Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

Главная Журнал АвтодайджестНемного истории Бронеавтомобиль БА-64Б из Слуцка

Бронеавтомобиль БА-64Б из Слуцка

от S_vetik
18 Просмотров

С 2013 года в Республике Беларусь, как в Казахстане и в России, 5 ноября отмечался День военного разведчика (День военной разведки). Дату для празднования выбрали не случайно. Именно в этот день в далеком уже 1918 году было основано Регистрационное управление, подразделение, входившее в состав Полевого штаба Красной Армии. Оно отвечало за внешнюю и внутреннюю разведку. Семь лет назад белорусы впервые отпраздновали данное событие.

БА-64Б Небольшой экскурс в историю

БА-64Б

БА-64Б в экспозиции нижегородского кремля

На протяжении всего периода существования Советского Союза в нем выпускали различные легкие броневики для проведения разведки. Одной из таких моделей стал бронеавтомобиль БА-64, базой для которого послужил автомобиль ГАЗ-64. На вооружение шестдесят четверку приняли в марте 1942 года. Одной из главных ее проблем явилась недостаточная боковая устойчивость из-за узкой колеи машины. Когда на смену ГАЗ-64 пришел ГАЗ-67Б, его шасси послужило основой для более совершенного БА-64Б с более широкой колелей, рядом других технических улучшений в конструкции по сравнению с предшественником и более мощным вооружением. Изготавливалась бронемашина с сентября 1943 до 1946 года включительно.

Некоторые тех.характеристики БА-64Б

Масса – 2425 кг
Бронирование дифференцированное, с рациональными углами наклона от 15 до 6 мм.
Двигатель от ГАЗ-М1, мощность 54 л.с.
Экипаж – 2 человека
Вооружение пулемет ДТ калибра 7,62 мм
Копийная модель Владимира Протасени

В настоящее время в мире осталось всего несколько экземпляров таких бронеавтомобилей. К сожалению, в нашей стране оригинальных таких экземпляров нет. Поэтому известный белорусский автореставратор и коллекционер военной техники Владимир Протасеня из Слуцка решил изготовить точную копию БА-64Б.  Идея появилась в начале нынешнего столетия, когда Владимир Адамович увидел броневик на выставке “Автоэкзотика” в Москве. А к реализации задуманного проекта случанин приступил спутя несколько лет. Но предварительно белорус съездил в российскую столицу, где посетил Музей техники Вадима Задорожного накануне его открытия. Здесь сохранился оригинальный экземпляр.

БА-64Б

Бронеавтомобиль БА-64Б в Музее техники В.Задорожного

“В течении дня, пока не было посетителей я с помощью фотоаппапата сделал порядка 200 фотографий оригинального БА-64Б во всех ракурсах”, — отметил Владимир Протасеня.

А еще провел необходимые замеры и тщательно изучил комплектацию музейного экспоната.

Весь собранный материал, вернувшись домой, реставратор отдал учителю труда и черчения Леониду Сучку, сделавшему по ним все необходимые расчеты и чертежи для последующей постройки бронеавтомобиля.

БА-64Б

Л.Сучок во время сборки БА-64Б

Настолько точные, что ими решили воспользоваться и киевляне, специально приезжавшие за ними в Беларусь.

“Чертежи БА-64Б можно найти в интернете, но они не точные. В них не показаны наклонные листы, которые с помощью штангельциркуля не измеришь. В этом состоит главная сложность при создании копии бронаавтомобиля”, — пояснил Владимир Адамович.

После получения всей документации Владимир Протасеня с коллегами приступил к долгожданной работе. К этому времени он уже приобрел несколько ГАЗ-67Б, агрегаты от которых мастер решил, в основном,  использовать в своей будущей машине: шасси, двигатель, раму, все приборы, и пр.  Осталась прежней электропроводка.

“Что касается рамы, то на ее пришлось установить некоторые новодельные отсутствовавшие элементы, которых не было в конструкции ГАЗ-67Б, но были на БА-64Б”, — уточнил Владимир Протасеня.

Некоторых деталей не хватало, вместо них пришлось изготовить новые, в частности бампер с передними лонжеронами.

Много времени ушло на изготовление корпуса. Вначале с помощью “гильотины” – станка для резки и рубки металла нарубили отдельные листы такой же толщины, как и в реальной модели, но не бронированные. А потом их сварили вместе и установили на автошасси и закрепили.

Сборочный процесс продолжался в течение трех лет и завершился в год 65-летия освобождения республики от немецких захватчиков. Первый показ в Минске созданного случанами БА-64Б состоялся в мае 2009 года в парке “Дримлэнд” на мероприяии “Ретро-Минск”, организованном  ОО “АвтоАмерика”. После его завершения все участники посетили историко-культурный комплекс “Линия Сталина”.

БА-64Б

В.Протасеня с БА-64Б

БА-64Б

БА-64Б в парке Дримлэнд

“Здесь наш бронеавтомобиль увидел директор благотварительного фонда помощи воинам-интернационалистам “Память Афгана” Александр Метла и пригласил нас для участия в предстоящем в следующем году параде, посвященном 65-летию победы над Германией”, — рассказал Владимир Протасеня.

БА-64Б

А.Метла и В.Протасеня

Так спустя год 9 мая 2010 г. БА-64Б проехал в колонне военной ретротехники по проспеку Победителей белорусской столицы.

БА-64Б

БА-64Б на параде 9 мая 2010г

Потом еще на протяжении нескольких лет бронеавтомобиль участвовал в различных республиканских выставках и фестивалях. А потом по заключенному договору его отправили в Московскую область  в экспозицию танкового музея в Кубинке, где он находится и сейчас.

БА-64Б

БА-64Б на одном из республиканских мероприятий

P.S. В следующемгоду Владимир Протасеня с коллегами планирует изготовить второй экземпляр БА-64Б. Уже собрана вся комплектация для него, в том числе и рама уже в оригинальной комплектации от настоящего бронеавтомобиля. Сварин и корпус, который проходит процесс искусственного старения для создания большей достоверности с реальной моделью.

Юрий Влодавский
Фото автора и В.Протасени

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Владимир Протасеня и его “Автомир”

Share on facebook
Share on twitter
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on odnoklassniki
Share on vk
0 комментарий

Вам так же понравится

Оставить комментарий