Бронеавтомобили мира

Просмотрено

Бронеавтомобили мираСовременную армию невозможно представить без колесной бронетехники. Этот спецавтотранспорт принимал самое активное участие во всех  военных конфликтах последнего времени. Нам хорошо известна бронетанковая техника, созданная в Советском Союзе.

 

Из различных телевизионных передач, из газет и журналов мы имеем некоторое представление о моделях, выпускаемых на территории СНГ в настоящее время. А вот продукция западного военпрома нам практически не знакома. В наших музеях ее просто нет. В конце 90-х годов прошлого века мне посчастливилось побывать в одном из крупнейших бронетанковых музеев – в израильском городе Латруне. Ближний Восток был и остается одной из самых горячих точек в мире, где постоянно происходят такие столкновения. Поэтому неудивительно, что именно в здешней экспозиции можно увидеть большое количество бронеавтораритетов и современных образцов вооружений, изготовленных во многих странах в разное время. Вот некоторые из этих экспонатов.

 

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. БТР FV.602 «САРАЦИН»


В 1952 году военная промышленность Великобритании изготовила опытный образец БТР FV.602 «Сарацин». Этот 3-осный полноприводный 9-тонный бронеавтомобиль колесной формулы 6х6 имел толщину брони в лобовой части корпуса 16 мм. Он оснащался башней, в которой устанавливался пулемет калибра 7,62 мм с углом обстрела в горизонтальной плоскости – 360 и в вертикальной – от -12 до +45 градусов. Сзади располагался зенитный пулемет. Общий боекомплект к ним составлял 3600 патронов. Экипаж машины – два человека. В передней части находилось место водителя, сзади слева от него располагался командир, а справа – радист.

 

Для размещения десанта, состоявшего из десяти солдат, предназначались две скамейки, располагавшиеся вдоль бортов боевого отделения. Высадка десанта осуществлялась через двухстворчатую бронированную дверь в кормовом бронелисте. Десантники могли вести огонь по противнику через прямоугольные амбразуры, закрытые бронезаслонками. Они находились в бортах боевого отделения по три с каждой из сторон и еще две – в кормовом бронелисте.

 

«Сарацин» имел такую же ходовую часть, как и другой БТР «Саладин». Но в отличие от последнего, двигатель у него располагался над передней осью и прикрывался бронированным капотом.

 

Бронетехника могла преодолевать подъем в 24 градуса, стенку высотой 0,45 м и траншею шириной 1,52 м. Вначале на нем устанавливался двигатель мощностью в 160 л. с. Но в 90-х годах была разработана модификация с более мощным 180-сильным дизельным двигателем.

 

Серийное производство бронеавтомобиля началось в 1953 году и завершилось в 1972 году. Всего было изготовлено порядка 1838 единиц бронетехники. В 1993 году модель сняли с вооружения. «Сарацины» стояли на вооружении и других стран – Индонезии, Иордании, Катара, Ливана и др.

 

На базе БТР выпускались командно-штабные машины с открытым верхом, санитарный автомобиль и прочая бронеавтотехника. 

 

ФРАНЦИЯ. AML-90

В 1968 году на вооружение армии Франции поступили бронеавтомобили AML-90.  Эта полноприводная  машина колесной формулы 4х4 с экипажем из трех человека (командир, водитель и стрелок). Она оснащалась 90-миллимеировой пушкой с боекомплектом 20 снарядов и спаренным с ней пулеметом калибра 7,62 мм с боекомплектом 2000 патронов. Все вооружение размещалось во вращающейся двухместной башне, и было стабилизировано в двух плоскостях. А в задней ее части и по бортам располагались  дымовые гранатометы (по два с каждой стороны).

 

Такие автомобили предназначались для проведения рейдов по тылам противника. Однако недостаточные запасы горючего и боеприпасов ограничивали их возможности. Поэтому дополнительно стали устанавливать съемные бронированные контейнеры на 40 снарядов и 8000 патронов – с левой стороны корпуса и на 2000 патронов – снаружи на задней стенке башни. А также дополнительный топливный бак, что  позволило увеличить  запас хода по шоссе до 1200 км. 

 

У броневиков была еще одна задача. Разработчики AML-90 понимали, что в открытом бою они не могут противостоять танкам. Но по своему силуэту они напоминали  эти бронированные гусеничные машины. Поэтому предполагалось их использовать для введения противника в заблуждение для выигрыша времени до подхода настоящих танковых соединений. Но на практике сделать этого не удалось.

 

По своей огневой мощи подразделения из 12–15 таких автомобилей на дистанции 3 километра было эквивалентно артогню шести 105-миллиметровых гаубиц.

 

AML-90 принимали участие во многих военных конфликтах.  Практически ни одна из операций французских войск в Северной и Центральной Африке не обошлась без них.

 

ИЗРАИЛЬ. СЕМЕЙСТВО БРОНЕАВТОМОБИЛЕЙ RAM

В 70-е годы прошлого века на вооружение Армии обороны Израиля поступили бронеавтомобили семейства RAM. Первые машины имели индекс RBY Mk.1. Они оснащались бензиновыми двигателями Додж и предназначались для патрулирования местности, для ведения визуальной разведки, а также для использования в качестве базы для размещения различного вооружения. Их изготавливали на заводе в городе Бер-Шеба. Потом в 1979 году им на смену пришли более современные RAM. В отличие от предшественников на этих полноприводных автомобилях колесной формулы 4х4 использовались  дизельные 132-сильные шестицилиндровые моторы K.A.D.F. 6L912, размещавшиеся в моторно-трансмиссионом отделении в задней части бронеавтомобиля. Новая автотехника также имела автоматическую трансмиссию и шины большого диаметра для увеличения дорожного просвета. Ее корпус изготавливался из стали толщиной 8 мм.

 

RAM имела две основные модификации: V-1 с открытым сверху корпусом и V-2 – полностью закрытым. Выпускались также модели с короткой колесной базой 3.4 м (как V-1, так V-2) и длиной 3.9 м (V–1L и V-2L).
Экипаж таких автомобилей состоял из двух человек.

 

На базе бронеавтомобилей выпускались также бронетранспортер с тремя пулеметами калибра 7,62 мм; 52-мм самоходный миномет, противотанковая машина ближнего радиуса действия со 106 мм безоткатным орудием и др.

 
Юрий ВЛОДАВСКИЙ.

 

 

В статье использованы материалы
автора и периодической печати.
Фото Дм. Янчевский (Израиль).

 

Share on facebook
Share on twitter
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on odnoklassniki
Share on vk

Добавить комментарий