необходимые материалы и в своей домашней мастерской приступил к делу.

Вначале в качестве базы для автотехники Борис Каравкин хотел взять мотоколяску.

“Посмотрел, попробовал, прорисовал. Ничего не вписывается и не интересно”, — рассказал автоконструктор.

Поэтому все пришлось делать “с нуля”: сварить раму собственной конструкции. Двухцветный каркасный кузов автотехники стальной и обшит дюралем. Спереди модель напоминает очертания носа танка ИС-3, а в целом – ракету. Сказались военная служба в Челябинском танковом училище и влияние первых космических полетов советских космонавтов.  

Из серийных деталей в машине установлены задние амортизаторы от “Волги” и рычаги от “Запорожца”.

“Спустя пять лет, “сталинская пятилетка”, — как с улыбкой сказал сам создатель — в 1973 году уникальный экземпляр появился на свет.  Не без сложностей в ГАИ поставили его на учет.

 С течением времени “Фантазия” постоянно совершенствовалась. Первый двигатель для нее был взят от “Запорожца”, потом его заменил “движок” от “Skoda”. А когда правоохранительные органы стали разрешать установку  более мощных силовых агрегатов в 1993 году, “железным сердцем” стал мотор  от“копейки” ВАЗ-2101 “Жигули”.  

Изменились и подвеска, оформление решетки радиатора и обновился салон.

К сожалению, по мнению Бориса Иосифовича, с появлением иномарок интерес к самодеятельному творчеству в нашей стране пропал.

СУДЬБА “ФАНТАЗИИ”

Борис Каравкин и его “Фантазия” Фантазия в музейной экспозиции деревни Забродье

Несколько лет назад Борис Каравкин умер. Его родные решили продать автомобиль-самоделку. В интернете они нашли адрес автомобильного музея в деревне Забродье. И весной нынешнего года дочка конструктора позвонила владельцу и основателю музейной коллекции Даниле Цитовичу. Он приехал в Минск и захотел приобрести уникальный экземпляр. У него уже есть две самодельные машины “Брест 1”и “Лань” и третья стала бы их хорошим дополнением. Но цена оказалась слишком высокой. 

Стороны пришли к компромиссному решению: Данила забирает автомобиль к себе и ставит вместе с другими экспонатами. Но вешает на нем объявление о продаже. Погрузив автотранспортное средство на специальный автоэвакуатор, он отвез  его к себе в Забродье.

“Автомобиль находится в прекрасном техническом состоянии и мог бы своим ходом доехать до музея. Но я не хотел “мучить” машину, созданную более сорока лет назад”, — сказал Данила Цитович корреспонденту “АД”.

Сейчас автотехника, как и некоторые другие экспонаты коллекции, стоит под открытым небом. Но уже в ближайшее время планируется поставить ее под навес.

P.s. Хочется надеяться, что со временем родственники Бориса Каравкина и владелец  музея в Забродье придут к взаимовыгодному соглашению. И автомобильная техника останется музейным экспонатом, чтобы ее могли увидеть не только жители нашей страны, но и зарубежные гости.

Юрий ВЛОДАВСКИЙ
В статье использованы материалы периодической печати и архивы автора
Фото автора и Д.Цитовича

 

 
 
 

Share on facebook
Share on twitter
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on odnoklassniki
Share on vk
0 комментарий

Вам так же понравится

Оставить комментарий